Разделы презентаций


Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий

Содержание

МетапредметностьЛитературо-центричностьСОЧИНЕНИЕСпецификаитогового сочинения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент
заведующий кафедрой русского языка

и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцентзаведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова

Слайд 2Метапредметность
Литературо-
центричность
СОЧИНЕНИЕ
Специфика
итогового сочинения

МетапредметностьЛитературо-центричностьСОЧИНЕНИЕСпецификаитогового сочинения

Слайд 3 Личностная зрелость
 Способность свободно, правильно излагать свои
мысли в письменной форме
 Умение строить

рассуждение по выбранной теме
 Умение аргументировать собственное мнение


Перед учеником не ставятся

задачи
литературоведческого характера
	Личностная зрелость	Способность свободно, правильно излагать своимысли в письменной форме	Умение строить рассуждение по выбранной теме	Умение аргументировать собственное мнениеПеред

Слайд 4Опора на художественное произведение:

 обращение к литературному тексту на уровне аргументации,

 использование примеров, связанных с проблематикой
и

тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
(за исключением
Художественные произведения
Дневники, мемуары
Публицистика
Произведения

устного народного творчества малых жанров)

Недостаточно простого упоминания!

Опора на художественное произведение:	обращение к литературному тексту на уровне аргументации,	использование	примеров,	связанных	с	проблематикойи тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.(за

Слайд 5При составлении тем сочинений не используются узко заданные
формулировки и осуществляется опора на следующие принципы:

посильность, ясность и четкость постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику выбирать литературный

материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.


 Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
 В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
 Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
 Согласны ли вы с утверждением героя М.Ю. Лермонтова: «В дружбе всегда один раб другого»?
 «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В.Друнина)
При составлении тем сочинений не используются узко   заданныеформулировки	и	осуществляется	опора	на	следующие	принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы.Темы позволят

Слайд 6«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и

вражда»

«Разум и чувство»«Честь и бесчестие»«Победа и поражение»«Опыт и ошибки»«Дружба и вражда»

Слайд 7Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем

напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
В рамках заявленной темы сформулируйте свою

позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему.В рамках заявленной

Слайд 8Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении

не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить

из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются

все слова, в том числе
выставляется «незачёт»

и служебные), то
за невыполнение

требования № 1 и «незачёт» за работу в целом.

Рекомендуемое количество слов – от 350.Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения

Слайд 9Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения)

из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в

бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования
№2 и «незачёт» за работу в целом.
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой

Слайд 10Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение
литературного материала


Критерий 3. Композиция

и логика рассуждения Критерий 4. Качество письменной речи Критерий 5.

Грамотность
Критерий 1. Соответствие темеКритерий 2. Аргументация. Привлечениелитературного материалаКритерий 3. Композиция и логика рассуждения Критерий 4. Качество письменной

Слайд 12 Определите, какая
тема кажется вам наиболее
конкретной и понятной.
 Подумайте, какая
тема позволяет вам опереться на
свой читательский опыт.
текста,
 Вспомните интересные интерпретации
знакомые вам критические статьи и т.п..

	Определите,	какаятема	кажется	вам	наиболееконкретной и понятной.	Подумайте,	какаятема	позволяет	вам	опереться	насвой читательский опыт.текста,	Вспомните	интересные	интерпретациизнакомые вам критические статьи и т.п..

Слайд 13Составьте план сочинения
Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы
Попытайтесь кратко

ответить на эти вопросы
Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)
Выделите в

ней ключевые слова, в которых видите главный смысл

Внимательно прочитайте тему сочинения

Составьте план сочиненияВспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответыПопытайтесь кратко ответить на эти вопросыСформулируйте тему в виде

Слайд 14Проблемный вопрос
Тезис 1
Пример из литературы
Тезис 2
Пример из литературы
Тезис 3
Пример из

литературы
Вывод

Проблемный вопросТезис 1Пример из литературыТезис 2Пример из литературыТезис 3Пример из литературыВывод

Слайд 17«Что такое мнимая и подлинная дружба?»
Вступление.
Дружба – одна из вечных

