Слайд 1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Художественная школа имени И. Е. Репина
г. о. Тольятти
Импрессионизм
в искусстве XIX века
Выполнила: Косорлукова Софья
ученица
5 «Б» класса
МБУ ДО ХШ имени Репина
Тольятти 2020 г.
Слайд 2 Цель: Изучить историю импрессионизма, а также его значение в искусстве
XIX века
Задачи:
Дать понятие и описать импрессионизм
Рассмотреть историю появления этого направления
в искусстве
Рассказать про самых ярких представителей
Введение
Слайд 3Что такое импрессионизм?
Краткая история появления направления
Салон отверженных
Первая выставка
Появление термина «импрессионизм»
Самые
яркие представители течения искусства
Оскар Клод Моне (Oscar-Claude Monet)
Эдуард Мане (Edouard
Manet)
Эдгар Дега (Edgar Degas)
Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)
Особенности жанра, техника и методы
Вывод
Список используемой литературы
Оглавление
Слайд 4
Что такое?
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX –
начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято
запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Слайд 5 В 1863 году при отборе произведений для Парижского салона жюри
оказалось строгим как никогда — из 5 тысяч представленных на
суд картин было отклонено 3 тысячи. Разразился скандал. Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных»: на ней были представлены картины, совершенно непохожие на те, которыми привыкли восхищаться французские обыватели.
Краткая история появления направления
Эдуард Мане «Олимпия», 1863г.
Слайд 6
С 15 апреля по 15 мая 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в Париже проходит Первая выставка импрессионистов.
30 художников, которые представили на ней 165 работ, конечно, не знали,
что экспозиция называется так. Они
открыли выставку Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов, отвергнутых в Парижском салоне.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873г.
Слайд 7 Термин «импрес
сионизм» возник с легкой
руки критика журнала
«LeCharivari» Луи Леруа,
который озаглавил свой фельетон о Салоне
Отверженных «Выставка
импрессионистов», взяв
за основу название картины
«Впечатление. Восходящее солнце» Клода
Моне.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1873г.
Слайд 8 Оскар Клод Моне – один из виднейших представителей французского импрессионизма. Является основателем
и теоретиком импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути.
Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической . В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.
Представители
Автопортрет, 1886г.
Слайд 9 Клод Моне пренебрегал линиями и заменял их отдельными короткими мазками.
Он любил наблюдать за тем, как менялась природа в зависимости
от погодных условий, и старался передать это на полотнах. Глядя на его картины, можно даже прочувствовать едва уловимое движение ветра.
Клод Моне
«Водяные лилии», 1916-19гг.
Слайд 10Самые известные картины
«Женщины в саду», 1866г.
Эта двyxметpовaя картина
была полностью написана на свежем воздухе — на пленере .
На картине изображён летний цветущий сад, в котором гуляют три дамы в белых платьях, и кавалер с букетом цветов. Особое место Моне придал освещению, солнечным пятнам на одежде, листве и дорожке. Он долго ловил нужный свет, но даже в результате таких гигантских трудов, работа не была принята комиссией.
Слайд 11 Клод Моне любил рисовать целые серии произведений. Это были полотна,
объединенные общей темой.
"Руанский собор» 1895 г,30 картин.
Картины нaписаны
в pазнoе время сyток и в разную погоду. Красота и необычное изображение собора возымело огромный успеx у зрителей.
Слайд 12 «Вокзал Сен-Лазар», 1872–1877, 12 полотен.
В 1872 гoдy Моне пpишёл
в дирекцию железнодорожного вокзaла Сен-Лазар и сказал, что выбрал для
написания серии картин именно этот объект, потому что он более живописный, чем остальные вокзалы. Он изобpaзил вокзал в разныx ракyрсах и в разное время суток. На выставке в 1877 году эта серия произвела неизгладимое впечатление.
Слайд 13 «Поле маков у Аржантёя», 1873г.
Этo сaмая yзнаваемая каpтина Моне. По
зелёному полю, усеянному крупными алыми маками, прогуливаются дама с зонтиком
и маленький мальчик. Это жена и сын xудожника. Композиция картины диагональная, и маковое поле чётко очерчивает эти границы.
Фигуры прогуливающихся людей уравновешивают композицию. Зелень изображена бледными, светлыми тонами.
Облачное небо неяркое и не заостряет на себе внимание. Всё внимание приковывают к себе фигуры людей и яркие алые маки.
Слайд 14 Эдуард Мане - главное действующее лицо в той живописной революции,
которую подхватили импрессионисты и которая имела очень долговременные последствия. Мане
отказался от пластических характеристик объемов, перспективы и светотени, опираясь на контраст и соотношение тонов. Его картины стали вехами глубокого обновления, первым плодом которого и был импрессионизм — пролог всего современного искусства.
Автопортрет с палитрой, 1878-79г.
Слайд 15 В картинах Эдуарда Мане цвету уделяется не столь принципиальное значение,
в них главный фактор — это объёмные сцены, порой с
очень сложной композицией. Как правило, его картины изображали социальные сцены, портреты и некоторые натюрморты и пейзажи. В его работах есть палитра темных цветов. Моне и другие зрелые импрессионисты никогда не использовали черный.
Эдуард Мане
«Букет сирени», 1882г.
Слайд 16 Картина «Бар в Фоли-Бержер», написанная в 1882 году, является одной
из самых знаменитых работ мастера. Наброски и эскизы будущей картины
Мане делал прямо в баре, попросив своего друга и барменшу позировать ему. Картина очень символична и многозначительна. Весёлая толпа гостей и одинокая девушка за стойкой бара резко контрастируют между собой. Одной из особенностью этой картины Эдуарда Мане является искусная игра чёрного цвета, чего очень трудно достигнуть.
Слайд 17 На первый взгляд в картине «Балкон» 1868-69гг. нет ничего
необычного: одна женщина сидит, вторая стоит, рядом с ней мужчина
и в глубине комнаты за столом сидит ребенок. Все они смотрят в разные стороны, при этом они композиционно существуют в едином пространстве, в которое их помещают линии. Горизонтальные, вертикальные, диагональные: решетка балкона, рукав платья, сгиб локтя. И эта удивительная гармония мимолетного, выхваченного момента завораживает. Картина наполнена динамикой и обыденностью, никаких пафосных жестов и наигранности.
Слайд 18 Эдгар Дега - французский живописец, один из виднейших и
оригинальнейших представителей импрессионистского движения. В истории французского искусства вряд ли
найдется художник, обладающий невероятным остроумием, литературным даром и невероятным художественным мастерством в одном флаконе, более чем у Эдгара Дега, живописца, ставшего символом эпохи импрессионизма.
Автопортрет, 1855г.
Слайд 19 Немало парижских художников черпали вдохновение в искусстве балета. Искренне любил
балет и Эдгар Дега, танцы и балерины стали превалирующей темой
его творчества, им живописец посвятил невероятное количество великолепных полотен, которые кардинально отличаются от работ его предшественников. О картинах художника говорили, что они напоминают фотографические снимки, так точно и правдиво он схватывал и изображал мимолетные жесты и моменты.
Эдгар Дега «Танцовщицы», 1884г.
Слайд 20 Серия «Танцевальных классов» Дега это современные сцены, в которых используются
яркие цвета, дарящие зрителю ощущение движения. Интересно, что на всех
картинах запечатлены не дети богатой элиты. Изображённые танцовщицы - это отпрыски бедняков и парижских полусветов, стремящихся заработать себе на жизнь. Они тренировались в течение долгих часов под суровой опекой знаменитого и властного мастера танцев Жюля Перро, который часто изображался в позе стоя, опираясь на большую палку.
Самые известные картины
Слайд 21 «Площадь согласия», 1876г — одна из основополагающих работ в живописи
XIX века. Появление картины сыграло большую роль в формировании взглядов
на искусство во всем мире. Несмотря на мнимое спокойствие сюжета, бледность красок и плавность линий, мысль несколько глубже. Дети и взрослые на картине обращены в разных направлениях. Таким образом, автор обнажает извечную проблему отцов и детей.
Слайд 22 На картине «Голубые танцовщицы», 1897г. мы видим четырех балерин в
небесно-голубых пачках. Скорее всего, что девушки ждут своего выхода на
сцену, и остались считанные минуты, чтобы проверить прическу, пуанты и повторить па. С первого взгляда картина может показаться обычной и непримечательной. Но это мнение меняется, если посмотреть на полотно ещё раз. Картина начинает завораживать своей легкостью, одухотворенностью. Словно в дымке, застывшие на полотне танцовщицы вот вот начнут танцевать.
