Слайд 1Различение частиц
НЕ и НИ
Данилова Г.В.
учитель высшей категории
МБОУ
гимназия №12
г.Липецк
Приветствуем вас на уроке русского языка
Слайд 2Цели урока:
расширить знания об отрицательных частицах;
познакомиться со значением частицы
НЕ и НИ;
выработать умение различать и употреблять частицы НЕ
и НИ;
научиться конструировать предложения с частицами НЕ и НИ.
Слайд 3Значение частицы НЕ Подумайте!
Какое значение (отрицания или утверждения) имеет частица
НЕ в этом предложении?
Я не мог его не узнать!
(т.е. узнал!)
Двойное отрицание делает всё предложение утвердительным!
Слайд 4НЕ в утвердительном значении?!.
Кто не знает русского балета?
(Все знают)
Кто только не бывал у Толстого?
(Все бывали)
В восклицательных
и вопросительных предложениях обобщающего характера пишется частица НЕ (часто в таких предложениях употребляется слово только или его можно подставить)
Слайд 5Предупредительный диктант
В каких только углах н… побывал я за эти
годы! (Г. Федосеев.)
Где наша н… пропадала! (Пословица.)
Широта его
интересов н… могла н… изумлять меня.
Собеседник н… мог н… согласиться с моим мнением.
Слайд 6Проверим!
В каких только углах не побывал я за эти годы!
(Г. Федосеев.)
Где наша не пропадала! (Пословица.)
Широта его интересов
не могла не изумлять меня.
Собеседник не мог не согласиться с моим мнением.
Слайд 7Значение частицы НИ Подумайте:
каков смысл предложений?
Кто не/ни читал
эту книгу, должен её прочитать.
Кто не/ни читал книгу, всем
она нравилась.
Слайд 8Правило-помощник:
Если опустить частицу НИ, смысл предложения не изменяется, пропадает лишь
оттенок усиления ( в отличие от частицы НЕ, которую нельзя
опустить, так как получится обратный смысл.) Сравним: У меня не было ни минуты свободного времени. – У меня не было … минуты свободного времени.
Кто не читал эту книгу, должен её прочитать. (Отрицание)
Кто ни читал книгу, всем она нравилась. Кто … читал книгу, всем она нравилась.
(Утверждение: книга нравилась всем, кто её читал.)
Слайд 9Объяснительный диктант
За двумя зайцами погонишься, не/ни одного не/ни поймаешь. (Пословица.)
Кто землю сам вспахал, тот за столом разрежет хлеб, не/ни
уронив не/ни крошки. (Н.Рыленков.)
Беспредельный морской шум не/ни прекращался не/ни на минуту. (К.Паустовский.)
Сколько бы не/ни пришлось жить на свете, никогда не/ни перестаёшь удивляться России. (К.Паустовский.)
Слайд 10Проверьте!
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица.)
Кто
землю сам вспахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив
ни крошки. (Н.Рыленков.)
Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. (К.Паустовский.)
Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестаёшь удивляться России. (К.Паустовский.)
Слайд 11Различайте!!!
Ни один (никто) – не один (много);
ни разу (никогда) – не раз (много раз).
Ни
один из нас не решил задачу (не решил никто).
Не один из нас решил задачу (многие решили).
Слайд 12Придумай и запиши!
ни разу (никогда) – не раз (много раз)
Слайд 13НИ в устойчивых оборотах
Ни жив ни мёртв
Ни стать ни
сесть
Ни свет ни заря
Ни рыба ни мясо
Ни
пуха ни пера
Ни ответа ни привета
Ни то ни сё
Ни слуху ни духу и др.
Но в пословицах:
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Слайд 14Составьте предложение с одним из устойчивых оборотов:
Слайд 15Домашнее задание: составить текст, включив в него данные выражения
Куда
ни шло
Откуда ни возьмись
Во что бы то ни
стало
Как ни в чём не бывало
Что бы то ни было
В каком бы то ни было
Что ни говори
Что ни шаг
Слайд 16Составьте предложение с одним из устойчивых оборотов:
От него не было
ни слуху ни духу.
Слайд 17Различение частиц НЕ и НИ
Обобщение по уроку:
Домашнее задание:
Слайд 18Придумай и запиши!
ни разу (никогда) – не раз (много раз)
Я ни разу не была на море. (Никогда не была)
Я
на море была не раз. (Была много раз)