Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Школа молодого специалиста
Занятие №
2
Мастер-класс
Кемерово
Федоровых Анна Ивановна,
методист дополнительного образования МБОУ ДПО «НМЦ»
Слайд 2Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник
характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То
есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Слайд 3В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова
«мастер»:
Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
2. Руководитель какого-нибудь производственного
цеха в отдельной специальной области;
3. Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
4. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Слайд 4В современных условиях педагог-мастер (вожатый) – это педагог, обладающий исследовательскими
навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные
педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Слайд 5Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:
- Личность
педагога,
- Знания,
- Педагогический опыт.
Слайд 6Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта,
представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся
на свои принципы и имеющий определенную структуру.
С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера
Слайд 7Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена
опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных
методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Слайд 8Мастер–класс – это особая форма учебного, воспитательного занятия, которая основана
на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной
и проблемной педагогической задачи.
Слайд 9Задачи мастер-класса:
• передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и
комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Слайд 10Характерные особенности мастер-класса:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный
подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Смена
деятельности;
• Наглядность;
• Образность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Проводит яркая личность;
• Нет назидательности;
• Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
• Простота;
• Доступность;
• Творчество;
• Инициативность;
• Мозговой штурм;
• Исполнение различных ролей;
• Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
• Рефлексивная деятельность.
Слайд 11Алгоритм технологии мастер-класса.
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются
основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность
деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе педагога - мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
- педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
- слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
- педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- педагог-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- педагог-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия
5. Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Примерные вопросы:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Слайд 12Алгоритм технологии мастер-класса.
3. Проведение имитационной игры:
- педагог-мастер проводит учебное
занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
- слушатели
одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
- педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- педагог-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- педагог-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия
5. Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Примерные вопросы:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Слайд 13Алгоритм технологии мастер-класса.
5. Рефлексия:
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности
мастера и слушателей.
Примерные вопросы:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2.
Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Слайд 14Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и
проведения мастер-класса мы используются следующие критерии:
• Презентативность. Выраженность инновационной идеи,
уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
• Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
• Прогрессивность.
• Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
• Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
• Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
• Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
• Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
• Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Слайд 15Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
• Актуальность и научность содержания
и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта
и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
• Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
• Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
• Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
• Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
• Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Слайд 16Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
• Оптимальность. Достаточность используемых средств
на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным
и конечным)
• Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Слайд 17Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
• Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая
харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности
к распространению и популяризации своего опыта
• Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.