Слайд 1Нарушения звукопроизносительной
стороны речи
Севастьянова Елена Валерьевна,
старший преподаватель
кафедры специальной педагогики
и психологии САФУ,
к.пед.н.
Слайд 2Компоненты произносительной стороны речи
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Слайд 3Звукопроизношение –
процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным),
генераторным
(голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со
стороны центральной нервной системы.
Нарушение звукопроизношения –
уклонение в произношении звуков в речевом потоке
от норм, общепринятых в данной языковой системе.
Слайд 6Группа нарушений произносительной стороны речи (Гриншпун Б.М., Фомичёва М.Ф.):
дислалия —
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
проявляющееся в искажённом произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;
ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;
нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;
заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
брадилалия - патологически замедленный темп речи;
тахилалия - патологически ускоренный темп речи
Слайд 10Классификация дислалии М.Е. Хватцева:
механическая, обусловленная грубыми анатомическими дефектами органов речи
(короткой подъязычной уздечкой, аномалиями челюстей и зубов, а также аномалиями
языка и неба);
органическая, обусловленная периферической тугоухостью, расщелинами неба;
функциональная, обусловленная мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т.д.
Слайд 11Классификация дислалии О.В. Правдиной,
О.А. Токаревой:
Механическая дислалия обусловлена органическими дефектами периферического
речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Может быть врождённой
и приобретённой.
Функциональная дислалия обусловлена биологическими или социальными причинами. Выделяют моторную (сдвиги в центральном отделе речедвигательного анализатора); сенсорную (сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора); сенсомотроную ф. дислалии.
Слайд 12Классификация функциональной дислалии Б.М. Гриншпун:
Акустико-фонематическая дислалия (недостаточная сформированность фонематического слуха,
что проявляется в заменах и смешении акустически близких звуков);
Артикуляторно-фонематическая дислалия
(недостаточная сформированность отбора фонем по артикуляторным признкам, что проявляется в заменах и смешении артикуляторно близких звуков);
Артикуляторно-фонетическая дислалия (недостаточная сформированность артикуляторных укладов, что проявляется в искаженном звуков)
Слайд 16Основные этапы логопедической работы
по преодолению недостатков звукопроизношения при дислалии.
Слайд 18Последовательность этапов логопедической работы
по формированию произносительных навыков звука,
первично
нарушенного в речи ребенка
Слайд 19 Ринолалия (от греч. ринос-нос, лалия-речь) – нарушение тембра голоса и
звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринофония –
нарушение
тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринолалия и ринофония причислены к голосовым расстройствам.
Слайд 22Компенсаторные особенности при открытой ринолалии
Слайд 23Комплексная методика устранения открытой ринолалии
Слайд 24Активизация движений мягкого нёба
- глотание капель воды;
- покашливание;
- зевота;
- произнесение
гласного А на твёрдой атаке;
- стимуляция задней части языка и
нёба лёгкими похлопывающими движениями;
- стимуляция нёбно-глоточного рефлекса.
Слайд 25Комплексная методика устранения закрытой ринолалии
Слайд 26Дизартрия —
нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации
речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков,
нарушениях дыхания, голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Слайд 27
Причинами дизартрии являются: органические поражения ЦНС в результате воздействия различных
неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем
периодах развития.
Дизартрия –
один из симптомов детского церебрального паралича.
Слайд 28Классификация дизартрии по принципу локализации поражения мозговых структур
Слайд 29Классификация дизартрии по степени выраженности
Слайд 30Классификация дизартрии по клиническим проявлениям
Слайд 31Особенности нарушения звукопроизношения
при дизартрии
- нарушение произношения не только согласных,
но и гласных звуков;
- «усреднённое» (нечёткое) произношение гласных звуков;
- палатализация
твёрдых согласных;
- «смазанность» звукопроизношения в спонтанной речи;
- преобладание межзубного и бокового произношения согласных;
- трудность автоматизации вновь поставленных звуков.
Слайд 32Неврологическая симптоматика
в оральной области при дизартрии
- саливация (повышенное слюнотечение);
-
наличие синкинезий;
- наличие гиперкинезов;
наличие атаксии (расстройство координации движений);
наличие оральных
автоматизмов (насильственных движений: смех, стон, плач, сосание, причмокивание);
- наличие гипертонуса (повышенного), гипотонуса (пониженного), дистонии (переменного тонуса) мышц.
Слайд 33Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии
Слайд 34Этапы логопедического воздействия при дизартрии
Подготовительный этап
Подготовка артикуляционного аппарата к формированию
артикуляционных укладов
Развитие слухового восприятия и сенсорных функций
Формирование потребности
в речевом общении
Развитие и уточнение пассивного и активного словаря
Коррекция дыхания
Коррекция голоса
Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков
Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление или активизация мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики)
Коррекция голоса
Коррекция речевого дыхания
Развитие артикуляционного праксиса
Коррекция звукопроизношения
на фоне
Медикаментозного воздействия
Физиотерапии
Лечебной физкультуры
Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики
Логопедической ритмики
Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, тестотерапия, арттерапия и др.)
Слайд 35Схема взаимосвязи звуков при их постановке у детей
с дислалией,
разработанная Б.М. Гриншпуном