Слайд 1Налоги в
СССР
СН5-5а
Хаммедли Акбер
Слайд 2Октябрь 1917 год Россия
Владимир Ильич Ленин произнёс своё знаменитое: «Товарищи! Рабочая
и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики,
свершилась!»
Слайд 3После того как свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Экономическое состояние
страны было удручающим. Финансовое система страны была в состояние разрухи.
Советское правительство нуждалось в действенной финансовой системе и прежде всего налоговой. Первые шаги на данном пути Советского правительства были нелегкими. В условиях отсутствия сформировавшейся финансовой системы, и в частности финансового аппарата, Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов.
Слайд 4В связи с чем, Декретом СНК от 24 октября 1917
г. "О взимании прямых налогов" был установлен единый срок для
уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Это введение помимо финансовых задач - пополнения скудных денежных ресурсов, выполняло и иную задачу Советского правительства - борьбу с имущими слоями населения. В основу которого были положены классовые принципы.
Слайд 5Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. "О льготах крестьянам-середнякам
в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога" полностью были сложен налог
с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно были снижены более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей.
Слайд 6В результате происходящих в стране событий состояние экономики и отдельных
ее отраслей было удручающим. Сельскохозяйственное производство в 1920 г. составляло
50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношении к сельскому хозяйству и крестьянству. Выведение из разрухи всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагом в этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введение продовольственного налога.
Слайд 7 В первый год войны Указом Президиума ВС СССР
от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к
сельскохозяйственному налогу.
С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.
Указом Президиума ВС СССР от 3 июня 1943 г. были внесены изменения в порядок обложения
сельхозналогом. Коснулись они повышения норм доходности и их дифференциации, изменению подверглась таблица ставок налога, порядок исчисления налога с единоличных хозяйств.
Слайд 8 Михаил Иванович Пискотин, проводя исследования налогообложения сельского населения страны, отмечал
ряд особенностей, связанных с сельскохозяйственным налогом. Особенность Пискотин прежде всего
видел в том, что субъектами сельскохозяйственного налога является не отдельный гражданин, а его хозяйство. Признавая то, что данный налог является разновидностью подоходного , но имеющего ту особенность, что сельскохозяйственным налогом облагаются доходы от личного хозяйства. Особенность этого налога он видел и в порядке взимания, и уплате налога. Важной проблемой, решение которой необходимо было в законодательстве о сельскохозяйственном налоге, Пискотин считал определение статуса Главы хозяйства. Рассматривая действующий порядок определения главы хозяйства, Михаил Иванович находил ее неправильным. Поскольку разные государственные органы могли по разному определять главу хозяйства, он предлагал вынести вопросы определения главы хозяйства для
обсуждения на сельские Советы. Пискотин считал
целесообразным установить главой колхозного
двора только члена колхоза. Проблема
определения главы хозяйства уже в Крестьянских (фермерских) хозяйствах в современных условиях также стала актуальной.
Слайд 9Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1970 г. Об
изменении некоторых статей о подоходном налоге с колхозов была изменена
шкала обложения прогрессивным методом, одновременно с увеличением рентабельности и ставки обложения. Р.Х. Богатеев в своей диссертационной работе, рассматривая проблему совершенствования подоходного налога с колхозов, видел решение вопроса в дальнейшей дифференциации ставок подоходного налога, изменении уровня рентабельности, увеличении размера необлагаемого минимума. В перспективе Р.Х. Богатеев считал, что единственным объектом налогообложения колхозов должен стать чистый доход колхозов. А подоходный налог с фонда заработной платы он считал необходимым заменить на подоходный налог с заработков колхозников.
Слайд 10Постановлением Совета Министров СССР от 12 июля 1982 г. подоходный
налог с части фонда оплаты труда колхозников, превышающий 70 рублей
в месяц в среднем на одного работающего в хозяйстве колхозника в расчете на год, составил 8%.
В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Слайд 11С принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О
государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий
в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
Постановления Совета Министров СССР:
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».
Слайд 12 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.
установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан
целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт. Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц).
Слайд 13В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г.
«О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц
без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба).
Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.