Предмет изучения - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
Задачи
Фундаментальные
Прикладные
- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью,
речевым общением;
- изучение закономерностей обучения родной речи;
- определение принципов и методов обучения
- чему учить - какие речевые умения надо усвоить в процессе обучения;
- как учить - какие условия, формы, средства, методы и приёмы следует использовать;
- почему так, а не иначе - обоснование методики развития речи - проверка программ и методических рекомендаций на практике
Теория и методика развития речи детей
Задачи и содержание методики развития речи
Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения
Практическая готовность педагогов включает умения:
обследовать речь детей;
составлять характеристики речевого развития;
составлять перспективный план;
план-конспект по развитию речи;
привлекать внимание детей;
устанавливать эмоциональный контакт с ними;
обеспечивать мотивацию речевой деятельности;
владеть речью и использовать невербальные средства общения;
создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;
анализировать и обобщать полученные результаты
Язык - средство человеческого общения. Без языка невозможно общение, развитие личности. Важнейшая функция языка - коммуникативная. Особое внимание уделяется созданию развивающей речевой среды, роли общения с людьми.
Язык - орудие мышления и познания.
Язык - средство возникновения, формирования и выражения мысли.
Таким образом, обучение детей родному языку - важное средство умственного развития. На первом месте стоит накопление содержания речи. Овладение языком тесно связано с мышлением. Это прослеживается на примере освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетической, лексической, грамматической). В результате повышается как уровень развития речи, так и уровень мышления
Методологическая основа методики развития речи
Иван Петрович с рядом учёных, проводя опыты, выяснили, что на ранних этапах развития ребёнка преобладающее значение имеет принцип наглядности обучения. С возрастом возрастает роль словесных сигналов
Естественнонаучная основа методики развития речи
Психологическая и лингвистическая основы развития речи
Язык - система объективно существующих знаков и система правил их употребления и сочетаемости.
Речь - психофизиологический процесс, реализация языка.
Язык - средство общения.
Речь - сам процесс общения.
Язык - абстрактен, воспроизводим, объективен.
Речь конкретна, неповторима, материальна, субъективна, вид творческой
деятельности
История дошкольной педагогики помогает видеть динамику развития науки
Дошкольная педагогика (дидактика) - (цель, задачи, методы, приёмы обучения, дидактический материал и др.)
Анатомия - строение речевых органов (важно при решении задач воспитания звуковой культуры речи, совершенствования работы артикуляционных органов)
Физиологическая основа речи - помогает понять процесс активизации словаря ребёнка
Связь методики развития речи детей с другими науками и дисциплинами
Становление методики развития речи
Развитие теории формирования речевой деятельности
В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.
В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть