Слайд 1МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
BASIC Ph
М.Лаад (Mooli
Lahad)
М.Лаад (Mooli Lahad)
Слайд 2-патогенный подход:
как избежать стресса или устранить «болезнетворные факторы»?
-каким
образом воздействие стрессоров приводит к нежелательным последствиям?
салютогенный (Аарон Антоновский, 1923
– 1994гг.):
как воспользоваться «оздоравливающими ресурсами»?
какие факторы способствуют устойчивости к стрессам?
почему некоторые люди остаются здоровыми, несмотря на тяжелый стресс?
Психическое расстройство Отсутствие болезни Психологическое благополучие
«Вопрос уже не в том, каким образом мы можем исключить тот или иной стрессор,
но в том, как мы можем научиться жить, и жить хорошо, под действием стрессоров, и, возможно, даже обратить их существование себе на пользу» (А. Антоновский)
Подходы к стрессу и здоровью
Слайд 3Об авторе модели
Израильский психолог и специалист в области психотравмы,
известен
своими творческими методами вмешательства и лечения стресса. Основатель и директор
Института драматерапии и директор «Центра предупреждения стресса у населения» (1979г., Израиль).
Практиковал в местах бедствий (землетрясение 1999г. в Турции, теракт
11 сентября 2001г. в Нью-Йорке, цунами в Шри-Ланке 2004г.). Осуществлял подготовку специалистов – подготовку инструкторов и «помощь помощникам».
Слайд 4«За последние два десятилетия я осуществлял разнообразные виды руководства учреждениями
и группами вмешательства. Работая с сотнями таких учреждений и групп,
я исследовал удивительные явления, связанные со способностями отдельных людей, семей, групп и общин возвращаться к нормальной жизнедеятельности после пережитого бедствия. Эти исследования и наблюдения всегда вызывали у меня удивление и восхищение перед силой человеческого духа»
Мули Лаад
Слайд 5BASIC Ph – мультимодальная модель (многомерная) преодоления стресса
Слайд 6Основные положения модели и ее цели:
Потенциал преодоления есть у всех.
Его реализация зависит от внешних обстоятельств и внутренних условий.
Модель
помогает быстро оценить имеющиеся способы совладания и
текущее эмоциональное состояние человека .
Модель помогает определить достаточно кризисного вмешательства или необходима краткосрочная терапия.
При кризисном вмешательстве психолог использует «имеющиеся» у человека элементы BASIC Ph,
При краткосрочной психотерапии - сосредоточит свои усилия на отсутствующих элементах и обучает человека множеству разнообразных способов совладания со стрессовой ситуацией.
Слайд 7
Кризисное вмешательство в соответствие с моделью BASIC Ph
Я
МИР
1. В
обыденной жизни человека «Я» и «Мир» частично пересекают друг друга
Я
МИР
2.
В кризисных ситуациях у человека возникает чувство, что все пропало, «ничто» и «никто» не поможет, «завтра» не вытекает из «вчера»,
«я» оторван от «мира»
«область встречи с жизнью/миром»
Слайд 8Кризисное вмешательство в соответствие с моделью BASIC Ph
Я
МИР
BASIC Ph
3. Психолог
понимает язык «пострадавшего» и выстраивает вместе с ним
«мост» (BASIC
Ph)
Я
МИР
4. В случае успеха – процесс мировосприятия снова завершается частичным совпадением между величинами «Я» и «Мир»
Слайд 9Методика: история в шести частях (6 PSM)
Классический вариант : рисунок
Слайд 10Инструкция
Разделите страницу (А-3) на шесть частей каким угодно способом,
но только не разрезайте ее.
1. Выберите главное действующее лицо –
героя или героиню из какого-либо рассказа, легенды, фильма или придумайте героя сами. Решите, где герой живет – это и будет первой частью вашей истории.
2. На второй картинке будет представлена миссия или задача, выполняемая персонажем. В каждой сказке или легенде герой выполняет какую-то задачу. Какова задача вашего героя/героини?
3. Третья картинка описывает – кто или что помогает герою, если помогает?
4. Четвертая – какое препятствие стоит на пути героя к выполнению его задачи, миссии?
