Разделы презентаций


Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Особенности композиции и

Содержание

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу. Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Особенности композиции и проблематика.
Цели:
познакомить

с особенностями композиции,
жанровым своеобразием и проблематикой

романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»,
помочь понять разноплановость,
разноуровневость повествования
(от символического до сатирического);
выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения.
Роман М.А.Булгакова

Слайд 2 Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы

XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.
Более 10

лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным.
История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману «Мастер и Маргарита», ставшему поистине живой книгой.
Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.
«Мастер и Маргарита» - это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о «настоящей, вечной и верной любви», эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

М.А. Булгаков и его жена Елена Сергеевна
1936 г.

Поэма о нравственности

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

Слайд 3 Этапы работы над романом
1928год – начало работы над романом.

«Гастроль», «Жонглёр с копытом»,
Первоначальные названия:
«Копыто

инженера», «Он явился»,
«Чёрный маг»…
Первые редакции романа (1928 – 29) были сожжены.
1933 – 1934 годы – интенсивная работа над романом.
1936 – шестая редакция романа.
1938г. – роман переписан полностью, писатель начинает его диктовать.
1966 – 67г.г. –опубликован впервые(с сокращениями) в журнале «Москва» . В том же году опубликован в Париже (полностью).
1977 г. – опубликован в России(полный текст).

Этапы работы над романом1928год – начало работы над романом.   «Гастроль», «Жонглёр с копытом»,Первоначальные названия:

Слайд 4Варианты названий романа

Варианты названий романа

Слайд 5Жанр и композиция романа
Рукопись романа, 1930 г.
Последняя книга

М. Булгакова «Мастер и Маргарита» вышла 26 лет спустя после

написания и смерти писателя. Своим появлением роман вынуждает нас, наверное, и заново взглянуть на всю деятельность Булгакова, на его предыдущие произведения, в чем-то и на состояние литературы… Неизвестно даже, стоит ли сожалеть, что с выходом роман задержался. Ясно, во-первых, что он мог и подождать, пропустив вперед тех, кто торопился; во-вторых, на расстоянии, может быть, лучше видно, о чем он написан.

CD-диск с записью романа, 2009 г.

Жанр и композиция романаРукопись романа, 1930 г.  Последняя книга М. Булгакова «Мастер и Маргарита» вышла 26

Слайд 6Жанр и композиция романа
«Мастер и Маргарита» - многожанровое

и многоликое произведение, как само искусство: это романтика и реализм,

живопись и ясновидение. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Можно сказать, что это роман тайн.
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Жанр и композиция романа  «Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое произведение, как само искусство: это

Слайд 7Жанр и композиция романа
философская
любовная
мистическая
сатирическая
Переплетение 2-х пластов времени
Библейский, 1 век

н. э.
Современность Булгакова ( 30-е годы 20 в.)
Роман Мастера

Жанр и композиция романафилософскаялюбовнаямистическаясатирическая Переплетение 2-х пластов времениБиблейский, 1 век н. э.Современность Булгакова  ( 30-е годы

Слайд 8Время действия в романе
Время действия

романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями.

Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных
повествовательных
уровнях текста. Давнее
прошлое не ушло без-
возвратно, а существует
параллельно
с современностью.
Время действия в романе     Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым

Слайд 9Система образов романа
Определяется сюжетными линиями романа:
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Мастер

и Маргарита
Воланд и его свита
Москва и москвичи
философская
любовная
мистическая
сатирическая

Система образов романаОпределяется сюжетными линиями романа:Понтий Пилат и Иешуа Га-НоцриМастер и МаргаритаВоланд и его свитаМосква и москвичифилософскаялюбовнаямистическаясатирическая

Слайд 10 сюжетные линии романа
философская любовная мистическая

сатирическая



Понтий Пилат Мастер

Воланд, его свита москвичи
и и
Иешуа Маргарита





Завязка романа- сцена на Патриарших прудах: спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога.

