Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
«Профилактика суицидального
поведения подростка»
Педагог- психолог,
1 квалификационной
категории
Юлия Николаевна Михонова
ИРО РБ 2017 г.
Слайд 2 В последнее десятилетие в России усилиями
ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи детей,
подростков, семей – психолого-педагогическое сопровождение.
Слайд 4
Суицид – осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение это:
попытки и
проявления (мысли и разговор о смерти);
покушение (акты, не завершившиеся
смертью)
Слайд 5Психологический кризис -эмоциональное состояние, возникающий в результате фрустрированности личности.
Слайд 6Формы суицидального поведения:
Демонстративное суицидальное поведение — это изображение попыток самоубийства
без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.
Аффективное суицидальное поведение — тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный суицид — намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое
Слайд 7Психологические основания для истинного принятия решения об уходе из жизни:
1)
Протест (месть) - когда своими суицидальными действиями молодой человек протестует
против сложившихся обстоятельств, против принятого решения и т.п. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";
2) Призыв - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";
3) Избежание кары - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";
4) Самонаказание - суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...". В данном типе суицида имеет место своеобразное расщепление личности на "судью" и "подсудимого" - в таком случае от "судьи" исходит наказание и уничтожение в себе врага, а от "подсудимого" - "искупление вины".
5) Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.
Слайд 8
.
Основанием для принятия истинного решения в подростковом возрасте, чаще
всего приходится на такие мотивы, как протест и призыв к
помощи.
Слайд 9
Факторы способствующие суициду:
неблагополучие в семье,
школьные проблемы,
отношения
со сверстниками,
неразделённая любовь,
- стрессовая ситуация.
Слайд 10
Симптомы суицидального поведения:
1.Потеря аппетита или импульсивное переедание;
2.Бессоница или повышенная сонливость;
3.Тревожное
поведение, сопровождающееся суетой, спешкой;
4.Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
5.Выраженное
чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, неуверенность в себе;
Слайд 116.Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнение
работы, которая раньше приносила удовольствие;
7.Погруженность в размышления о смерти;
8.Чрезмерное внимание
к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;
9.Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
10.Отсутствие перспективы в будущем;
11.Завуалированные попытки попрощаться.
Слайд 12
Правила общения с детьми, проявившими суицидальные наклонности:
1. Будьте внимательны к
состоянию ребёнка;
2. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы друг с
другом;
3. Дайте возможность ребёнку высказаться;
4. Поддерживайте позитивные черты характера ребёнка;
5. Понимание временного характера проблемы.
Слайд 13Рекомендации родителям ребенка проявившего суицидальные наклонности:
1. Фон общения с ребенком
должен быть
спокойным и доброжелательным.
2. В отношении подростка критичные
оценки
недопустимы.
3. Главный козырь взрослых — это терпение
и тактичность.
4. Необходимо развивать у ребенка
инициативность и самостоятельность.
5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо. Участие знакомого взрослого обязательно.
Слайд 14 Правила взаимодействия родителей с подростком:
1.Обсудите с подростком вопрос о
помощи различных служб в ситуации сопряженной с риском для жизни;
2.Расскажите
о номерах телефонов, которыми он может воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни;
3.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
4.Не смейтесь над ребёнком, если в какой – то ситуации он оказался слабым физически и морально.
Слайд 15 Семья – главный социальный институт, одной из
важных задач которого является создание благоприятных условий для положительного опыта
социализации, но если родители пассивны, то в этом процессе сложно ожидать положительных результатов.