человеческих ценностей. Что
же является основой подлинной дружбы?
Основная часть. Примеры мнимой

и подлинной дружбы в изображении русских поэтов и писателей.
1. Тема дружбы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Евгений Онегин и Владимир Ленский.
Онегин – разочарованный эгоист, страдающий от хандры, а Ленский – восторженный идеалист, романтик, не знающий жизни. Герои стали друзьями «от делать нечего», от скуки в деревне. Их связывало очень немногое, и разрушить это немногое было достаточно легко. Это доказывает трагическая развязка отношений.
«Что такое мнимая и подлинная дружба?»Вступление.Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Чтоже является основой подлинной дружбы?Основная

Слайд 20 Тема – понятие
Чувства созидающие и разрушающие.

 Тема – вопрос
Что значит быть

человеком чести?

 Тема–цитата
«… Опыт, сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)

 Тема- осмысление цитаты
Согласны ли

Вы с утверждением А. П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»?
	Тема – понятиеЧувства созидающие и разрушающие.	Тема – вопросЧто значит быть человеком чести?	Тема–цитата«… Опыт, сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)	Тема-

Слайд 21Вступление
Историческое
Биографическое
Аналитическое
Цитатное
Личностное

ВступлениеИсторическоеБиографическоеАналитическоеЦитатноеЛичностное

Слайд 22Вся жизнь
великого
русского
мыслителя и
писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя.

Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым

на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Вся	жизньвеликогорусскогомыслителя	иписателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы

Слайд 23Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку

дано иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою

жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом?
Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку дано иметь разум и возможность выбора. Выбирает

Слайд 24«Величайшая победа – это победа над самим собой», – сказал

кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над этой фразой. О какой

победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?..
«Величайшая победа – это победа над самим собой», – сказал кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над этой

Слайд 25Я не случайно
выбрал эту тему. Проблема,
которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но

и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Я	не	случайновыбрал	эту	тему.	Проблема,которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени

Слайд 26Заключение
Обобщение сказанного
Риторический вопрос
Призыв
к читателю
Цитата

ЗаключениеОбобщение сказанногоРиторический вопросПризывк читателюЦитата

Слайд 27направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В

то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто

совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и

чувства,
совести.

знания
Только

и нравственности, рассудка и
в поиске этой гармонии и

заключается путь к истине.

направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым

Слайд 28Итак, настоящие
друзья
действительно
познаются в беде. Именно они приходят, когда нам
трудно. Приходят, чтобы
поддержать, помочь.
Приходят, не

дожидаясь наших просьб и не требуя
этом ли высокий смысл
благодарности. Не в
дружбы?

Итак,	настоящиедрузьядействительнопознаются в беде. Именно они приходят, когда  намтрудно.	Приходят,	чтобыподдержать,	помочь.Приходят, не дожидаясь наших просьб и не  требуяэтом	ли	высокий	смыслблагодарности.	Не	вдружбы?

Слайд 29Итак, мудрый человек не
почивает на лаврах
после победы, но и поражения. Давайте поставленной цели, и
пусть ни тщеславие,
не опускает руки после
же идти вперёд, к
ни
уныние

не сбивают нас с верного пути.

Итак,	мудрый	человек	непочивает	на	лаврахпосле победы, но и поражения. Давайте поставленной  цели, ипусть	ни	тщеславие,не	опускает	руки	послеже	идти	вперёд,	книуныние не сбивают нас с верного пути.

Слайд 30«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты

прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк Твен.

Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», - сказал

Слайд 31Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух
важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления

и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в

гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Направление	предполагает	раздумье	о	разуме	и	чувстве	как	двухважнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть

Слайд 33 Что слушать: разум или сердце?
 Всегда ли совпадают разумное и нравственное?
 Когда

разум становится опасен?
 Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
 Что значит

испытывать благородные чувства?
 Что такое истинные чувства?
 Нужно ли давать волю чувствам?
 В чём сила человеческого чувства?
 Чувства созидающие и разрушающие.
	Что слушать: разум или сердце?	Всегда ли совпадают разумное и нравственное?	Когда разум становится	опасен?	Разум – счастливый дар человека или

Слайд 34 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».
 А.С.Пушкин. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня- крестьянка».
 М.Ю.Лермонтов.

«Герой нашего времени».
 А.Н.Островский. «Гроза», «Бесприданница».
 И.А. Гончаров. «Обыкновенная история».
 И.С.Тургенев. «Ася», «Отцы

и дети».
 Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда».
 Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
 Л.Н.Толстой. «После бала», «Война и мир», «Анна Каренина».
 И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи».
 А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся».
 Е.И. Замятин. «Мы», «Пещера».
 М.А. Булгаков. «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
 В.А. Закруткин. «Матерь человеческая».
 В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
	Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».	А.С.Пушкин. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня- крестьянка».	М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».	А.Н.Островский. «Гроза», «Бесприданница».	И.А. Гончаров. «Обыкновенная

Слайд 35Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений.

Напишите свой вариант вступительной части сочинения.
 Тема
Чувства − неотъемлемая часть

человеческого существа. Мы радуемся, когда добиваемся успеха, печалимся, когда к нам приходит беда, стыдимся своих слабостей, гордимся своими победами, страдаем от неразделённой любви… Иногда человек настолько погружается в мир переживаний, что просто перестаёт слышать голос разума и здравого смысла. Такие ситуации всегда были интересны писателям. В литературных произведениях разных веков рассказываются трагические истории о людях, одержимых своими страстями.
 Тема
Человек благодаря своему разуму преобразил мир. Дороги, дома, сложнейшая техника, заводы, города – всё это удивительные плоды разума, которыми пользуется человечество. Как тут не поверить в мощь и силу человеческого разума, который способен изменить жизнь человечества к лучшему. Однако всегда ли разум несёт с собой благо? Для ответа на этот вопрос обратимся к творчеству…
Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения.	Тема 	Чувства

Слайд 36
Прочитайте план и подберите материал для написания
сочинения на тему «Чувства созидающие и разрушающие».

Прочитайте план и напишите

сочинение на тему «В чём сила
человеческого чувства».
Прочитайте сочинение на тему

«Что слушать: разум или сердце?» (вступление и заключение опущены). Напишите свой вариант вступительной и заключительной части сочинения.

Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте вопросный план сочинения.
Прочитайте	план	и	подберите	материал	для	написаниясочинения на тему «Чувства созидающие и разрушающие».Прочитайте план и напишите сочинение на тему «В чём силачеловеческого чувства».Прочитайте

Слайд 38В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека:

быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём

предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам

Слайд 40 Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
 Что значит быть

человеком чести?
 Что есть истинная честь и что есть мнимая?
 Как связаны

понятия «предательство» и «бесчестие»?
 Возможен ли компромисс с совестью?
 Устарело ли сегодня понятие «честь»?
 Что помогает человеку сделать выбор между честью и бесчестьем?
 Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
 Почему многие писатели говорили о необходимости быть верным долгу и чести?
 Согласны ли Вы с утверждением А. П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»?
	Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?	Что значит быть человеком чести?	Что есть истинная честь и что

Слайд 41 А. С. Пушкин. «Дубровский», «Капитанская дочка»,
«Евгений Онегин».
 К. Ф. Рылеев. «Иван

Сусанин».
 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
 Ф. М. Достоевский. «Преступление и

наказание», «Идиот».
 Л. Н. Толстой. «Война и мир».
 А. И. Куприн. «Поединок», «Юнкера», «Куст сирени».
 А. А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю…»,
«Реквием».
 В. В. Быков. «Сотников», «Обелиск».
 Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…».
 В.А. Каверин. «Два капитана»
 В. Г. Распутин. «Живи и помни».
	А. С. Пушкин. «Дубровский», «Капитанская дочка»,«Евгений Онегин».	К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».	М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».	Ф. М.