Связующее звено

сюжетные линии романа философская  любовная  мистическая сатирическая Понтий Пилат

Слайд 11 3 мира в романе

современный Булгакову

древний

вечный
мир Москвы ершалаимский потусторонний
30- ых годов

Внутренние соответствия в романе
Мастер - Иешуа
Берлиоз - Каифа
Иван Бездомный – Левий Матвей
Алоизий – Иуда
Переулки Арбата – Нижний Город
Ресторан «Грибоедов» - дворец Ирода Великого
Москва - Ершалаим
Над обоими городами сгущается Тьма и надвигается гроза

3 мира в романесовременный Булгакову          древний

Слайд 12Восшествие на Голгофу
В Новом Завете Библии есть 4

евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения

и казни Иисуса Христа.
Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться.
И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.

Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у любого из московских персонажей романа, исключая Мастера, - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.

Восшествие на Голгофу  В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта

Слайд 13Римский прокуратор Иудеи
Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник)

Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э.,

при котором был казнен Иисус Христос.
Понтий Пилат - один из главных героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита". На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте.

Римский прокуратор Иудеи  Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х - начале 30-х

Слайд 14Силы ада в романе
Силы ада в романе «Мастер

и Маргарита» играют необычную сатирическую роль. Они не столько сбивают

с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.

Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Однако союз нечисти с Воландом необходим писателю для более серьёзных и важных целей.

Воланд олицетворяет нормы христианской морали.
Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Силы ада в романе  Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют необычную сатирическую роль. Они

Слайд 15Князь тьмы и повелитель теней
Булгаковский Воланд – князь

тьмы и повелитель теней – не сеет зло, а только

обнажает его при свете дня, делая всё тайное явным.
Его законное время – лунные ночи, когда и совершается в романе всё самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полёты Маргариты, великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его рыцарями туда, где ждёт героев их вечный приют и покой.
Князь тьмы и повелитель теней  Булгаковский Воланд – князь тьмы и повелитель теней – не сеет

Слайд 16 «Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает

убийца в переулке, и поразила … сразу обоих!»
Бережно

и умиротворенно ведется рассказ о настоящей любви, которая способна превратить женщину в ведьму. Ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера, пусть даже совершенно невероятной ценой. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» - думает она. Силой своей любви Маргарита спасает Мастера, и их ожидает вечный покой.

Мастер и Маргарита

Мастер – это воплощение идеи Булгакова о настоящем творчестве, которое всегда есть преодоление бесчеловечности, порыв к свету и добру. В реальной жизни Мастер, человек редкого таланта, безукоризненной честности и душевной чистоты. Он получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа. «Рукописи не горят» - утверждает Воланд.

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила … сразу

Слайд 17В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
А)

кольцевая композиция; Б) хронологический порядок развития событий;
В) параллельное развитие

трёх сюжетных линий; Г) параллельное развитие двух сюжетных линий.
«Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения? А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм; Б) речь идёт не о вере, а об Истине; В) автор передаёт смысл библейской притчи; Г) Иешуа – подстрекатель разрушения храма в Ершлаиме.
Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? А) соответствие библейскому сюжету; Б) противопоставление библейскому сюжету; В) автор показывает бедность героя; Г) подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?
А) зло; Б) истина; В) добро; Г) благо.
Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».
Найдите двойников героям романа:
Мастер – …; Алоизий – …; Иван Бездомный –… ; Наташа – ...
Почему у Маргариты нет в романе двойника? А) она одинока; Б) этим подчёркивается её избранность и неповторимость; В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире; Г) её двойником является Гелла.
Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки? А) Понтию Пилату; Б) Мастеру; В) Маргарите; Г) Воланду.

Тест по содержанию романа

В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»? А) кольцевая композиция; Б) хронологический порядок развития событий;

Слайд 18Самопроверка

Самопроверка

Слайд 19 Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это

великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о

величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны

Слайд 20А. Ахматова.
«Памяти М. А. Булгакова»

Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного

куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, все забывшей, -
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
А. Ахматова. «Памяти М. А. Булгакова»	       Вот это я тебе, взамен

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика