Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54»ТГО
Проект
Живая азбука
Автор: Коровина
Ольга Владимировна,
воспитатель детей старшей дошкольной группы
Слайд 2
«Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее,
так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки
зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии». Л.С.Выготский
Возрасные особенности речевого развития детей дошкольного возраста:
1,5-3,5 года – развитие чувственного восприятия (речь развивается по средствам игры и непосредственного общения с взрослыми, сверстниками в предметной деятельности);
5-6 лет – развитие «языковой одарённости» (понимание и употребление новых слов, их форм, сочетаний по аналогии с ранее усвоенными словами, формами, сочетаниями; овладение основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», текстом».
Оптимальный срок обучения грамоте детей дошкольного возраста: 5-6 лет
Учёные исследователи речевого развития дошкольников – психологи: Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров; лингвисты: А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов; классики дошкольной педагогики: Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева; современные педагоги и методисты: А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк.
Слайд 3
Актуальность
В «домашних школах для
детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая,
что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до3-4лет) грамоте.
Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте:
1.одержимость страхом – не успешность обучения в школе;
2.желание получить вундеркинда – демонстрация сверхъестественных способностей ребёнка перед знакомыми;
3.растерянность перед богатым выбором дидактического материала, методик речевого обучения (родители применяют всё и сразу);
4.некомпетентность родителей в вопросах последовательности этапов речевого развития и возрастных особенностей детей;
5.психологическое, физическое давление - не учитываются желание, интерес
ребёнка
Слайд 4
Проблема
Некомпетентность родителей в сложности этапов процесса обучения
грамоте отражается в социальном заказе на преждевременное обучение детей младшего
дошкольного возраста.
Гипотеза: целенаправленное использование комплекса методов развития и обучения, соблюдение условий организации предметно-пространственной среды, сотрудничество с семьёй, повышение педагогической компетенции участников педагогического процесса и внедрение кружка «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») способствуют эффективному овладению основных навыков устной и письменной речи, необходимые для дальнейшего обучения в школе и социализации ребёнка в обществе. Родители имеют возможность наглядно познакомиться с продуктами творческой деятельности детей, оценить реальные достижения и возможности в дальнейшем речевом развитии ребёнка, совместными усилиями с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации оказать своевременную помощь в речевом становлении ребёнка.
Слайд 5
Значимость речевого развития дошкольников
подтверждается нормативными документами
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования: задачи - овладение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Основной общеобразовательной программой «Радуга» (С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова), определяющая: содействие педагогов в своевременном и полноценном психическом развитии каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности и становлению сознания
Слайд 6
Основные направления задач и цель речевого развития детей
структурное – формирование
фонетического, лексического, грамматического компонентов;
функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого
общения (форм диалога и монолога);
когнитивное или познавательное - формирование способностей к осознанию явлений языка и речи
Цель: формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей.
Слайд 7 формировать представления о сенсорных эталонах;
развивать зрительное восприятие и пространственную
ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо);
развивать слуховое
и фонематическое восприятие;
формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении;
формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости);
формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2 -3 слов;
формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х — 5-ти звуковых слов;
формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове;
формировать умение определять последовательность звуков в слове;
формировать умение определять количество звуков и слогов в слове;
Задачи:
Слайд 8 формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры
(на основе полисенсорного подхода (отхлопать количество слогов);
формировать умения фонематического синтеза;
формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук;
формировать представления о гласных и согласных звуках;
формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков;
формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове;
формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина;
формировать умение различать и правильно использовать термины: предложение, слово, слог, звук, буква;
развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь.
закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений;
формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки.
Задачи:
Слайд 9Принципы:
взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;
коммуникативно – деятельностный подход
к развитию речи;
развитие языкового чутья;
формирование элементарного осознания явлений языка;
взаимосвязь работы
над различными сторонами речи;
обогащение мотивации речевой деятельности;
обеспечение активной языковой практики
Средства:
общение взрослых и детей;
культурная языковая среда;
обучение родной речи на занятиях художественной литературы;
обучение грамоте в процессе кружковой работы «АБВГДейка»;
изобразительное искусство, театр, музыка;
занятия по другим разделам программы
Принципы и средства ОО « Речевое развитие»
Слайд 10Методы и приёмы реализации ОО «Речевое развитие»
Методы
Наглядные - (включают
два компонента):
первый – непосредственное наблюдение и опосредованное наблюдение (наблюдения в
природе, экскурсии и прочее);
второй – изобразительная наглядность (предметы, игрушки, картины, слайды, фотоизображения и прочее).
Словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихов, пересказ небольших рассказов, беседы и рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические – дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры, эмпатийные ситуации, детское словотворчество, творческое создание книги «Живая азбука».
Приёмы
Словесные (речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос).
Наглядные (показ картинок, мнемотаблиц, игрушек, движений и действия (в игре-драматизации, при чтении стихов, в художественно-творческой деятельности); показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.
