Слайд 1Дети с речевыми нарушениями
Нарушение письма
Слайд 2Терминологический словарь
Речь - это средство общения людей и форма человеческого
мышления».
Письменная речь — это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная
или напечатанная.
Дисграфия - частичное специфическое расстройство процесса письма.
Нарушение письменной речи – это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать».
Слайд 3Функции речи
Коммуникативная функция
Познавательная функция
Регулятивная функция
Слайд 4Виды речи
Внутренняя речь
Внешняя речь: устная и письменная речь
Слайд 5Прчины нарушения письменной речи:
Неправильное буквопроизношение
Фонематические нарушения
Лексико-грамматические нарушения
Наследственный фактор
Двуязычие в семье
Несвоевременное
формирование одного из больших полушарий гол. Мозга
Нарушение пространственных и временных
представлений
Недостаточно четкая артикуляция
Низкий уровень псих. готовности к школе
Сложная беременность, род. Травмы, заболевания
Слайд 6Группы дисграфических ошибок
Замены и смешения букв
Оптические ошибки
Моторные ошибки
Зрительно-пространственные ошибки
Ошибки звукового
анализа и синтеза
Слайд 7Виды дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на
свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет
так, как произносит
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»), повторение букв и (или) слогов, контоминация – в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза..
Слайд 8Примеры коррекции нарушения письма
Слайд 9Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары:
гласа
селёный
шкавы
кове
з
з
Ф
Ф
Твёрдых
и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали)
между собой:
клуч
пратки
високие
сялют
ю
я
ы
а
Замены, смешения букв
Слайд 101. Игра «Хлоп – топ». Послушай слова. Если слово начинается
со звука Г, хлопни, а если со звука К –
топни.
2. Послушай слова. Если услышишь слова со звуком Г, впиши в клетку таблицы знак + синим карандашом, а если со звуком К – голубым.
3. Зачеркни неправильные буквы. Спиши предложения.
Ст(ё)(о)па и Ал(ё)(о) поют любимые песни.
На бер(ё)(о)зе грачи вьют уютные гн(ё)(о)зда.
4. Упражнение «Замени букву».
Бочка - _очка, дом - _ом, плещут - _лещут, крот - _рот.
Слайд 11Ошибки написания зрительно-похожих букв
Звгений
уом
Е
д
вруг
гадуга
д
р
Слайд 12Ошибки двигательного запуска
делка
панец
б
т
Лишни элементы при воспроизведении букв.
Недописывание отдельных элементов букв.
икола
стёбелёк
е
ш
Слайд 13Зеркальность букв
Зжик
спиכывание
Ё
с
Слайд 14«Отличаем похожие буквы»
1. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв,
обозначение шифровки. п-2, т-3
3о2и3ь, ко23и3ь, с2е3ь, 3олс3е3ь, ки2я3и3ь, 2омни3ь, 2о2и3ь.
2.
Расшифруй и запиши предложения
О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3.
3. Расшифруй слова, где буква «д» - , «б» -
очка, а очка, е ушка, у ежал.
4. Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б и д.
_а_ушка, гри_ы, _етям, и, _руснику, со_ирала.
Слайд 15Пропуски букв. Вставки букв.
лсица
и
цеток
в
карасный
лесьной
Перестановки букв, слогов.
водчика
старику
к
ри
го
стая
с
Слайд 17«Буквы – прилипалы»
Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.
Скоро наступит зима.
Лаеса аи паолае баудауата
баеалыамаи.
Лес и поле будут белыми.
Слайд 18«Подружки – слова»
Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
На
деревне выросли сладкие слива.
И Аллы зацвел роза.
Учитель пишет в доске.
Слайд 19«Тексты без границ»
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пвшныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу. Ответраистужипряталисьвтепломдупле. Онирадысветлойвесне.