Слайд 1Мышление в психическом развитии
Слайд 2Мышление
— это высший психический познавательный процесс отражения объективной реальности в
ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях
— это один из сложнейших
процессов, который функционирует в тесной взаимосвязи со всеми другими познавательными процессами: ощущением, восприятием, вниманием, воображением, памятью
Слайд 3Мышление по В.В.Петухову
В широком смысле - это активная
познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем
природном и социальном мире
В узком смысле - процесс решения более специальных, исследовательских задач при изучении конкретных механизмов
Слайд 4Мышление – это процесс сознательного обобщенного и опосредствованного отражения действительности
в объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и
недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты
Слайд 5Обобщенность выражается в способности постигать свойства, являющиеся общими для множества
объектов и доступными только для понимания (обобщения в словах)
Опосредованность –
познание внутренних и недоступных для восприятия свойств и закономерностей осуществляется не прямо и непосредственно, а косвенно, через какие-то посредники, средства
Слайд 6Мышление порождается в контексте социального бытия человека в сфере:
предметно-практической
деятельности
общения
Оно тесно связано с речью, языком.
Мышление – это
процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задачи
Слайд 7Отличие мышления от других психических процессов
1. Наличие проблемной ситуации, задачи,
которую надо решить
2. Активное изменение условий, в которых эта проблема,
задача созданы
3. Выходит за пределы чувственного, расширяет границы познания
4. Представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует
5. Отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, которые существуют между ними
6. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Слайд 8Формы мышления
Понятие – это отражение существенных свойств, связей и отношений
предметов и явлений, выраженное словом или группой слов. Может быть
абстрактное (например, добро, зло) и конкретное
Суждение - это высказывание или утверждение, содержащее определенную мысль, оценку предмету или явлению.
Может быть:
истинное или ложное
общее (информацию обо всех предметах и явлениях), частное (о части предметов и явлений, включенных в понятие), единичное
Слайд 9Рассуждение – последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того,
чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на
вопрос
Умозаключение — вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира
Может быть:
индуктивным (делается от единичного, частного суждения к общему)
дедуктивным (единичный вывод формулируется на основе общего суждения)
по аналогии
Слайд 10Мышление – это система особых умственных действий и операций, на
основе которых осуществляется субъективное воссоздание познаваемых предметов и явлений в
их существенных свойствах, связях и отношениях
В результате происходит построение внутренней модели, с которой человек может осуществлять мысленный эксперимент
Слайд 11Операции мышления
1. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или понятия
и выделение его отдельных частей, признаков и свойств.
2. Синтез —
мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
3. Абстракция — мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение лишь существенных особенностей группы предметов или явлений.
4. Конкретизация — это мысленный переход от более общего понятия к более частным.
Слайд 125. Сравнение — установление сходства и различия между предметами и
явлениями действительности.
6.Обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных
свойств или сходства предметов или явлений.
7. Классификация — это мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом
Слайд 13Виды мышления
По степени развернутости решаемых задач:
дискурсивное (умозаключающее)
интуитивное ( мгновенное, характеризующееся
минимальной осознанностью)
По характеру решаемых задач:
теоретическое (установление общих закономерностей)
практическое
(конкретная задача, преобразование действительности)
Слайд 14По степени новизны и оригинальности:
Репродуктивное (шаблонное, воспроизводящее, логическое)
Продуктивное (творческое)
По степени произвольности:
Произвольное – управляется сознанием и волей, мыслительный процесс
находится полностью под его контролем
Непроизвольное
Слайд 15По содержанию решаемых задач:
1. Предметно-действенное (практическое) опирается на непосредственное восприятие
предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами
2. Наглядно-образное
характеризуется опорой на образы и представления
3. Словесно-логическое (абстрактное) осуществляется при помощи логических операций с понятиями
Слайд 16Индивидуальные особенности мышления
Самостоятельность — умение выдвигать новые задачи и находить
пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
Инициативность —
постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задачи;
Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;
Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;
Слайд 17Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;
Оригинальность —
способность порождать новые идеи, отличные от общепринятых;
Пытливость — потребность всегда находить
наилучшее решение поставленных задач и проблем;
Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;
Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Слайд 18Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, ум, рассудок, разум)
— это
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
— это умение творчески применять полученные знания, эффективно
включаться в социо-культурную жизнь, успешно приспосабливаясь к окружающей среде и жизненным обстоятельствам.
Группы факторов, влияющих на интеллект:
1.Генетические факторы
2. Врожденные факторы действующие от момента зачатия до момента рождения
3. Факторы окружающей среды
Слайд 19Условия, влияющие на творческий процесс мышления
1) успешный в прошлом опыт может
тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;
2) если нахождение правильного
решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, несмотря на не достаточную эффективность;
3) стереотипность мышления преодолевается, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;
Слайд 204) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач,
когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;
5) для успешного
творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой (индивидуальный характер)