Слайд 1Музыка на мольберте. Композитор и художник
Слайд 2Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета
в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Герман Гессе,
швейцарский писатель
Слайд 4Нарисуй в своей тетради нотку того цвета, который передаёт твоё
настроение
Слайд 5Ответь на вопросы:
Как ты думаешь, есть ли связь между музыкой
и живописью, обоснуй свой ответ?
Исходя из темы урока, подумай что
ты сегодня узнаешь на уроке?
Слайд 6Автор эпиграфа к уроку Герман Гессе стремится понять, как цвет
выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Чтобы ответить на этот вопрос мы познакомимся с вами с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.
Слайд 7Микалоюс Константинас Чюрлёнис
(1875-1911)
Композитор и художник М.
Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг,
прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как - бы остановить музыку во времени для ее обозрения. Он был музыкантом . художником, поэтом. .Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью.
Слайд 8Автор музыкальной живописи
Микалоюс Константинас Чюрлёнис был музыкантом, художником, поэтом.
Мечта о единении искусств (идея "синтеза искусств") нашла в Чюрлёнисе
едва ли не лучшее по сей день воплощение.
Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место.
Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".
М. К. Чюрленис с женой Софией вскоре после свадьбы (фотография 1909 года). «Та о которой я столько мечтал .»
-писал он о своей Зосе.
Слайд 9Родился в провинциальном городке Варена (на юге Литвы), вырос в
Друскининкае.
Играл на фортепиано, скрипке, флейте.Благодаря поддержке местного аристократа (князя
Н. Огинского, внука автора знаменитого "Полонеза"), смог получить музыкальное образование.
Не всё складывалось просто (да и у кого всё скользит, как по маслу), но Чюрлёнис закончил Лейпцигскую консерваторию, учился в Варшавской школе изящных искусств...
Уйдя от рутинного перечисления биографических подробностей, представим себе просто одарённого человека, серьёзно увлечённого: литературой, математикой, химией, астрономией, психологией. палеантологией. минералогией. нумизматикой. гипнозом...
Слайд 10Семья: Аделе Мария Магдалена Радманайте–Чюрленене и Константинас Чюрленис
Слайд 11Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился
за рояль, то весь преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно
драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.
И главное - она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.
Слайд 12Прослушай фрагмент симфонической поэмы «Море» (1097)
https://youtu.be/dNQYs64fCtI
и ответь на вопросы:
О
каком творении природы нам поведал композитор?
Что ты услышал в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось?
Какие музыкальные инструменты звучали?
Слайд 14«Я по целым часам сидел у моря, в особенности на закате,
я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо,
и с каждым разом становилось все лучше…».
В симфонической поэме «Море», особая роль отведена струнным - смычковым инструментам (скрипка, альт, контрабас, виолончель, арфа). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, арфе нет равных в передаче образов движения воды.
Слайд 15М. Чёрлюнис написал около 300 произведений, сочетающих символизм с элементами
народного декоративно-прикладного творчества, цитатами из японской, египетской, индийской культур, обладал
неограниченным стремлением к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.
«Высокий берег»
Слайд 16Особенно явственно стремление М. К. Чюрлёниса к единению живописи и
музыки отражают следующие картины:
Соната весны. Анданте.
Соната солнца. Скерцо.
Слайд 17Соната весны. Финале
Соната лета. Скерцо
Слайд 18Соната пирамид. Аллегро
Соната звёзд. Аллегро
Слайд 19Рассмотрим живописное полотно Чюрлениса под названием «Фуга». Что ты можешь
сказать о картине?
Слайд 20Прослушай «Прелюдию и фугу до мажор» И.С. Баха и сравни
ее с картиной М. Чюрлёниса «Фуга»
https://youtu.be/TWkKG0lUdMA
Ответь на вопросы:
-
Что в них общего?
- Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?
- Почему Чюрлёнис назвал эту картину «Фуга»?
Слайд 21Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой музыкальная
мысль (тема) имитируется в верхних и нижних голосах, так, что
при одновременном звучании в разных регистрах повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Создается образ беседующих голосов.
Линейно выстроенные ряды образов картин. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение.
Вывод: Музыка и живопись охватывают жизнь во всем ее многообразии, многозвучности, гармонии и противоречиях. Между этими искусствами много общего: линия – форма – цвет в живописи воспринимаются как единство мелодии – формы – лада в музыке.
Слайд 22Выполни физкультминутку: https://youtu.be/AeKqMzQFzMM
Слайд 23Музыкальное творчество
Литовские симфонические поэмы «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907),
Увертюры «Кястутис» (1902),
Кантанты для хора и симфонического оркестра «De
profundis» (1899), струнного квартета,
Произведения для хора
Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).
Слайд 24Сюжетные картины
Летит чёрная беда
Мой путь
Сюжетные картины
Слайд 26 «Его живописная техника одновременно очень проста и
сложна. О его картинах можно сказать то, что говорят о
всех гениальных творениях, — минимум формы, максимум содержания. Максимум Чувства, максимум Мысли, максимум Идеи, максимум Духа, максимум Голоса Безмолвия, ради чего, собственно, и существует искусство» (Цесюлевич Л.Р. Ключи к творчеству М.К.Чюрлёниса)
Слайд 27М. К. Чюрлёнис. Сказка королей
Сотворение мира
Слайд 28В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее
масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м.
Он собственноручно загрунтовал холст и расписал его, использовав стремянки.
Слайд 29
В Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска на доме, где жил Чюрлёнис
(пр. Римского-Корсакова, д. 65/11).
Слайд 31
Пройди тест, результаты прикрепить в личных сообщениях или на сайте
«Виртуальная школа»:
https://onlinetestpad.com/ru/testview/288882-muzyka-na-molberte
Слайд 32Счастливого плавания по морям знаний!