Слайд 42Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к
ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения.
Тема:
Честь

— это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от

подлости, предательства, лжи и трусости. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором: поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести ещё мучительнее.
2) Тема:
В наше время иногда кажется, что понятия «честь», «достоинство» устарели, утратили своё первоначальное, истинное значение. А ведь были времена, когда люди предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. Своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как, защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А. С. Пушкин.
Многие любимые нами герои русской литературы были людьми чести…
Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие  кним	темы	сочинений.	Напишите	свой	вариант	вступительной	части сочинения.Тема: 	Честь — это та высокая духовная сила, которая

Слайд 43
Используя
подсказки,
подберите
материал
для написания сочинения на тему «Как Вы
понимаете, что такое "честь" и "бесчестье"?».
(Сравнительная цитатная характеристика: Гринёв и Швабрин, Остап и
Андрий, Василий Курагин и Николай

Болконский)

Используя план, напишите сочинение на тему «Что
помогает человеку сделать выбор между честью и
бесчестьем?»

Используяподсказки,подберитематериалдля	написания	сочинения	на	тему	«Как	Выпонимаете, что такое

Слайд 44Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте

план сочинения.
Тема Кто такой предатель? Это тот, кто обманул чьё-либо доверие,
отплатил злом за добро, нанёс удар в спину,

когда этого не ожидали.
Предательство имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить евангельского апостола Иуду Искариота, само имя которого является символом предательства. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» помещает Иуду и других «обманувших доверившихся» в девятый круг ада, обрекая на страшные мучения. На протяжении двух тысячелетий имя Иуды покрыто позором, который невозможно будет смыть никогда. Значит, бесчестие — это плата за ту выгоду, которую предатель получил нечестным путём. Иисус и Иуда... Эти имена навсегда связаны, как добро и зло, милосердие и вероломство, добродетель и порок. Не случайно евангельский сюжет снова и снова появляется в литературе. Как тут не вспомнить роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение, в котором писатель размышляет о сущности добра и зла! <…>
Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте план сочинения.Тема 								Кто	такой	предатель?	Это	тот,	кто	обманул	чьё-либо	доверие,отплатил злом за добро, нанёс

Слайд 45Направление
поражении в
позволяет
разных
размышлять о победе и
аспектах: социально-
историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными

событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней

борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Направлениепоражении	впозволяетразныхразмышлять	о	победе	иаспектах:	социально-историческом,	нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так

Слайд 47 Что такое победа?
 Можно ли преодолеть самого себя?
 Что значит победа над

самим собой?
 Какую победу можно назвать настоящей?
 Что является залогом победы в

бою?
 Когда победа равносильна поражению?
 Чему нас учат поражения?
 Как поражения помогают узнать самого себя?
 Победа, которую мы не забудем.
 Согласны ли Вы с утверждением: «Нужно уметь достойно
проигрывать»?
 Согласны ли Вы с утверждением: «Характер человека определяется не тем, как он наслаждается победой, а тем, как он сносит поражения»?
	Что такое победа?	Можно ли преодолеть самого себя?	Что значит победа над самим собой?	Какую победу можно назвать настоящей?	Что является

Слайд 48 И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
 Ф. М. Достоевский. «Преступление и

наказание».
 Л. Н. Толстой. «Война и мир».
 Б. Н. Полевой. «Повесть о

настоящем человеке».
 А. А. Фадеев. «Разгром».
 И. Э. Бабель. «Конармия».
 В. А. Каверин. «Два капитана».
 Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие...».
 В.В. Быков. «Сотников», «Обелиск».
 Е. И. Носов. «Красное вино Победы».
 Э. Хемингуэй. «Старик и море».
	И. С. Тургенев. «Отцы и дети».	Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».	Л. Н. Толстой. «Война и мир».	Б. Н.

