Слайд 1Народные промыслы Подмосковья
Выполнила ученица 3А Павлова Софья
Слайд 2Федоскино
Лаковое дело зародилось до нашей эры в Китае. В
Европу попали лаковые миниатюры в 16-17 веках, а В России
при Петре Первом в 18 веке. Самой известной фабрикой была фабрика лакирных изделий купца Коробова в селе Федоскино. Потом к концу 18 века она досталась его зятю Лукутину и достигла при нем своего расцвета, а также получила широкое признание и в России и в Европе. Изделия из папье-маше украшались сюжетной живописью и покрывались лаком. Иногда украшали металлом, черепаховым панцирем или делали драгоценные вставки. Рисовали пейзажи Подмосковья, портреты, фрагменты сказок, копии известных картин. Особое место занимали тройки.
Вся работа авторская, повторов нет, поэтому является настоящим произведением искусства вот уже 200 лет..
Слайд 10Вербилковский фарфор
Фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» в Вербилках ведет свою
историю с 1754 года. Деловой человек, англичанин Франц Гарднер прибыл
в Россию в 1746 году. Имея связи при дворе русской царицы Елизаветы, он брался то за одно, то за другое дело, пока не остановился на идее создания частного фарфорового производства, по примеру существовавшего в те годы в Германии Мейсенского фарфорового производства. Первую челобитную Франца Гарднера, ставшего именоваться в России Францем Яковлевичем, о разрешении построить фарфоровую фабрику, Мануфактур - Коллегия рассмотрела 1 января 1766 года. Просителю было отказано.
Не в пример нашему времени, в XVIII веке, царская власть заботилась о сохранении лесов вблизи больших городов. Вокруг Москвы существовала охранная полоса в сто вёрст, где рубка леса была запрещена. А верста, как известно, больше километра. Стало быть, рубить лес для промышленных целей воспрещалось в пределах практически всей нынешней Московской области.
Слайд 11Впрочем, Франц Яковлевич Гарднер нашел выход из положения, он купил
землю на самом краю охранного места, за Дмитровым, в 90
километрах от Москвы в Вербилках. Официальное открытие фабрики в Вербилках состоялось в 1766 году, но если не фабрика, то горн или несколько горнов в Вербилках уже работали до этого. Столетие своего завода Гарднеры отметили в 1854 году.
Для обучения русских мастеров Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору . В подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» и лично мастер выполнили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже — святого князя Владимира. Последний, «Владимирский», относится к 1783 году. Это - сервиз парадный, на 140 кувертов*. Стоил он 15 тысяч рублей, по тем временам - огромнейшие деньги. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе XIX века.
Слайд 18Дулевский фарфор
«Дулёвский фарфоровый завод» – одно из старейших предприятий России
по производству фарфора. Завод был основан в 1832 году Терентием
Кузнецовым. В 1832 году Терентий Кузнецов, решив завести фарфоровое дело, какого еще не было во всей России, стал собственником земель в местечке Дулёво. Именно здесь и был построен Дулёвский фарфоровый завод. Дулёвский фарфоровый завод набрал силу при Матвее Сидоровиче Кузнецове, внуке основателя завода. Дулёвский завод выделялся объемами производства и высокой технической оснащенностью. На тот момент на заводе трудилось около 3000 рабочих. Высококачественное сырье поставлялось из-за границы. Печи топились полностью на торфе. Завод специализировался на выпуске фарфора, как для аристократов, так и для широких слоев населения.
Слайд 19Существовало две линии художественной росписи: стилизация под западноевропейский фарфор и
яркий, красочный фарфор в стиле «Агашки».
Предприятие М. С. Кузнецова поставляло
фарфор людям состоятельным и даже ко двору Его Императорского Величества. И по сей день дулевский фарфор процветает и пользуется большой популярностью
Слайд 25 Сергиев-Посадская резная игрушка и матрешка
Уже на протяжении более 300
лет в город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной
знаменитой русской матрешки . И это неспроста, ведь город выступает как крупнейший в стране центр кустарного производства игрушек.
Из исторических данных известно, что промысел предположительно возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII-XIX веках. Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Однако известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, где монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.
Слайд 26 После того, как появились первые русские матрешки в подмосковном
Абрамцево, многие мастера-игрушечники, увидев их, загорелись желанием повторить эту забавную
игрушку. Конечно, главная сложность была в освоении приемов вытачивания деревянных форм-заготовок , а уж роспись была делом привычным. Сначала матрешки появились в подмосковном Сергиевом Посаде, известном центре изготовления деревянных игрушех и сувениров. Именно здесь находился мощный центр русского игрушечного промысла с его традициями и с его "кадровым потенциалом". Поэтому именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир. Выработанный стиль Посадской матрешки определили ее популярность во всем мире. Для Сергиев-Посадской матрешки характерно разнообразие сюжетов - поскольку первая матрешка изображала семью, то последующие сюжеты матрешек зачатсую изображали людей различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей. Это уже после стали рисовать матреши, в которых рисунок всех куколок набора был одинаков, с богатым орнаментальным украшением, как мы привыкли видеть в наше время.