Слайд 1Налогово-бюджетная политика
Юдаева Светлана Владимировна, к.э.н.
Слайд 208/16/2019
yudaev@sampo.ru
Ключевые определения:
Налогово-бюджетная политика - воздействие государства на уровень деловой активности
посредством изменения государственных расходов и налогообложения.
Государственный бюджет – финансовый счет,
в котором представлена совокупность доходов и расходов государства за определенный период.
Слайд 308/16/2019
yudaev@sampo.ru
Функции бюджета:
Фискальная – создание финансовой базы государства в условиях фактического
отсутствия собственных доходов
Регулирующая – использование налогов и расходов для проведения
экономической политики
Социальная – использование ГБ для перераспределения нац.дохода
Слайд 408/16/2019
yudaev@sampo.ru
Бюджетные уровни
Федеральный
Бюджеты республик (штатов)
Местные
Бюджеты поселений
Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий
в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня
Слайд 508/16/2019
yudaev@sampo.ru
Сводные показатели государственного бюджета РФ на 2007г. (трлн.руб.)
Слайд 608/16/2019
yudaev@sampo.ru
Основные параметры федерального бюджета
Слайд 708/16/2019
yudaev@sampo.ru
Основные параметры федерального бюджета
Слайд 808/16/2019
yudaev@sampo.ru
Налоговая система
Совокупность налогов, сборов и иных платежей;
Система законов и подзаконных
актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты различных налогов;
Система государственных институтов,
обеспечивающих принятие законов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
Слайд 908/16/2019
yudaev@sampo.ru
Эффективная налоговая система:
Должна решать фискально-перераспределитель-ную задачу;
Должна иметь стимулирующий эффект;
Обеспечивать социальную
справедливость;
Организационная и расчетная легкость в определе-нии тех или иных налогов;
Стабильность
налогообложения;
Налоговое бремя должно распределяться между различными бюджетными уровнями
Слайд 1008/16/2019
yudaev@sampo.ru
Доля налогов в ВНП отдельных стран:
США – 30%;
Япония - 26-31%;
Германия
– 38%;
Франция - 42-45%;
Швеция – 50-60%;
РС – 14-17%;
РФ - 33,5-28,2%
(2001-2006)
Основная часть налогов – федеральные (центральные)
В РФ (07) – 91,6%; 5,1%; 1,1% ; 2,3% (с/р)
Слайд 1108/16/2019
yudaev@sampo.ru
Виды налогов в РФ
Федеральные налоги и сборы:
НДС
Акцизы
Налог на доходы
физических лиц
ЕСН
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Сборы
за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Государственная пошлина
Слайд 1208/16/2019
yudaev@sampo.ru
Виды налогов в РФ
Региональные налоги
Налог на имущество организаций
Налог на игорный
бизнес
Транспортный налог
Местные налоги
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Слайд 1308/16/2019
yudaev@sampo.ru
В ПРС 90-95% налогов:
На население (физ.лица) 3 прямых налога: ИПН
взносы по соц.страхованию
налог на имущество
На бизнес (юр.лица) 2 прямых налога: налог на прибыль
налог на собственность
Косвенные налоги:
налоги на потребление
акцизы
таможенные пошлины
взносы бизнеса по соц.страхованию
Слайд 1408/16/2019
yudaev@sampo.ru
Модели налогообложения
Кейнсианская модель – до к. 70-х гг.:
Высокий налог
на прибыль + система льгот
Высокопрогрессивный подоходный налог
Высокие таможенные
пошлины
Неоклассическая модель – современная:
Умеренные ставки налога на прибыль + отмена льгот
Снижение прогрессивности ИПН;
Снижение значения таможенных пошлин;
Размежевание стран по отношению к косвенным налогам
Слайд 1508/16/2019
yudaev@sampo.ru
Структура налоговых поступлений в ПРС и в РФ
ПРС
Налог на прибыль
– 6,6% (искл. Япония – 20%);
ИПН – 31,4%;
НДС – 15-50%;
Акцизы
– 7-12%;
Отчисления на соц. страхование – 20-40% (2/3 – бизнес);
РФ
Налог на прибыль - 32,5%;
Налог на доходы физ.лиц – 16,9%;
НДС – 20,3%;
Акцизы – 4,1%;
Налоги за пользование природными ресурсами – 16,5%
Налоги и взносы на соц. нужды – 13,2% (из них 4,5%ЕСН);
Искл. США, Яп.,Канаду
Слайд 1608/16/2019
yudaev@sampo.ru
Этапы становления налоговой системы РФ:
1 период до 1999г. (введение 1
части НК РФ): падение налоговых поступлений, при сокращении ВНП? исключительно
фискальные задачи; нестабильность, неурегулированность; большое количество подзаконных актов (более 900 законов, подзаконных актов, инструкций, разъяснений); рост налоговой нагрузки при неравномерном ее распределении; налоговая децентрализация ( введение большого числа региональных и местных налогов, не предусмотренных ФЗ); низкая налоговая дисциплина (30-40% - потери бюджета ежегодно), преобладание косвенных налогов
Слайд 1708/16/2019
yudaev@sampo.ru
Этапы становления налоговой системы РФ:
2 этап (с 1999 года) –
налоговая реформа:
создание стабильного налогового законода-тельства; устойчивость налогооблагаемой базы; сокращение количества
налогов и налогового бремени; минимизация возможностей для ухода от уплаты налогов.