5. Пятая – как герой преодолевает препятствие?
6. Шестая – что происходит вслед за этим? Эта история завершается, или продолжение следует?
Таковы шесть частей рассказа. Теперь расскажите его с помощью линий, форм, символов или изображений. Закончив, объясните мне, что происходит на бумаге.
Слайд 11Пример
Был когда-то цветок (С), и он был маленький (Ph). Когда
он вырос (Ph), он захотел добраться к другому цветку (S).
У него был помощник (S, Ph), Который вырастил его, и у него был лук и стрела (С, I). Препятствиями были человек (-S) с ружьем, и, к тому же, у него был шланг (С), поэтому цветку удалось добраться к другому цветку (S), и в конце хороший человек (S, А) принес оба (Ph) цветка в свой сад (С).
6Ph, 4S, 1-S, 4С, I, А.
Рассказ ученика 3 класса. Проблемы социального характера, вызванные трудностями в отношениях с родителями.
Слайд 12
Верования и ценности (Belief and values)
Эмоциональный аффект (Affect)
Социальный аспект (Social)
Воображение
и фантазия (Imaginative)
Когнитивный (Cognitive)
Физиологический (Physiological)
Метафорические ассоциативные карты «COPЕ»
Слайд 13Методика:
использование метафорических ассоциативных карт «COPЕ» (история в шести частях)
Герой
Миссия
Кто
или что помогает
Препятствие
Как преодолевается
Конец истории
Слайд 14Выводы:
У каждого человека существуют все шесть каналов, но превалирует обычно
один из них или комбинация.
Это теоретическое построение приводит к двум
практическим выводам.
Во-первых, человеку полезно знать, что стресс можно преодолевать различными способами.
(!!! Если размышления больше не приносят облегчения, может быть, стоит съесть шоколадку? Или поболтать с подругой? )
Во-вторых, важно помнить, что разные люди преодолевают стресс по-разному.
(!!! Способы, помогающие одним, не утешают других).
Слайд 15Пример использования модели в работе с детьми : (Хорватия, 1996г.)
Событие:
взрыв противотанкового снаряда, который нашли ученики на заднем дворе школы.
1 Ребенок погиб, 2 получили серьезные ранения .
Стратегия работы: психологи провели кризисное вмешательство в школе с учениками 1- 4 классов начальной школы (в д.Скрадине).
Проведена групповая работа в классе с целью помочь детям выразить свою эмоциональную реакцию на стресс. Учителя и воспитатели присутствовали в качестве наблюдателей. Работа с детьми проводилась в соответствии с моделью противодействия стрессу BASIC Ph.
С детьми было проведено три встречи:
– сразу после трагедии,
– через три месяца и
– через одиннадцать месяцев.
Слайд 16Пример использования модели в работе с детьми : (Хорватия, 1996г.)
Истории
на 1 и 2 этапе работы: истории, которые дети рассказывали,
были короткими,
с небольшим количеством слов,
рисунки были бесцветными, и
объяснения рисунков не были связаны с травматической ситуацией.
Истории на 3 этапе: истории содержали
больше слов и объяснений,
рисунки были более насыщены цветами,
рассказы длиннее и осмысленнее,
ответы на вопросы связаны со случившимся несчастьем.
Результаты:
B A S I C Ph
-- -- 6 4 7 12 3 месяца спустя
-- -- 3 35 7 1 11 месяцев спустя
Слайд 17Источники:
Lahad, M. 6 PSM / M. Lahad. – [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.silk-highway.org/ru/. – Дата доступа: 11.07.2010.
Лаад, М. Как
справиться с кризисом или бедствием (Шаг за шагом): Теория, практика и способы вмешательства / М. Лаад, Э. Хадоми. – Израиль: Центр предупреждения стресса (СSPC) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.silk-highway.org/ru/stepGuide.aspx. – Дата доступа: 18.08.2010.
Пергаменщик, Л.А. Концепция самовосстанавливаемости: теоретические подходы и практические возможности / Л.А. Пергаменщик // Ананьевские чтения – 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: Материалы научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 21 – 23 октября 2008 г. / СПбГУ / Под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталевой. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 318 – 319.