Слайд 1Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего
мира. Важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью.
Речь есть форма мышления.
Мышление
Слайд 2Виды мышления
Виды мышления Предметно – действенное – это мышление
связанное с практическими непосредственными действиями с предметом (характерно для детей
раннего возраста). Наглядно – образное – опирается на восприятие или представления (характерно для дошкольников и отчасти младших школьников). Словесно – логическое (абстрактное) – основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности (характерно для старших школьников и взрослых людей).
Слайд 3Особенности мышления младших школьников
Особенности мышления младших школьников
Совершается переход от
наглядно – образного к словесно – логическому (понятийному) мышлению. Мышление
первоклассников приемущественно конкретно и опирается на наглядные образы и представления. Развиваются основные мыслительные действия и приемы: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и др. Все эти процессы являются основой мыслительной деятельности и поэтому уже с первого класса необходимо уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Слайд 4Упражнения, способствующие развитию мышления.
Упражнения, способствующие развитию мышления.
Развитию мышления способствует
любая деятельность, в которой усилия и интерес направлены на решение
какой-либо умственной задачи. Развитие наглядно – действенного мышления: конструирование (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и т.д.). Развитие наглядно – образного мышления: работа по образцу, по инструкции, по собственному замыслу, сюжетно – ролевые игры.
Слайд 5Задачи со спичками Игры и задачи со спичками — хорошая гимнастика для ума. Они
тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной
стороны, требуют проявить смекалку. «Пять квадратов» От данных 5 квадратов из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата «Шесть квадратов» 17 спичек составляют 6 одинаковых (в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратов. Снимите 5 спичек так, чтобы после этого осталось 3 таких же квадрата
Слайд 6Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки
и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.
Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.). Гуляю по свету, Жду ответа, Найдешь ответ — Меня и нет. (Загадка) Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото) Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. (Собака)
Слайд 7Составление предложений Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда
совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные
образы из отдельных разрозненных элементов. Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Слайд 8Придумывание недостающих частей рассказа Детям читается рассказ, в котором одна из частей
пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, чтобы
домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.