Слайд 1808/16/2019
yudaev@sampo.ru
Узловые проблемы совершенствования налогообложения
Ставка НДС и его администри-рование;
Налогообложение недропользования;
Акцизное обложение;
Проблема
трансфертного ценообразо-вания
Слайд 1908/16/2019
yudaev@sampo.ru
Динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации
Слайд 2008/16/2019
yudaev@sampo.ru
Динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации
Слайд 2108/16/2019
yudaev@sampo.ru
Приоритеты бюджетной политики?
Законодательная установка конгресса США о признании социальной политики
в качестве важной сферы ответственности законодателей и государства
расходы на здравоохранение
– 9,26%
на программу медицинского обслуживания «Медикейр» - 11,67%
социальное страхование – 23,24%
обеспечение доходов населения – 14,48%
ФБ США
Слайд 2208/16/2019
yudaev@sampo.ru
Приоритеты бюджетной политики?
Россия
Развитые страны
Традиционные и общеадминистративные функции по поддержанию общественного
порядка
69,4%
17,0%
Социальные функции
15%
70,3%
Слайд 2308/16/2019
yudaev@sampo.ru
Расходы на здравоохранение и образование в % к ВВП
Россия -
5,7% - ниже пределов глобальной национальной безопасности страны
США – 12,2%
Франция
– 13,3%
Германия – 13,4%
Слайд 2408/16/2019
yudaev@sampo.ru
Совокупный объем средств Стабилизационного фонда
12% ВВП
Слайд 2508/16/2019
yudaev@sampo.ru
Стабилизационный фонд
Резервный фонд
поддержание бюджетных расходов на запланиро-ванном уровне в
случае падения цены нефти Urals. Фиксируется на уровне 10% ВВП
Фонд
будущих поколений (национального благосостояния)
доход от размещения его средств будет направляться на софинансирование доброволь-ных пенсионных накоплений + финансирование дефицита Пенсионного фонда
Слайд 2608/16/2019
yudaev@sampo.ru
Логика и направления бюджетной реформы
разделение уровней бюджет-ной системы
новая система межбюджетных
отношений
среднесрочное планирование
бюджетирование по целям и результатам
реорганизация бюджетных учреждений
Реформа МБО
Реформа
бюджетного
процесса
Реструктуризация
бюджетного сектора
Слайд 2708/16/2019
yudaev@sampo.ru
Реформа МБО
4 уровня бюджетной системы
Разделение расходных обязательств, субвенции на делегированные
полномочия
Совершенствование принципов разграничения доходных источников, долгосрочное закрепление доходов
Формализованное выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов и муниципалитетов
«Отрицательные» трансферты
Временная финансовая администрация
Слайд 2808/16/2019
yudaev@sampo.ru
Направления реформы бюджетного процесса
Только федеральный уровень
Все уровни бюджетной системы
Реформирование
бюджетной классификации и бюджетного учета
Упорядочение составления и утверждения федерального
бюджета
Разделение бюджетных расходов на «действующие» и «принимаемые» обязательства
Совершенствование среднесрочного финансового планирования
Развитие программно-целевых методов бюджетного планирования
Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.
