Разделы презентаций


Предмет Теория и методика развития речи детей

Содержание

План:1 . Предмет изучения.2. Задачи курса.3. Естественнонаучная основа методики развития речи.4. Развитие теории формирования речевой деятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Предмет «Теория и методика развития речи детей»

Предмет «Теория и методика развития речи детей»

Слайд 2План:
1 . Предмет изучения.
2. Задачи курса.
3. Естественнонаучная основа методики развития

речи.
4. Развитие теории формирования речевой деятельности

План:1 . Предмет изучения.2. Задачи курса.3. Естественнонаучная основа методики развития речи.4. Развитие теории формирования речевой деятельности

Слайд 3Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности,

направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском

саду

Предмет изучения - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия

Задачи

Фундаментальные

Прикладные

- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью,
речевым общением;
- изучение закономерностей обучения родной речи;
- определение принципов и методов обучения

- чему учить - какие речевые умения надо усвоить в процессе обучения;
- как учить - какие условия, формы, средства, методы и приёмы следует использовать;
- почему так, а не иначе - обоснование методики развития речи - проверка программ и методических рекомендаций на практике

Теория и методика развития речи детей

Задачи и содержание методики развития речи

Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного

Слайд 4Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного

профиля. Это объясняется значимостью речи, её ролью в системе высших

психических функций, в становлении и развитии личности

Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения

Практическая готовность педагогов включает умения:
обследовать речь детей;
составлять характеристики речевого развития;
составлять перспективный план;
план-конспект по развитию речи;
привлекать внимание детей;
устанавливать эмоциональный контакт с ними;
обеспечивать мотивацию речевой деятельности;
владеть речью и использовать невербальные средства общения;
создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;
анализировать и обобщать полученные результаты

Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется значимостью речи, её ролью

Слайд 5Язык - продукт общественно-исторического развития. В нём отражается история народа,

традиции, культура, система социальных отношений.
Овладение языком, развитие речи и навыками

общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникшая в процессе этой деятельности

Язык - средство человеческого общения. Без языка невозможно общение, развитие личности. Важнейшая функция языка - коммуникативная. Особое внимание уделяется созданию развивающей речевой среды, роли общения с людьми.

Язык - орудие мышления и познания.
Язык - средство возникновения, формирования и выражения мысли.

Таким образом, обучение детей родному языку - важное средство умственного развития. На первом месте стоит накопление содержания речи. Овладение языком тесно связано с мышлением. Это прослеживается на примере освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетической, лексической, грамматической). В результате повышается как уровень развития речи, так и уровень мышления

Методологическая основа методики развития речи

Язык - продукт общественно-исторического развития. В нём отражается история народа, традиции, культура, система социальных отношений.Овладение языком, развитие

Слайд 6Естественнонаучной основой методики развития речи является учение Ивана Петровича Павлова

о первой и второй сигнальных системах высшей нервной деятельности человека,

которое объясняет механизмы формирования речи.
Физиологической основой речи являются временные связи, которые образуются в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности (первая сигнальная система) и слов, которые эти предметы и явления обозначают (вторая сигнальная система)

Иван Петрович с рядом учёных, проводя опыты, выяснили, что на ранних этапах развития ребёнка преобладающее значение имеет принцип наглядности обучения. С возрастом возрастает роль словесных сигналов

Естественнонаучная основа методики развития речи

Естественнонаучной основой методики развития речи является учение Ивана Петровича Павлова о первой и второй сигнальных системах высшей

Слайд 7 Алексей Николаевич Леонтьев и Лев Семёнович Выготский определили следующие

характеристики речи:
1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития

человека, развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания.
2. Речи присущи коммуникативная, указательная, интеллектуальная функции.
3. Речь выступает в разных формах: внешней (звуковой, громкой), внутренней (ситуативной, контекстной).
4. В речи различают две стороны: физическую (звуковую) и семантическую (смысловую, содержательную).
5. Процесс развития речи – это не только количественное увеличение словаря, но и качественное изменение, связанное с развитием мышления и сознания

Психологическая и лингвистическая основы развития речи

Алексей Николаевич Леонтьев и Лев Семёнович Выготский определили следующие характеристики речи:1. Речь занимает центральное место в

Слайд 8 Педагогу необходимо формировать не только речевые навыки, но и

коммуникативно-речевые умения. Для этого необходимо подбирать средства и приёмы совершенствования

речи в разных видах детской деятельности.
Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Поэтому языкознание рассматривает: фонетику, лексику, морфологию, словообразование, синтаксис.
Развитие речи - это сложная система. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность

Язык - система объективно существующих знаков и система правил их употребления и сочетаемости.
Речь - психофизиологический процесс, реализация языка.
Язык - средство общения.
Речь - сам процесс общения.
Язык - абстрактен, воспроизводим, объективен.
Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, вид творческой
деятельности

Педагогу необходимо формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Для этого необходимо подбирать средства

Слайд 9Методика развития речи
Опирается на общую психологическую теорию речи - особенности

психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства

Методика начального обучения родному языку. Связь между ними особенно проявляется в
области подготовки к обучению грамоте

История дошкольной педагогики помогает видеть динамику развития науки

Дошкольная педагогика (дидактика) - (цель, задачи, методы, приёмы обучения, дидактический материал и др.)

