Слайд 1Мурманский арктический государственный университет
Факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра физической культуры спорта и безопасности жизнедеятельности
Физическое воспитание детей
младшего школьного возраста
Подготовил: к.п.н., доцент
Чайников С.А.
Мурманск
2017
Слайд 2План:
Особенности возрастного развития младших школьников.
Задачи и средства ФВ младших школьников.
Особенности
методики ФВ младших школьников.
Слайд 3Список литературы
Баландин В.А. Методология обновления процесса физического воспитания в начальной
школе / В.А. Баландин. - Краснодар: КубГАФК, 2001.
Матвеев А.П. Методика
физического воспитания в начальной школе.- М., 2003.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - М.: Дрофа, 2000.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для высших учебных заведений / Под. ред. Т.Ю. Круцевич. – В 2 томах, - Киев, 2003.
Слайд 4Список литературы
Теория и методика физической культуры: учебник. / Под ред.
проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М., 2004.
Кузнецов,
В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с.
Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре [Текст] : под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия, 2013. - 254 с.
Слайд 51. Особенности возрастного развития младших школьников
6-7 до 11 лет (I-IV
классы)
относительно равномерное развитие ОДА (интенсивность роста отдельных частей тела различна.
Длина тела больше, чем масса).
Суставы - подвижны, связки эластичны, скелет - большое количество хрящевой ткани.
Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет.
НВ: Мл. шк. возраст - наиболее благоприятен для роста подвижности во всех основных суставах.
Слайд 6Особенности возрастного развития младших школьников
4. Мышцы имеют тонкие волокна, количество
белка и жира в составе – небольшое. Крупные мышцы конечностей
развиты больше, чем мелкие.
5. Развитие НС почти полностью завершено (заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток, преобладают процессы возбуждения).
Слайд 7Особенности возрастного развития младших школьников
объем легких - половина объема легких
взрослого.
МОД возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до
4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет.
ЖЕЛ - с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.
НВ: функциональные возможности – ведущие критерии при выборе нагрузок, методов воздействия на организм.
Слайд 8Особенности возрастного развития младших школьников
9. высокая двигательная активность (суммарное количество
двигательных действий - в процессе повседневной деятельности).
лето - за
сутки дети 7-10 лет - от 12 до 16 тыс. движений;
суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков;
зимой двигательная активность падает на 30-45%;
Слайд 9Особенности возрастного развития младших школьников
Крайний Север - на 50-70%;
начало обучения
в школе у детей 6-7 лет -меньше на 50%;
период учебы
(при переходе из класса в класс) - уменьшается.
Слайд 10Особенности возрастного развития младших школьников
10. Мл. шк. возраст - сенситивный
период для развития физических качеств (скорость, координация, общая выносливость).
11.
7-10 лет - начало формирования интересов и склонностей к тем или иным видам спорта (создание условий для физкультурно-спортивной ориентации).
Слайд 112. Задачи и средства ФВ младших школьников
Задачи физического воспитания
1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
укрепление
здоровья.
улучшение осанки.
профилактика плоскостопия.
содействие гармоничному физическому развитию.
выработка устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды.
Слайд 12Задачи физического воспитания
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
овладение жизненно важными движениями.
развитие способностей:
координационных (точность
воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие,
ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве);
кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости).
Слайд 13Задачи физического воспитания
3. формирование знаний (о личной гигиене, режиме дня,
влиянии физических упражнений на здоровье, работоспособность и развитие двигательных способностей).
4.
выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил ТБ время занятий.
Слайд 14Задачи физического воспитания
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
приобщение к самостоятельным занятиям ФУ.
формирование интересов к
видам двигательной активности.
выявление предрасположенности к тем или иным видам
спорта.
Слайд 15Задачи физического воспитания
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
воспитание волевых и нравственных качеств (дисциплинированности, доброжелательности,
честности, смелости и т.д.).
содействие развитию психических процессов (представления, памяти,
мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Слайд 16Средства физического воспитания
Гимнастические и акробатические упражнения (I-IV классы)
построения (в шеренгу,
колонну по одному, круг) и перестроения (по звеньям, по заранее
установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.);
ОРУ без предметов и с предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг);
Слайд 17Средства физического воспитания
лазание (по гимнастической стенке и канату, по наклонной
скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелезание
(через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);
равновесие (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50-100 см с выполнением различных заданий);
Слайд 18Средства физического воспитания
акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок
вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и
др.);
танцевальные упражнения;
Слайд 19Средства физического воспитания
упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на
козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с
выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, висы на гимнастической стенке и др.);
упражнения со скакалкой.
Слайд 20Средства физического воспитания
Легкоатлетические упражнения
ходьба (обычная, на носках, на пятках, в
полуприседе, с различным положением рук и др.);
бег с максимальной
скоростью до 60 м;
бег в равномерном темпе до 10 мин;
челночный бег 3x5 м, 3x10 м;
прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов;
Слайд 21Легкоатлетические упражнения
прыжки в высоту с прямого и бокового разбега;
прыжки
на одной и двух ногах на месте, с поворотом на
90-360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах;
Слайд 22Легкоатлетические упражнения
эстафеты с бегом на скорость и прыжками;
преодоление с
помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий;
метание малого
мяча на дальность и в цель из разных и.п. правой и левой руками.
Слайд 23Средства физического воспитания
Лыжная подготовка
скользящий и ступающий шаг;
передвижение попеременным двухшажным
ходом;
подъемы и спуски с небольших склонов;
повороты на лыжах
на месте и в движении;
прохождение учебных дистанции (1-2 км).
Слайд 24Средства физического воспитания
Плавание
специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой
(погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой
и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.);
движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс;
проплывание одним из способов 25-50 м.
Слайд 25Средства физического воспитания
Подвижные игры
содержание - двигательные действия, хорошо освоенные
школьниками (на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий).
Простейшие
единоборства
«Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга» и др.
Слайд 26Средства физического воспитания
Физическая подготовленность
Дети младшего школьного возраста
должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие
основных физических качеств.
Слайд 273. Особенности методики ФВ младших школьников
основная форма занятий ФУ -
урок ФК.
ведущая задача – совершенствование двигательных действий (ходьба, бег,
прыжки, метания, лазание и т.п.).
на одном уроке - 2-3 задачи (усвоение или совершенствование учебного материала).
Слайд 283. Особенности методики ФВ младших школьников
чем младше класс, тем больше
внимания - укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
на каждом
уроке обязательно проводятся подвижные игры.
Слайд 29Особенности методики ФВ младших школьников
игровой материал должен занимать примерно половину
общего времени занятий (дети в возрасте до 10-11 лет).
при обучении
учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Слайд 30Особенности методики ФВ младших школьников
основной метод обучения – целостный. Расчлененный
метод - вспомогательное значение.
двигательная задача ставиться в конкретной форме: например,
поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.
применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений.
Слайд 31Особенности методики ФВ младших школьников
упражнения на скорость следует выполнять кратковременно
(6-8 с).
исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием
(задержка дыхания).
Слайд 32Особенности методики ФВ младших школьников
выполнение различных упражнений (движений) под дидактические
рассказы (сюжет).
домашние задания по ФК;
Задачи:
1) повышение двигательной
активности детей;
2) укрепление основных мышечных групп;
3) формирование правильной осанки;
4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.
Слайд 33Задание к семинару
Тема: «Физическое воспитание детей среднего и старшего школьного
возраста»
План:
Особенности физического развития детей среднего и старшего школьного возраста.
Задачи и
средства физического воспитания.
Особенности методики физического воспитания.
Формы отчетности:
Конспект с. 193 – 203 учебника ТиМФВиС Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов;
Написание теста по теме.