(ППРФ от 22.05.2004 № 249)
Слайд 2908/16/2019
yudaev@sampo.ru
Логика реформирования бюджетного сектора
инвентаризация
(паспортизация и анализ) бюджетных услуг
(определение расходных полномочий)
финансирование
услуг, а не сети
(реестр расходных обязательств)
реструктуризация сети бюджетных учреждений
Слайд 3008/16/2019
yudaev@sampo.ru
Составные части
фискальной политики
Дискреционная (гибкая) – сознательное манипулирование законодательной властью
налогообложением и госрасходами с целью воздействия на уровень экономической активности
Стимулирующая
G и ↙T
Бюджетный дефицит
Сдерживающая
G и ↗ T
Бюджетный профицит
Слайд 3108/16/2019
yudaev@sampo.ru
Составные части
фискальной политики
Автоматическая – являющаяся результатом действия встроенных
стабилизаторов (прогрессивное налогообложение и пособия по безработице)
↙ размах колебаний совокупного
предложения на 1/3
Слайд 3208/16/2019
yudaev@sampo.ru
Дефицит(профицит) ГБ
Первичный
Общий
Первичный дефицит – общий дефицит ГБ, уменьшенный на
сумму процентных выплат по государственно долгу
Слайд 3308/16/2019
yudaev@sampo.ru
Способы финансирования бюджетного дефицита:
Выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования;
Займы
внутренние и/или внешние
Эффект монетизации
Эффект вытеснения
Слайд 3408/16/2019
yudaev@sampo.ru
Подходы к проблеме балансирования государственного бюджета:
Бюджет, балансируемый ежегодно;
Бюджет, балансируемый на
циклической основе;
Функциональный подход к балансиро-ванию государственного бюджета
Слайд 3508/16/2019
yudaev@sampo.ru
Государственный долг
ГД – сумма накопленных в стране за определенный период
бюджетных дефици-тов за вычетом накопленных бюджетных излишков.
Внешний
(перед нерезидентами)
Внутренний
(перед резидентами)
Слайд 3608/16/2019
yudaev@sampo.ru
Отношение госдолга ведущих стран к ВВП за 2001-2005гг., %
Слайд 3708/16/2019
yudaev@sampo.ru
Отношение госдолга России к ВВП
1999г - 90% ВВП
2006г – 9%
ВВП
2007г – 8,5% ВВП
2008г – 8,4% ВВП
2010 – 9,1% ВВП
(за счет наращивания вдвое объемов внутреннего госдолга с 1,4 трлн по итогам 2007г. до 2,8 трлн. руб. в конце 2010г.)
Слайд 3808/16/2019
yudaev@sampo.ru
Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны обслуживать
внешний долг, используют показатели :
EDT/XGS – соотношение общей суммы
внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
EDT/GNI – отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу;
TDS/XGS – отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг;
INT/GNI – отношение платежей по обслуживанию к валовому национальному доходу;
RES/EDT – отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга;
RES/MGS – отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;
Short term/EDT – доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
Multilateral/EDT – доля долга международным организациям в общей сумме международного долга.
Слайд 3908/16/2019
yudaev@sampo.ru
РФ к. 1999г. при внешнем долге 155,9 млрд долл. –
185% экспорта и 21%- расходы по обслуживанию.
В аналитических целях считается,
что верхним пределом оптимальности внешнего долга является соотношение EDT/XGS на уровне не более 200-250% и соотношение TDS/XGS не более 20-25%.
РФ к. 1999г. при внешнем долге 155,9 млрд долл. – 185% экспорта и 21%- расходы по обслуживанию.
Слайд 4008/16/2019
yudaev@sampo.ru
Внешний государственный долг Российской Федерации
(на конец года, млрд долл.
США)
Слайд 4108/16/2019
yudaev@sampo.ru
Структура внешнего долга на 1.10.07г.
Млрд. долл.
Млрд. евро
Слайд 4208/16/2019
yudaev@sampo.ru
Внешний долг РФ (млрд.долл.США)
Слайд 4308/16/2019
yudaev@sampo.ru
Управление внешним долгом:
Реструктуризация долга – принимаемые по согласию должников и
кредиторов меры, направленные на поддержание платеже-способности должников в средне- и
долгосрочной перспективе.
Слайд 4408/16/2019
yudaev@sampo.ru
Инструменты реструктуризации:
Перенос платежей
Рекапитализация
Сокращение суммы долга
Прощение долга
Продажа долгов на вторичном рынке
со скидкой
Конверсия долга