Слайд 1М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри» (Подготовка к сочинению)
МАОУ СОШ № 58
г Тюмень
учитель русского языка и литературы Рыбий Л.А.
Слайд 2История создания
Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в
1831 году. 17-летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха,
томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.
Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.
Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
Слайд 3Почему описание жизни Мцыри в монастыре занимает только 4 главы,
хотя Мцыри прожил там 20 лет, а описание жизни Мцыри
сне стен монастыря занимает всю остальную часть поэмы, хотя Мцыри провёл там всего 3 дня?
Слайд 4Душой –дитя, судьбой – монах.
вызывает ли Мцыри у вас сочувствие?Почему?
Почему
Мцыри покинул ''хранительные стены'' монастыря?
В какой именно период Мцыри покидает
монастырь?
- Почему он бежит именно в грозу, ночью?
Как сам Мцыри объясняет причины своего побега?
Слайд 5Мцыри и буря – родственны
- Обратите внимание на начало 6
главы, как можно объяснить сравнение ''как братья'‘?
- Где ещё в
первых 8 главах употребляется то же сравнение?
- Почему Мцыри считает, что состоит в родстве с природой, бурей?
- Почему же Мцыри сбежал из монастыря в грозу?
- Проследите по первым 8 главам, какие слова использует Лермонтов в качестве синонимов к слову ''тюрьма''.
- Что же такое для Мцыри тюрьма?
Слайд 6Работа с текстом
Почему часто употребляется слово ''стены?
В связи с монастырём
ни разу не употребляется само слово ''тюрьма'', записанный ряд слов
распадается на 2 группы:
Хранительные стены плен
Обитель
душные кельи
Монастырь
сумрачные стены
-Что это означает? - Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре ?
- Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент ?
Слайд 7Работаем с текстом
Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с
барсом ? Как вы думаете, почему Мцыри решил сразится с
барсом ?
- Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера.
На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?
Слайд 8ИТОГ:
Он стремился к свободе, хотел попасть на родину
Перед принятием
обета -бежит
Его манит ''пламенная страсть'', зовущая в ''мир тревог и
битв'‘
Мир, в котором оказался Мцыри, в отличие от того, который он покинул, - это родной ему мир
« О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!»
Мцыри
рождён на диком Кавказе и
стихия, буря ему близки по духу
Чтобы породниться со стихией, обняться с бурей он бежит
Тюрьма, монастырь, хранительные стены, плен, обитель, душные кельи, сумрачные стены…- тюрьма для Мцыри – это монастырь, слово ''стены - символ тюрьмы
Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого. Он стремится найти хоть что – то из прошлой жизни
Мцыри горд, храбр, силен. При встрече с барсом он выходит победителем.
Мцыри хотел проверить себя, свою силу и мужество. В монастыре Мцыри был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)
При встрече с барсом Мцыри силен, ловок, хитер, безрассуден. А когда он видит молодую девушку, он становится робким, беззащитным. В монастыре он был замкнут на себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми, ему близка природа. Он хочет любить, но не умеет. Поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок при встрече с молодой грузинкой.
Слайд 10Литературоведческий анализ текста
Давайте вспомним, какие художественно – изобразительные средства может
использовать автор художественного текста.
С какой целью авторы используют эти
средства?
Слайд 11Ответы:
Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т.д.
Цель использования изобразительно
– выразительных средств – подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев;
выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.
Слайд 12Работа в группах
Ваша задача выявить в тексте заданное изобразительно –
выразительное средство и определить, с какой целью использует его автор.
Какие основные черты характера главного героя можно выделить ?
Найдите ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.
Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа»
Слайд 13Ответы
идеал Мцыри – свобода, единение с природой, родиной. Для
достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочтя смерть
жизни в монастыре.
Слова «свобода», «природа», «воля», «судьба», «душа» - ключевые в раскрытии характера лермонтовского героя.
Свобода
Манящая, окрыляющая
Вдохновляет, зовет, освобождает
Сравнима с глотком воздуха
Воля
Душа
Чистая, искренняя
Просыпается, жаждет, чувствует
Сохраняет заветы предков
Дитя
Слайд 14
Написать сочинение на тему :
«Душой – дитя, судьбой –
монах»
План
1. Свобода: ее истоки и проявление.
2. История Мцыри.
3.
Свобода Мцыри.
4. Кульминационные эпизоды: бой с барсом, встреча с грузинкой.
5. Идеал Мцыри.