Слайд 1МОЗГ и восприятие искусства:
основы
нейроэстетики
Дубынин Вячеслав Альбертович,
д.б.н., профессор биологического
факультета
МГУ
2020
Слайд 2Нейродетерминанты
эстетики
Мы будем говорить способности искусства вызывать у нашего мозга
и нашей нервной системы эмоции (эстетические переживания) – не обязательно
только положительные...
Но все же в итоге положительные!
Искусство: результат достижения высокой степени совершенства в какой-либо области – связанной с изображением, звуком, танцем, речью. Причем такой результат должен быть доступен для многих людей одновременно. Если ввести это ограничение, то тогда кулинария, парфюмерия, массаж выйдут за рамки искусства…
Слайд 3Нейродетерминанты
эстетики
Нейроэстетика,
Семир Зеки (2002) и
В. Рамачандран.
Пример –
группировка.
Еще законы (всего – 9):
* «я узнал!» («перцептивное
решение проблем»),
* контраст,
* изоляция,
* симметрия («лицо»),
* порядок («нет мусора»),
* отвращение к совпадениям
(там, где их не должно быть),
* максимальное смещение («преувеличение»),
* метафора.
2010
Слайд 4Нейродетерминанты
эстетики
То, что сформулировал В. Рамачандран,
можно разделить на 4 слоя,
которые в той или иной мере сочетаются в каждом из
его законов:
«любопытство», новизна
проявление принципов работы наших сенсорных систем
врожденно значимые сигналы, действующие на центры потребностей и фатально вызывающие эмоции
работа зеркальных нейронов
(без учета процессов обучения).
Слайд 5Биологические потребности.
Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов
внешней или внутренней среды».
Мы генетически настроены на то, чтобы стремиться
их удовлетворять. Если это удается, то мы испытываем положительные эмоции; если не удается – отрицательные, и на базе этих эмоций происходит наше обучение
Слайд 6ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
- пищевые и питьевые
- пассивно-оборонительные (страх, тревожность)
активно-оборонительные (агрессия)
экономия
сил («рефлексы лени»)
груминг («уход за телом»)
«Наблюдение» за соответствующими программами
(картина, танец, театр, словесное описание) приносит нам эмоции, привлекает наш мозг…
Диего Веласкес, Завтрак, ок. 1617
Эдвард Мунк, Крик, серия 1892-1910
Слайд 7ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
- пищевые и питьевые
- пассивно-оборонительные (страх, тревожность)
активно-оборонительные (агрессия)
экономия
сил («рефлексы лени»)
груминг («уход за телом»)
«Наблюдение» за соответствующими программами
(картина, танец, театр, словесное описание) приносит нам эмоции, привлекает наш мозг…
Эдгар Дега
Женщины…
1880-1890
Бернардо Строцци
Ок. 1630
Старая кокетка
(Аллегория бренности)
Слайд 8ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
- пищевые и питьевые
- пассивно-оборонительные (страх, тревожность)
активно-оборонительные (агрессия)
экономия
сил («рефлексы лени»)
груминг («уход за телом»)
«Наблюдение» за соответствующими программами
(картина, танец, театр, словесное описание) приносит нам эмоции, привлекает наш мозг…
Данте: обжоры - 3-й круг Ада, Босх,
гневливые и унылые – 5-й круг , Дюрер
Слайд 9СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
И ПОТРЕБНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ:
половое поведение
материнское (родительское) поведение
иерархическое поведение (стремление к
лидерству и стремление подчиняться вожаку)
территориальное поведение
(«защита от перенаселения»)
программы свободы
игровое поведение (тренировка двигательных программ и программ социального взаимодействия)
Слайд 12Сенсорные признаки детеныша:
большая голова, большие глаза, округлость и «пушистость» +
специфические
звуки +
специфические запахи (феромоны)
BIPARENTAL CARE,
пролактин, окситоцин
Слайд 14Валери Дюма
Лукас Кранах
1528
Леонид Пурыгин
Слайд 15Врожденные признаки потенци-
ального полового партнера:
обширный набор первичных и вторичных половых
признаков (фигура, грудь, борода, тембр голоса и др.)
здоровая внешность, чистая
кожа; симметричные черты лица («красота»)
статус в стае, в племени и обществе;
молодость (но партнер д.б. половозрелым; отсюда ухищрения моды и макияжа, каблуки для удлинения ног, корсеты, накладные плечи и т.д.)
особенности внешности и характера, эмпатия (похожие типы легче сходятся)… + социальные нормы
+ импринтинг
Слайд 16Ольга Вайнштейн,
филолог,
историк моды
Одежда – не только гендер, но и статус,
коммуникация (принадлежность к группе), свобода, комфорт…
Слайд 17Межфакультетский курс МГУ
«Мозг и потребности»
Слайд 18Нейродетерминанты эстетики
То, что придумал В. Рамачандран,
можно разделить на 4
слоя, которые в той или иной мере сочетаются в каждом
из его законов:
врожденно значимые сигналы, действующие на центры потребностей и фатально вызывающие эмоции
проявление принципов работы наших сенсорных систем
работа зеркальных нейронов
«любопытство»
(без учета процессов обучения).
Слайд 19Движения глаз:
с каждым глазом связано по 6 мышц, управляемых III,
IV и VI нервами;
два основных типа движений глаз – слежения
и саккады
важны границы, контраст
Слайд 21СЕТЧАТКА: палочки и колбочки (rods and cones) – фоторецепторы, содержат
родопсин или йодопсин; кроме того – 4 типа обрабатывающих нейронов
(производные головного мозга).
Слайд 22Реакция фоторецептора на зрительный стимул развивается медленно – около 50
мс (1/20 секунды). Это позволяет создавать иллюзию непрерывного изображения при
достаточно высокой «частоте мельканий» (более 15 Гц). На этом основано кино…
Слайд 23Три типа колбочек (и три типа йодопсинов): красно-, зелено- и
сине-чувствительные; дневное цветовое зрение.
Родопсин (и палочки) обладают более высокой и
«широкой» светочувствительностью; не различая цвета, позволяют видеть в сумерках (адаптация млекопитающих к ночному образу жизни).
«Синий» и «красный» йодопсины более древние; родопсин – от «синего». У млеко-питающих обычно не более 2-х типов колбочек (красно- и синечувствительные;
ген «зеленого» йодопсина – дополнительная мутация гена «красного»).
Слайд 24На уровне сетчатки мы видим лишь три ос-новных цвета, причем
поточечно. Слияние точек и «формирование» многообразия цветов – функция коры
больших полушарий (теория Юнга-Гельмгольца; импрессионисты, пуантель, TV, дисплеи, RGB-system).
Цветовое многообразие – зрительная иллюзия!
Жорж Сëра. Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт, 1885.
Слайд 25Первич-
ная
зрит.
кора
Вторичная и
третичная
зрительная
кора
Первичная зрительная кора получает сигналы
из таламуса;
в ней – нейроны ориентационной чувствительности (реагируют на
отрезки прямых линий, располо-женные под разными углами к горизонту).
Слайд 26Первич-
ная
зрит.
кора
Вторичная и
третичная
зрительная
кора
Первичная зрительная кора получает сигналы
из таламуса;
в ней – нейроны ориентационной чувствительности (реагируют на
отрезки прямых линий, располо-женные под разными углами к горизонту).
Слева: пример реакции нейрона ориентационной чувствительности.
Справа: «колонки»
нейронов ориентацион-
ной чувствительности первичной зрительной
коры.
Слайд 27Жорж Брак «Кувшин и скрипка»
Пабло Пикассо «Портрет женщины»
Аристарх Лентулов
Фильтр «Кубизм»
Слайд 28Первич-
ная
зрит.
кора (17)
Вторичная и
третичная
зрительная
кора
Вторичная зрительная кора: узнавание
геометрических фигур, объединение цветового и черно-белого зрения, детекция движения, «вычисление
объема» (бинокулярное зрение).
Вторичная зрительная кора: реакция на схему лица (профиль другой обезьяны)
+ реакции на основную видоспецифическую мимику
(и включение зеркальных нейронов)
Слайд 29Ниже расположена вторичная слуховая кора – опознавание звуковых образов как
совокупности частот (шумы, «звуки природы» и т.п.).
Невербальная коммуникация (плач,
смех и т.п.) опознается врожденно.
СЛУХОВАЯ СИСТЕМА.
В улитке – частотно-амплитудный анализ, выделение отдельных тонов внутри звукового потока, «построение спектра звука».
Первичная слуховая кора – по краю боковой борозды, завершение частотно-амплитудного анализа, «тонотопическая карта».
Слайд 30Индивидуальные особенности организации слуховой системы во многом определяют восприятие музыки
и др.
«Изоляция». «Порядок»
Диапазон слышимости от 20-30 Гц
до 10-20 кГц.
Октавы – геометри-ческая прогрессия (х2)
«Ля» 1-й октавы – 440 Гц
Контроктава (32-65 Гц),
Большая октава (65-131 Гц),
малая (131-262), первая (262-523), вторая (523-1047), третья (до 2093), четвертая (до 4184).
Средний тон мужского голоса 130 Гц, женского – 220 Гц, детского – 265 Гц.
Слайд 31Грустная музыка
Минорные аккорды
Веселая музыка
мажорные аккорды
Mitterschiffthaler et al.,
2007
Слайд 32Связь слуховой и двигательной систем: вращение под ритмичную музыку
(вновь «порядок»)
ЛОКОМОЦИЯ
ритм похода ритм барабана музыка и танец
Слайд 33Нейродетерминанты эстетики
То, что придумал В. Рамачандран,
можно разделить на 4
слоя, которые в той или иной мере сочетаются в каждом
из его законов:
врожденно значимые сигналы, действующие на центры потребностей и фатально вызывающие эмоции
проявление принципов работы наших сенсорных систем
работа зеркальных нейронов
«любопытство»
(без учета процессов обучения).
Слайд 34Зевота… Возможно вы ощутили позыв к зевоте или уже зеваете…
Вот они, зеркальные нейроны в действии.
Слайд 35Новорожденная обезьяна и младенец показывают язык.
Слайд 36В зоне F5 премоторной коры мозга макак группой Rizzolatti (1996)
обнаружены зеркальные нейроны. Они активировались, когда обезьяна брала
изюм с
тарелки (1), а также когда
изюм брал экспериментатор (2)
(реакция на свое или чужое целенаправленное движение).
F5
11.10.2014, МГУ
По горизонтали – время регистрации
Слайд 37Взять предмет
(даже невидимый)
или просто движение
Взять, чтобы съесть или взять, чтобы
переложить в миску
Слайд 38Просмотр танцорами записей классич. движений балета и капоэйры.
Calvo-Merino et al.,
2005.
Гораздо ярче реакция на «свой стиль»; наблюдается активация премоторной коры
(1-2), сенсомоторных зон (теменная доля, 3-4), ассоциативной лобной коры. То же получается в других работах на «профессионалах» (музыкантах, спортсменах и т.п.).
В р е м я
Слайд 39
Подражание приносит положительные эмоции,
и это служит основой для обучения
путем подражания.
Слайд 40«Сопереживание» (эмпатия, «благотворительность»)
у обезьян и дельфинов.
Что запускает?
Звуки, мимика, позы.
Слайд 41Мимические мышцы, поло-жительные эмоции, их центры,
n. accumbens, дофамин и т.д.;
со-радование
(пример:
«совместный заинтересованный взгляд»…)
Доли секунды нужны для детекции эмоций на
лице как знакомого, так и незнакомого человека (в основе – врожденные нейрональные механизмы, в т.ч. работа зеркальных нейронов).
+ аналогичная ситуация с отрицательными эмоциями
Слайд 42Кому мы подражаем
(и учимся на их примере)?
родители (воспитание)
товарищи-соседи
(коммуникация)
«вожак-вождь».
Двигательное и эмоциональное подражание сплачивает
стаю (семью), делает ее функциони-рование более эффективным.
Подражание в уме спортсме-нам, танцорам и т.п. приносит положит. эмоции (не потому ли мы смотрим балет, цирк и др.?)
+ непроизвольное
напряжение мышц.
Актер, мим, пародист – все это подражание…
«Эй, посмотрите, что он делает!»
Слайд 43Черная субстанция и дофамин: положительные эмоции, связанные с движениями (особенно
– новыми).
+ работа зеркальных нейронов:
когда танцор или спортсмен красиво двигается,
зритель повторяет движения!!!
Слайд 44Эмоциональная синхронизация спортсменов или актеров одной команды, а также исполнителей
и зрителей – тоже следствие работы зеркальных нейронов
Слайд 45Подражание и культура – от обезьяньих стай к человеку: шимпанзе,
разбивающие орех палкой или камнем; макаки, бросающие зерна в воду;
навыки врановых, китообразных
(охота касаток) и т.д.
Theory of mind
представления
о намерениях, модель психич. состояния другого индивида
Слайд 46Нейродетерминанты эстетики
То, что придумал В. Рамачандран,
можно разделить на 4
слоя, которые в той или иной мере сочетаются в каждом
из его законов:
врожденно значимые сигналы, действующие на центры потребностей и фатально вызывающие эмоции
проявление принципов работы наших сенсорных систем
работа зеркальных нейронов
«любопытство», НОВИЗНА
(без учета процессов обучения).