Слайд 23 Пьер Огюст Ренуар – французский художник-импрессионист, который редко бывал на
пленэре; игра света и солнечные пятна были интересны ему, когда
падали на нежную женскую кожу или на золотистые волосы ребенка. Ренуара всегда интересовали люди – и все главные принципы импрессионизма он реализовал в портретах своих родных, друзей, состоятельных заказчиков, любимых моделей, иногда – известных и влиятельных, иногда – случайно встреченных и уже давно забытых.
Автопортрет, 1875г.
Слайд 24 Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не
лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных
парижан. Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов, не склонен был писать пейзажи, ему тем не менее нравилось работать на открытом воздухе, и он в свое время сделал на пленэре множество ярких этюдов маслом.
Огюст Ренуар
«Бал в Мулен де ла Галетт», 1876гг.
Слайд 25 «Завтрак гребцов», 1876г.– эмоция, впечатление и сиюминутность в чистом виде.
Местом написания картины стал ресторан Фурнеза. Группа друзей наслаждается завтраком
на залитой солнечным светом террасе открытого кафе на берегу реки. Очень современная по содержанию, эта картина вместе с тем явно перекликается с полотнами старых мастеров, изображавших застолья. Здесь передана свободная, живая атмосфера, возникающая в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе.
Слайд 26 «Портрет Жанны Самари», молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написан Огюстом
Ренуаром в 1877 году.
Художник изобразил актрису в зелёно-голубом платье,
украшенном цветами. Жанна мечтательно улыбается, а её выразительные глаза — это первое, что мы замечаем, глядя на картину. Полотно отличается насыщенным розовым фоном, привлекающим внимание и создающим настроение. Огюсту Ренуару мастерски удалось подчеркнуть как внешнюю, так и внутреннюю красоту Жанны Самари. В целом картина создает атмосферу спокойствия и непринужденности, а зелёные и розовые оттенки добавляют свежести.
Слайд 27 «Качели» 1876 г. На полотне изображена прекрасная молодая дама на
качелях, одетая в белое платье с кокетливыми бантами. Спиной к
зрителю стоит мужчина. А рядом с ним маленькая белокурая девочка. Ренуар не поскупился на яркие краски и щедро наделил ими полотно. Картина выполнена в синих, зеленных и белых гамах. Сквозь кроны деревьев пробиваются солнечные лучи, при этом добавляя сюжету оживленности. Они ложатся бликами на изображенные фигуры, на их шляпы и одежды.
Слайд 28Свет - главный герой живописи. Он стал равноправен сюжету. Из
компонента изображения он превратился в предмет изображения.
Асимметрия композиции. Неожиданные точки
зрения и сложные ракурсы. Деталь может заслонять главное, отсутствует традиционное разделение на фон и основной предмет изображения. В картинах присутствует эффект случайности
Яркие и чистые краски. Импрессионисты отказываются от темных, землистых тонов
Работа на пленэре
Особенности жанра
Слайд 29 Можно сказать, что импрессионисты довершили то, к чему художники прежних
стилей только приблизились: они отвергли любой академизм не только в
оформлении работ, но и в сюжетах. Импрессионистов не интересуют застывшие, выдуманные формы. Они больше не воплощают библейские, мифологические и литературные сюжеты - им важна исключительно современность в своём самом непосредственном проявлении. Импрессионизм – это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций. Своей главной задачей импрессионисты считали передачу впечатления, а для этого нужно было ловить момент, запечатлевать реальный мир во всей его изменчивости. Для художника-импрессиониста важнее всего было не то, что изображено на картине, а как именно это изображено. В этом живом течении жизни и кроется вся прелесть импрессионизма, секрет его неизменной популярности.
Вывод
Слайд 30https://infourok.ru/prezentaciya_uroka_mhk_na_temu_impressionizm_poisk_uskolzayuschey_krasoty_11_klass-321488.htm
https://arzamas.academy/materials/212
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14040#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B8
https://ppt4web.ru/mkhk/impressionizm.html
https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2013/03/19/impressionizm
https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/kartiny-kloda-mone.html
https://zen.yandex.ru/media/kakprosto.ru/klod-mone-biografiia-tvorchestvo-karera-lichnaia-jizn-5bfbb0a4bddd2800abc13b82
Список используемой литературы