Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Филиппок»
«Танграм,
как средство развития способностей детей дошкольного возраста»
Выполнили:
Толмашова Т.А.
Чезыбаева М.Ю.
Абакан, 2020
Слайд 2М. Гарднер
«Очарование танграма состоит в простоте материала и в
кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Слайд 3Каждый раз, взяв в руки лист бумаги и ножницы, ты
не знаешь, куда заведут тебя твои фантазия и воображение. И
даже самые простые геометрические фигуры могут превратиться в различных животных, птиц, людей…
Слайд 4
Актуальность
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр
и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для
большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Это способ отвлечения от повседневных проблем, в тоже время он направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».
В дошкольном возрасте важно развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, мелкую моторику рук, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности.
Слайд 5Что такое танграм?
Танграм – в переводе с китайского языка обозначает
«семь дощечек мастерства», а ещё её называют картонной головоломкой.
Танграм
– древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.
Слайд 6Цель: создание социальной ситуации развития в процессе использования игры танграм.
Задачи:
создать условия для развития умения строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник,
прямоугольник по заданным параметрам; развития познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно образного мышления; воспитание аккуратности, вежливости в индивидуальной и совместной деятельности.
Слайд 7История происхождения
Две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого
императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и
сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру «Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей.
Позднее игру – головоломку завезли
в Америку китайские моряки, а из
Америки она уже попала в Европу,
где получила название «Танграм»
( тан –китаец, грам – буква).
Слайд 8Педагогическое значение игры:
Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует
развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, развития творческого, продуктивного мышления, а
также нравственно-волевых качеств личности.
Игра способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд 9Правила игры:
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры
из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок
должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Затем, просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка… Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют «Танграмом» в честь ученого, который ее придумал.
Далее, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Слайд 10Изготовление танграма
Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите на нем
квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5
треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Вы можете воспользоваться шаблоном, представленным ниже.
Слайд 11Применение танграма
Танграм может применяться на занятиях
по формированию элементарных
математических представлений.
Для
начала можно составить
изображения из двух-трех элементов.
Например, из треугольников составить
квадрат, трапецию.
Ребенку можно
предложить посчитать все детали,
сравнить их по размеру, найти среди них
треугольники.
Потом можно просто прикладывать детали
друг к другу и смотреть, что получится:
грибок, домик, елочка, бантик и т.д.
Слайд 12Дидактические игры:
- «Найди отличия»
(чем отличаются фигуры?
формой, цветом, величиной);
- «Выбери
по цвету»
(фигуры какого цвета
ты выберешь себе?);
- «Раздели фигуры на
группы»;
- «Найди похожие фигуры»;
- «Что на что похоже?».
Слайд 13Использовать "Танграм" можно для развития речи. Дети слушая сказку, составляют
сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора.
Слайд 14Заключение
В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится
анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально
разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.