Слайд 1Дорофеева 6 Б
Отношения со сверстниками
Слайд 2В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии
на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира
и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными.
Слайд 3Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои
дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному
другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Слайд 4Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В
подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания
стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.
Слайд 5Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется
в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может
быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.
Слайд 6При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются
крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится
к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого "Мы" прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Слайд 7Диапазон подростковых ориентации в общении велик и многообразен, как сама
окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность
в сверстнике, в чувстве "Мы", страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.