Слайд 1Написание вторичных текстов
Подготовила Крылова Анастасия Валерьевна,
учитель МАОУ «СОШ№2»
ст. Тбилисской
Слайд 2Виды вторичных текстов
Изложение
Сочинение
Сжатое изложение
Сочинение -рассуждение на лингвистическую
тему
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией одного из ключевых
фрагментов текста
Слайд 3Сжатое изложение
Полноценное понимание исходного текста
Умение систематизировать собранный материал и
отбирать из него самое необходимое для раскрытия темы
Навыки сжатия текста
(случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие!)
Умение создавать новый текст, лаконичный и целостный.
Слайд 4Понимание
Внимательное восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без
подробных записей.
Если много записей, они «тянут» ученика к
подробному изложению.
Максимальное осмысление прослушанного текста во время паузы
Дополнение и уточнение записей во время второго (детального) прослушивания (микротемы; стиль, тип речи текста; языковые особенности и др.)
Слайд 5Систематизация собранного материала
Составление плана
Вопросы к тексту:
какую основную проблему ставит
автор?;
какие этапы в движении его мысли мы может выделить?
Ключевая
и второстепенная информация (ведущий тип речи!).
- ключевая информация текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.
Слайд 6Сжатие исходного текста
Языковые приёмы компрессии текста:
Исключение
Обобщение
Упрощение
Правильное применение приёмов
сжатия текста – это верная передача авторского замысла,
без искажений.
Слайд 7Создание текста изложения
Наличие всех микротем. Отсутствие микротем с избыточной
(той, которой нет в исходном тексте) информацией.
Наличие абзацев
Готовое изложение должно
представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, построенный самим учеником.
Слайд 8Сочинение на лингвистическую тему
Цель - раскрыть важность тех или иных
языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности
Обязательные составляющие и логика
построения:
Это рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение
а) описание ситуации, которая воплощает проблему или прямая актуализация проблемы;
б) формулирование главного тезиса («Трудно не согласиться…»)
в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов («Чтобы подтвердить…, достаточно обратиться к…»)
г) вывод («Итак,..», «Таким образом», «Следовательно»)
Слайд 9Сочинение по фразе из текста
Обучение размышлению, а не запоминанию
Размышление
над вопросами, которые предполагают ряд альтернативных ответов
Содержание текстов должно отвечать
жизненному опыту учащихся
Привлечение знаний, приобретенных школьниками самостоятельно
Слайд 10Советы школьникам:
Старайтесь запоминать и как можно чаще употреблять новые
слова. Особенно - в устной речи;
Подбирайте синонимы, даже при отсутствии
практической необходимости в них;
Экспериментируйте: выражайте мысль с помощью разных синтаксических конструкций;
Записывайте интересные, на ваш взгляд, мысли, выражения, идеи;
Железное правило: если в чем-то
не уверены, не пишите это!