Слайд 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский
сад №23»
г.о.Кинешма
Педагог - психолог
Кашина
Юлия Николаевна
«Мандалотерапия – как метод коррекции
и профилактики
в работе с детьми и взрослыми»
Слайд 2Мандала – символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне
нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который
сокрыт внутри нас.
Слайд 3
В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав
Юнг. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это
путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Мандалы могут
быть:
- двухмерными, изображенными на плоскости, выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками
- объемными, трехмерными (например, самый большой буддистский памятник на Земле — Боробудур или же круги на полях, которые находят по всему миру).
Слайд 5
Мандалотерапия – одно из направлений
арт-терапии.
Это естественный и радостный
способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует
развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Слайд 6
Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья.
Это очень просто – взять в руки мелки или краски
и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.
Слайд 7
Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с
детьми начиная с младших групп в таких направлениях:
-предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;
-создание
собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.
Цель данной работы:
— коррекция эмоциональной сферы дошкольника,
нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
— изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);
— диагностика и коррекция конкретной проблемы;
— развитие творческих способностей;
— развитие мелкой моторики руки.
Слайд 9
Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:
1. Ребенку
предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему
ближе по
настроению).
2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.
3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
4. Практикуется использование музыкального сопровождения.
5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности
в процессе работы.
7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
8. После работы ребенку предлагается дать название мандале,
которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).
Слайд 10
Создание собственных мандал из разнообразного материала ( цветной песок, соль,
камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки.
Слайд 11
Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает
уровень
тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.
Слайд 12
Я практикую использование мандал и в методической работе. Это способствует
улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию
напряженности, групповому сплочению.
Слайд 13
Важно!
Мандала завершена тогда, когда посмотрев на нее, ребенок чувствует
удовлетворение от созерцания.