Слайд 47Конечный
мозг
Третий
желудочек
Мозговой
водопровод
Четвертый
желудочек
Мозжечок
Промежуточ-
ный мозг
Средний
мозг
Мост
Продолгова-
тый мозг
Типы исследовательского поведения:
ориентировочный рефлекс (средний мозг)
поисковое
поведение
(промежуточ-
ный мозг,
субталамус)
манипуляции с предметами
(моторная кора).
На «входе» всех
этих реакций – сравнение сигналов и детекция новизны: четверохолмие, гиппокамп, поясная извилина.
Слайд 48Окумура Масанобу
1686-1764
Красавица
Трехстишие (хайку):
Шествуя чинно,
Вдруг обернулась назад.
Крик кукушки.
Слайд 49Получение новой информации связано с дофаминовым подкреплением, которое «подталкивает» мозг
к поиску новизны + создает основу для обучения (появления новых
поведенческих реакций, сенсорно-эмоциональных ассоциаций и т.п.).
Конечный смысл происходящего – адаптация организма к окружающему миру (что без настройки на происходящие в нем изменения невозможно).
Эта адаптация начинается с первых дней жизни ребенка и очень скоро включает в себя формирование в коре больших полушарий речевых центров.
Формирование это идет, в первую очередь, на основе любопытства.
Слайд 502
1
3
Формирование речевых центров у ребенка:
Нейрон, воспринима-ющий зрит. образ
Нейрон,
воспринима-ющий слуховой образ
Ассоциативный «речевой» нейрон
Нейрон слухового обобщения
Нейрон
зрительного обобщения
Все это – на основе исследовательского подкрепления.
Слово
«зайчик»
Слайд 51Нейрон слухового обобщения
Нейрон зрительного обобщения
Нейрон речевого обобщения (неск. уровней)
Количественное отличие
мозга человека и животных: число речевых центров.
Качественное отличие:
способность с
речевому обобщению (несколько уровней).
Слайд 52В 2 года – около 500 речевых центров;
в 3 года
– около 2000: момент возникновения «речевой модели внешнего мира».
В ней
отражены все важные для ребенка предметы, действия, признаки; сборка – по принципам ассоциации и речевого обобщения.
МОДЕЛЬ – как упрощенное отображение сложного объекта, процесса, явления.
Н.П. Бехтерева,
«Мозговые коды психичес-
кой деятельности», 1977
Слайд 53Входные
данные
Итог вычислений
(прогноз результатов
деятельности + положительные эмоции от новизны)
«Речевая модель
внешнего мира» – основа процессов мышления и прогнозирования успешности возможной
деятельности
(«моделезависимый реализм» по Стивену Хокингу).
Когда мы вводим в нее новую информацию, создаем новые ассоциации, проводим дополнительные обобщения – мы (через поясную извилину и дофамин) ощущаем положительные эмоции, связанные с мечтами, творчеством или, например, юмором
+ «миры» писателей.
Слайд 54кора больших
полушарий
вентральная
покрышка
Дофамин – медиатор нейронов вентральной покрышки среднего
мозга; выделяется в синапсах в коре и базальных ганглиях (nucleus
accumbens) = «положительное подкрепление».
Nucleus accumbens – важнейший центр эмоций
Слайд 58Игры со словами:
1) Поиск рифм: Рифмы на слово «сковорода»…
тамада страда навсегда когда иногда тогда еда беда лебеда череда
среда нужда вражда звезда борозда узда айда ерунда слобода борода белиберда скирда орда бурда дуда туда куда руда слюда сюда гряда
3) Палиндромы:
А роза упала на лапу Азора (А. Фет)
Нажал кабан на баклажан
Леша на полке клопа нашел
А луна канула (А. Вознесенский)
и т.д.
2) Цепочки: кошка – мошка – мышка
лужа – ложа – кожа – кора – корж – морж – море
4) Оригинальные сравнения:
В.В. Маяковский: Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войною, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу
«Облако в штанах», 1914
Слайд 59Нейродетерминанты эстетики
Итак:
врожденно значимые сигналы, действующие на центры потребностей и
фатально вызывающие эмоции
проявление принципов работы наших сенсорных систем
работа
зеркальных нейронов
«любопытство», новизна
(без учета процессов обучения).
Во всех случаях важны положительные эмоции, возникающие в результате взаимодействия с тем или иным феноменом искусства. И в основе этих эмоций – свойства нашего мозга.
Василий Кандинский,
«Маленькие миры», 1922
Слайд 62Спасибо за
внимание!
Туманность «Улитка» («Глаз Бога») в созвездии Водолея, 700 св.
лет
Лектор:
д.б.н. Дубынин
Вячеслав Альбертович, профессор
биологического
ф-та МГУ