Игровые (могут быть словесными и наглядными).
Слайд 11Условия организации речевого развития детей
Предметно – пространственная развивающая среда дошкольной
организации обеспечивает: реализацию основной общеобразовательной программы «Радуга», других парциальных программ;
организацию и осуществление инклюзивного образования; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образование; организацию специального оборудования в каждой возрастной группе для двигательной активности и возможности уединения, является содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Речевая развивающая среда, как часть общей, в дошкольной организации направлена: на эффективное воспитательное воздействие детей; формирование познавательного отношения детей к окружающему миру, явлениям родного языка и речи; обеспечение возможности совместного общения и деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста). Создание речевой среды – важнейшее направление повышения качества работы. Важная роль отводится организации собственной речи педагога, воздействующей на разные стороны речевого развития воспитанников.
Учитывается уровень овладения речи детей, их интересы и способности.
Слайд 12Технологии реализации ОО «Речевое развитие»
Здоровьесберегающие – подвижные игры, физкультминутки,
пальчиковая гимнастика, направлены в том числе, на развитие речи (требуется
запоминание текста и выполнения движений по тексту).
ИКТ – позволяют сделать занятия необычными, яркими, насыщенными, вызывая положительный эмоциональный отклик детей, помогают усвоить материал на высоком уровне.
Игровые – игра создаёт атмосферу свободного и радостного творчества. Играя, обучаем – развиваем – воспитываем.
«Азбука общения». Авторы: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова). Технология направлена на формирование эмоционально – мотивационных установок ребёнка к окружающим, адекватного поведения в обществе, наилучшему развитию личности.
«Развитие диалогического общения». Автор: А.Г. Арушанова. Технология нацелена на формирование коммуникативной компетенции ребёнка с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
«Активизирующего обучения речи как средству общения». Автор: О.А. Белобрыкина. Технология ориентирована на активность и качество речевого общения ребёнка в процессе игры.
«Мнемотехника». Авторы: В.К. Воробьёва. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов. Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём ассоциаций. Применяется при обучении детей пересказу текстов, самостоятельных высказываний, заучивании стихов.
Слайд 13Технологии реализации ОО «Речевое развитие»
«Логоритмика» – музыкально-речевые игры, упражнения на
основе единого замысла объединяют речь и движение. Применяются с целью
коррекции речи, стимулируют двигательную активность детей;
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы рта.Пальчиковая гимнастика – движения пальцев и кистей рук оказывают влияние на развитие речевой и высшей нервной деятельности ребёнка.
«Синквейн» - стихотворение из пяти строк без рифмы. Отрабатываются знания о частях речи, предложениях; активизируется словарный запас; совершенствуются навыки применения синонимов и антонимов.
«Проблемное обучение». Автор: Д. Дьюи – создание проблемных ситуаций, педагог помогает ребёнку стать активным коммуникатором, сопровождает его речь на равных правах.
«Интегрированное обучение» - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, решая несколько задач развития.
«Проектная деятельность». Автор: Килпатрик. Целенаправленно спланированная деятельность всех участников образовательного процесса для решения поисковых, исследовательских, практических задач в различных направлениях образования. Основная цель проектного метода в ДОО - развитие свободной творческой личности. Главным ориентиром является познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Слайд 14Сроки реализации проекта: 2017 – 2019 учебные года
Этапы реализации деятельности
Подготовительный
(средняя группа детей дошкольного возраста, июнь-август 2016г). Цель: психолого-педагогическое просвещение
педагогов и родителей по проблеме данной темы и сомообразование.
Организационный и практический параллельные этапы (средняя и старшая группа детей дошкольного возраста, сентябрь-май 2018г). Цель: привлечение специалистов, педагогов и родителей к планированию, организации и осуществлению проекта, созданию комфортных условий для совместной деятельности
Слайд 15Мероприятия с участниками педагогического процесса
Слайд 16Кружковая деятельность «АБВГДейка»
(создание книги «Живая азбука»)
Слайд 17Диагностическое исследование педагогов
Анкетирование: 10 педагогов, июнь 2016 года. Цель: теоретически
обосновать и экспериментально проверить влияние целенаправленного повышения профессиональной компетенции педагогов
и родителей, комплексного применения различных методов и приёмов на эффективность речевого развития детей.
Слайд 18Диагностическое исследование родителей
Анкетирование: 13 родителей, июнь 2016 года. Цель: выявление
состояния взаимодействия родителей с педагогами.
Слайд 19
Сравнительные результаты диагностического исследования речевого развитии детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет). Срок проведения: (конец сентября – начало октября 2017
года; начало апреля 2018 года).
Состав: 25 детей
Начало года: Конец года:
Высокий (В) - повысился на 4%. Средний (С) - понизился на 4%. Низкий уровень по-прежнему находится на отметке «20%. Наблюдается преобладание (В) – уровня речевого развития детей старшей группы на конец учебного года.
Слайд 20
Ожидаемый конечный результат проекта
Становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями;
использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы).
Сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов и прочее).