Анатомия - строение речевых органов (важно при решении задач воспитания звуковой культуры речи, совершенствования работы артикуляционных органов)

Физиологическая основа речи - помогает понять процесс активизации словаря ребёнка

Связь методики развития речи детей с другими науками и дисциплинами

Методика развития речиОпирается на общую психологическую теорию речи - особенности психического и речевого развития детей на разных

Слайд 10Проблема развития речи детей дошкольного возраста в педагогике не нова.

Истоки её находятся в трудах древнегреческих философов-просветителей Платона, Сократа, Аристотеля,

римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей, даются некоторые практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства.

Становление методики развития речи

Развитие теории формирования речевой деятельности

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в педагогике не нова. Истоки её находятся в трудах древнегреческих философов-просветителей

Слайд 11Ян Амос Коменский (1592-1672), чешский педагог-гуманист, философ.
Разработал первое в

мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа», в котором 8-ю

главу посвятил вопросам речевого развития.
В качестве средства развития речи предлагал использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни, сказки о животных.
Много внимание Ян Амос Коменский уделял наглядности, последовательности, постепенности усложнения материала

В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.
В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.

Ян Амос Коменский (1592-1672), чешский педагог-гуманист, философ. Разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа»,

Слайд 12Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), великий швейцарский педагог, раскрыл социальное, культурное

и общепедагогическое значение родного языка. В обучении родному языку выделил

три основные задачи:
- обучение звуку - средству развития органов речи;
- обучение слову - средству ознакомления с предметами;
- обучение речи - средству научиться ясно выражать мысли.
В своих книгах обосновал методику обучения родному языку. Считал, что речь нужно развивать планомерно и последовательно. В основе обучения слову лежит принцип наглядности.
Иоганн Генрих Песталоцци установил определённую последовательность в обучении связной речи:
познание внешнего вида предмета, его отличительных признаков на основе восприятия,
подбор слов для характеристики предмета,
классификация слов и предметов,
составление предложений,
объяснение значений слов,
составление связных текстов
Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), великий швейцарский педагог, раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В обучении

Слайд 13Фридрих Фрёбель (1782-1852), немецкий педагог, основатель общественного дошкольного воспитания. Считал,

что язык ребёнка развивается с раннего детства, а предпосылкой для

его развития является богатство внутренней жизни малыша.
Развитие речи связывал с наблюдением окружающего мира (предметов, их свойств, качеств) и игрой.
Фридрих Фрёбель создал первое учебное заведение, которое назвал «детским садом».
Разработал занятия по развитию сенсорных способностей ребёнка с использованием дидактического материала (даров Фрёбеля), которые способствовали накоплению содержания речи
Фридрих Фрёбель (1782-1852), немецкий педагог, основатель общественного дошкольного воспитания. Считал, что язык ребёнка развивается с раннего детства,

Слайд 14Мария Монтессори (1870-1952), врач, дефектолог, философ, итальянский педагог, сторонница свободного

воспитания (система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную

среду).
Мария Монтессори считала, что основными задачами должны стать развитие мускулов, чувств и языка.
Разработала специальные упражнения с дидактическим материалом (цилиндром, кубом, лестницами, катушками, вкладышами и др.).
Уделяла большое внимание развитию мелкой моторики, сложению слов из подвижных букв
Мария Монтессори (1870-1952), врач, дефектолог, философ, итальянский педагог, сторонница свободного воспитания (система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь

Слайд 15

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - создатель


системы первоначального обучения детей родному языку. В
основе системы - принцип народности. Усваивая родной
язык ребёнок усваивает не просто слова, их сочетания, но
множество понятий, мыслей, чувств, образов, опыт народа,
накопленный тысячелетиями и заключённый в языке,
духовную культуру народа.
Преподавание достигается через: чтение художественной литературы, фольклора, окружающий мир, обучение, рассматривание картин. Для этого разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, сознательности обучения.
Разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Доказал необходимость подготовительного обучения до школы, развития речи на основе накопленных знаний.
В современной практике используются упражнения, рассказы, написанные им, народные сказки в его обработке. Взгляды К. Д. Ушинского на родной язык, его методические идеи положены в основу разработки отечественной методики развития речи дошкольников
Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 16 Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) – общественный деятель, создатель теории

и методики развития речи детей до школы.
Руководила базовым детским садом,

там создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста, которую отразила в книге «Развитие речи дошкольников» (1937 г.)
Елизавета Ивановна особое место отводила обогащению содержания речи на основе знакомства с миром природы и социальной жизнью. Поставила вопрос о программе наблюдений, разработала указания об организации и правилах проведения экскурсий, осмотров; разработала занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин; словарные упражнения для детей 5-7 лет.
Елизавета Ивановна Тихеева преподавала курс методики развития речи в педагогическом институте дошкольного образования им. А. И. Герцена.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) – общественный деятель, создатель теории и методики развития речи детей до школы.Руководила

Слайд 17К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной

базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения

детей. Однако задачи методики далеко не решены. Актуальными вопросами дальнейших исследований являются:
- исследование форм, методов и приёмов обучения, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;
- пути повышения эффективности обучения родной речи;
- вопросы обучения диалогической речи;
- диагностика речевого развития детей;
- проблемы речевого развития в условиях семьи;
- методика индивидуализации обучения;
- создание методического обеспечения;
- создание нового дидактического материала и использование технических средств обучения
К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика