Слайд 1Причины трудностей при обучении чтению и их коррекция
Слайд 2Психологическая структура процесса чтения
Зрительное восприятие
Соотнесение букв и звуков
Звуковое воспроизведение зрительного
образа слова (прочтение)
Понимание прочитанного
Слайд 3овладение звуко-буквенными обозначениями;
послоговое чтение;
ступень становления синтетических приемов чтения;
ступень синтетического чтения.
В работах Т. Г. Егорова выделяются следующие ступени
формирования навыка чтения:
Слайд 4Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности
следующих функций:
фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);
фонематического анализа (возможности выделения звуков
из речи);
зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
пространственных представлений;
зрительного мнезиса (возможности точного запомина2ния зрительного образа букв).
Слайд 5Механизмы нарушения чтения рассматриваются в двух аспектах:
психолингвистическом
психологическом
Слайд 6В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное неформированностью
психических
функций
недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания):
нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза
нарушение
пространственных представлений
нарушение мнестических процессов (зрительная, слуховая, тактильная).
недоразвитие слухового восприятия
недоразвитие фонематического процессов
нарушение устной речи: недоразвитие звукопроизношения, недоразвитие грамматического строя, недоразвитие лексики
нарушение или недоразвитие слухо-моторных координаций
недоразвитие зрительно- моторных координаций.
недоразвитие тактильного восприятия.
недоразвитие эмоционально-волевой сферы
неоткрытые механизмы.
Слайд 7В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных
операций процесса
чтения
несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в
слове)
несформированность языковых операций, операций со звуками, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень)
нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).
Слайд 8Дислексия представлена
следующими видами:
Фонематическая, связанная с недоразвитием слуховой дифференциацией фонем
(цапля-сапля, газете-казета) и с недоразвитием фонематического анализа и синтеза (труба-туруба,
печенье-чепенье)
Аграмматическая, связанна с недоразвитием грамматических обобщений (дети идет в школу)
Семантическая – нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.
Оптическая связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений
Мнестическая проявляется в трудностях запоминания всех букв.
Слайд 9Симптоматика нарушений чтения
Слайд 10Основные принципы коррекционной работы
Принцип комплексности
Патогенетический принцип
Принцип учета симптоматики и степени
выраженности нарушений
Принцип опоры на сохранное звено, анализаторные системы, на их
взаимодействие (принцип обходного пути
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Принцип системности
Принцип постепенного усложнения задания и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»
Онтогенетический принцип
Слайд 11Упражнение, развивающие боковое зрение
и отрабатывающие прямой взгляд.
НИ 1 НА
МА 2 ША
ЗИ 3 МА
СИ 4 МА
Слайд 12Задание: как можно быстрее назвать все числа по порядку от10
до 25, указывая карандашом или пальчиком.
Помни! Глаза смотрят в центр
таблицы, в число 10.
Слайд 13В течение одной минуты рассмотри каждый прямоугольник отдельно. Каких букв
больше в первом прямоугольнике, а каких - во втором?
Слайд 14Выложи из палочек или спичек буквы
Л – А – И
– Н – П – Г – Т – Е
– К – Ж – Х – Ш – Щ…
По мере выполнения задания рассказывай, как одна буква превращается в другую.
Слайд 15Для формирования полноценных фонематических процессов предлагаются виды заданий:
1.Подумай, какие буквы
надо добавить и почему?
2. Вставь гласную или согласную букву так,
чтобы получилось слово
Л – К ( У Ю Е А И)
СТ – Л (У А Е О Ы)
- АЛКИ (Г Ж В С Н П Б)
Б – НТ (А У И Е О Ы Ю)
КО – А (Р З Л С Ж)
Меняется ли значение слова и почему?
Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке.
Расскажи о звуковом составе слов, в которых две гласные.
Слайд 163. Что нужно сделать, чтобы:
- слово мука превратилось в слово
рука;
- салат – в халат;
- каска – в краска;
- мошка
– в мышка;
- волки – в вилки;
- кол – в укол.
4. Восстанови слова по данным гласным. Выдели в словах ударный слог.
Можно ли по гласным определить, сколько твердых и сколько мягких согласных в слове?
- И – А
- У – Ы
- О – А
- У – И – И
- У – И – А
- И – У – А
5. Прочитай четко и в быстром темпе.
А – НА – УНА – ЛУНА
О – ЗО – ЕЗО – ЛЕЗО – ЕЛЕЗО – ЖЕЛЕЗО
А – БА – УБА – РУБА – ТРУБА
Ы – ЛЫ – ОЛЫ – ВОЛЫ – ТВОЛЫ – СТВОЛЫ
Слайд 17Системы специальных упражнений и приемов
Прием «жужжащего» чтения, читать по пять
минут на каждом уроке всем вместе в полголоса.
С разными интонациями
читать одно и то же предложение.
«Снежный ком» («Дом, который построил Джек»). Дети прочитывают отрывок с постепенным наращиванием слов. Читать на максимальной скорости, повторяя каждый раз все сначала.
В некотором царстве…
В некотором царстве, в некотором государстве
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец
«Фотоглаз». За 20-30 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов…»
ОРЕХ, РУЧЕЙ, ПЕРО, МЫШОНОК, КОЛЕСО, БЕГЕМОТ, ДОЖДЛИВЫЙ, СНЕЖИНКА, ЛАНДЫШ, СОЛНЫШКО…
«Игра в прятки». Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
«Догони». Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать»
«Вкусные слова». Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов.
ХАЛВА, БУБЛИКИ, МОРОЖЕНОЕ, ЧАЙ, ЛИМОН, ВАФЛИ, ТОРТ, ВИНОГРАД, ВИШНЯ, МАНДАРИНЫ, МАРМЕЛАД…