Слайд 1
Направление подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»;
Магистерская программа:
«Логопедическая работа с лицами
с нарушениями речи»
Слайд 2МБПД содержит знания о клинических и биологических проблемах специальной педагогики
и психологии, находится в предметной области с нечеткой системологией на
стыке естественных и гуманитарных наук.
Входит в профессиональный цикл дисциплин, его базовую часть.
ЦЕЛЬ: знакомство с историей формирования клинического подхода в дефектологии, взаимодействие клинических дисциплин с психолого-педагогическим блоком.
ЗАДАЧИ:
Изучение причин возникновения (социальных и биологических) клинических проявлений дизонтогенеза;
Применение современных подходов инклюзивного образования в процессе изучения клинических дисциплин;
Совместное использование медико-психолого-педагогической помощи в коррекционной работе.
Слайд 3Ожидаемые результаты
Способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими
и правовыми нормами.
Способность проектировать и осуществлять диагностическую работу с учетом
особенностей ОВЗ детей и подростков, необходимую в профессиональной деятельности.
Умение разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения детей и подростков с ОВЗ.
Способность использовать инновационные технологии в практической деятельности.
Способность изучать и систематизировать достижения российских и зарубежных исследователей в области специального образования и смежных отраслей знаний
Слайд 4
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин
учебного плана:
Современные проблемы науки и специального дефектологического образования,
Специальная психология,
Организация коррекционно-развивающего
обучения с детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях.
Слайд 5Медико-биологические проблемы дефектологии
Общая трудоемкость 3 з.е. 108 часов, в том
числе:
аудиторная учебная нагрузка:
4 часа – лекции;
6 часов –
практические занятия;
самостоятельная работа – 98 час
Тестирование/
Экзамен
Слайд 6Учебно-тематический план дисциплины
Естественно-научные основы психических процессов. Структурно-функциональные основы обучения.
Наследственность и
среда. Сенситивные, кризисные и критические периоды развития.
Клинико-педагогическая характеристика нарушений нервной
системы.
Здоровьесберегающие технологии в образовательных организациях.
Слайд 7 «ОВЗ» - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
(п. 16 ст. 2 ФЗ №273)
Слайд 8
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
и №1599 «Об утверждении государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
Обучающиеся с ОВЗ:
Глухие
Слабослышащие и позднооглохшие
Слепые
Слабовидящие
С тяжелыми нарушениями речи
Нарушением опорно-двигательного аппарата
Задержкой психического развития
Расстройством аутистического спектра
Умственной отсталостью
Слайд 9Основные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков Архангельской области
и НАО
Болезни нервной системы;
Психические расстройства (психозы, аутизм, умственная отсталость, расстройства
поведения);
Врожденные аномалии развития (аномалии развития нервной системы; аномалии развития сердца и сосудов; хромосомные нарушения и др.).
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
Болезни лор-органов;
Болезни глаз;
Болезни кровообращения;
Болезни органов дыхания;
Болезни пищеварительной системы.
Слайд 10Частота встречаемости отклонений в развитии в детской популяции (%)
Трудности
обучения ………………………………………….. 5
Речевая патология ……………………………………………. 2,9
Умственная отсталость ………………………………………
1,8
Эмоциональные нарушения ……………………………….. 0,9
Слабослышащие и глухие ………………………………………0,2
Дефекты моторной сферы ...……………………………………0,1
Слабовидящие и слепые…………………………………………0,07
Множественные дефекты развития
(У.О. + утрата зрения, слуха) ...…………….……………0,07
Слайд 11Психолого-педагогические исследования
85% детей имеют перинатальное поражение ЦНС,
стволовые изменения мозга;
90% детей дошкольного возраста имеют факторы риска в
развития психической и моторной сфер (М.М. Безруких, Д.А. Фарбер);
50% первоклассников имеют трудности усвоения письма и чтения (Т.В. Ахутина);
Рост формирования девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей и подростков.
Слайд 12Законы роста и развития организма
1). Неравномерность темпа роста
и развития.
2). Гетерохронность: неодновременность роста и развития отдельных органов и
систем.
3). Половой диморфизм: обусловленность роста и развития полом.
4). Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
5). Генетическая обусловленность роста и развития.
6). Обусловленность роста и развития средовыми факторами.
7). Акселерация роста и развития.
Слайд 13Закономерности
онтогенетического развития
Гетерохронность развития. Системогенез.
Непрерывность.
3. Необратимость.
4. Последовательность.
5.
Индивидуальность.
Слайд 14Схема возрастной периодизации онтогенеза человека
Слайд 15Характерные особенности критических, сенситивных и
кризисных периодов онтогенеза (по В.П. Рыбакову,
2003)
Слайд 17 Основные источники:
Бадалян Л.О.
Детская неврология, М., 2001.
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. СПб.; Лань,
2002. с. 408
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учеб.заведений – М.: Академия, 2008. – 416 с.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - Москва [и др.] : С-Пб, 2008.
Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект Пресс, 2005. с. 285.
Слайд 18Дополнительные источники:
Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009.
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М.: Генезис, 2010.
3. Югова Е.А.,
Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
4. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка: справочное издание – СПб: Питер, 2008 – 272 с.
5. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство /под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной.– М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.– 432 с.
Слайд 19 Интернет-ресурсы:
http://www.sigla.ru. Научная библиотека МГУ;
http://www.disserr.com; http://www.pedlib.ru;
http://psyedu.ru
Каталог образовательных интернет-ресурсов // Курс «Возрастная анатомия, физиология гигиена».
Форма
доступа: http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2672&orderby =titleA&fids[ ]=2493
Сазонов В.Ф. Возрастная анатомия и физиология // Пособие для ОЗО. Форма доступа http://kineziolog.bodhy.ru/content/vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-posobie-dlya-ozo.
Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология // Электронный учебник, содержащий комплексную программу для модульного обучения. Форма доступа http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Belova_Anatomy/.
Белова О.А. Возрастные аспекты центральной нервной системы //Электронный курс в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle. Форма доступа http://e-learn.rsu.edu.ru/login/index.php
Единое окно образовательных ресурсов. Форма доступа http://window.edu.ru/
Сайт издательства «Просвещение». Форма доступа http://www.prosv.ru
Словари и энциклопедии. Форма доступа http://dic.academic.ru