Слайд 49Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте

план сочинения.
Тема
Как прекрасно торжество победы! Эту радость познали многие:

учёные, кропотливый труд которых увенчался важными научными открытиями, спортсмены, опередившие соперников и взошедшие на пьедестал почёта, солдаты, одолевшие врага… Однако поиск или борьба далеко не всегда бывают увенчаны находками и победами. Многим пришлось пережить боль неудач и поражений…
Тема Человеческая жизнь устроена так, что людям постоянно приходится
преодолевать трудности и бороться за своё место под солнцем. Одни
пытаются превзойти всех в своём ремесле или искусстве, другие борются с конкурентами в бизнесе, третьи стремятся к спортивным победам… Мне кажется, что на пути к успеху каждый человек должен одержать самую важную победу: над своими слабостями и недостатками, над своими ошибками и заблуждениями — одним словом, победу над самим собой.
Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте план сочинения.Тема 	Как прекрасно торжество победы! Эту

Слайд 50Прочитайте текст. Над какой проблемой размышляет автор? Какими примерами из

художественной литературы можно проиллюстрировать мысли автора? Подготовьте материал для написания сочинения на

тему «Когда победа равносильна поражению?».
«Победа» и «поражение» — тесно связанные понятия. Всегда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает, кто-то взлетает на вершину славы, а кто-то падает в пропасть забвения. Зачастую победа оборачивается поражением и наоборот. Важно помнить о том, что наши победы могут иметь самые губительные последствия, а поражения закаляют нас и готовят к преодолению новых трудностей. <…>
Прочитайте текст. Над какой проблемой размышляет автор? Какими примерами из художественной	литературы	можно проиллюстрировать мысли автора? Подготовьте материал для

Слайд 51Воспользовавшись подсказками или опираясь на свой литературный опыт, подберите материал

для сочинения по теме «Что значит победа над самим собой?».

(Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»; В. Каверин «Два
капитана»; Б. Васильве «В списках не значился»; Э.Хемингуэй «Старик и
море»)

Прочитайте сочинение на тему «Чему нас учат поражения?» (вступление и заключение опущены). Напишите свой вариант вступительной и заключительной части сочинения.

Воспользовавшись подсказками или опираясь на свой литературный опыт, подберите материал для сочинения по теме «Что значит победа

Слайд 53В рамках направления возможны рассуждения
о ценности
практического опыта
отдельной
духовного и
личности,
народа,
пути
человечества в познания мира,
целом, о цене ошибок на
обретения жизненного опыта.
заставляет
Литература часто
взаимосвязи опыта и
ошибок:
задуматься о об опыте,
предотвращающем ошибки,
об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному
пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

В	рамках	направления	возможны	рассужденияо	ценностипрактического	опытаотдельнойдуховного	иличности,народа,путичеловечества	в познания	мира,целом,	о	цене	ошибок	наобретения жизненного опыта.заставляетЛитература	частовзаимосвязи	опыта	иошибок:задуматься	о об	опыте,предотвращающем	ошибки,об	ошибках,	безкоторых	невозможно	движение	по	жизненномупути,	и	об	ошибках	непоправимых,	трагических.

Слайд 55 Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?
 Можно ли приобрести опыт,

не совершив ошибок?
 «… Опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин)
 Путь

к истине лежит через ошибки.
 Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
 Почему нужно анализировать свои ошибки?
 Какие ошибки невозможно исправить?
 Что такое заблуждение?
 Какой опыт даёт человеку война?
 Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
 Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
	Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?	Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?	«… Опыт, сын ошибок трудных…»

Слайд 56 Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
 А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
 А. С.

Пушкин. «Евгений Онегин».
 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
 А. Н. Островский.

«Гроза», «Бесприданница».
 И. А. Гончаров. «Обломов».
 И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
 Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
 Л. Н. Толстой. «Война и мир».
 А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»,
«Вишнёвый сад».
 И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».
 А. М. Горький. «В людях», «На дне».
 Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго».
 М. А. Шолохов. «Тихий Дон».
 М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
	Д. И. Фонвизин. «Недоросль».	А. С. Грибоедов. «Горе от ума».	А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».	М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего

Слайд 57Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите
текст на абзацы. Составьте план сочинения.
Тема Человеческую жизнь часто

сравнивают с дорогой. Одни просто
идут по ней, не задумываясь о

конечной цели. Другие точно знают
свой путь и никогда не отступают от него. Третьи плутают в поисках верной дороги, порой сбиваясь с пути. Мне кажется, что каждый шаг на дороге жизни — это крупица нашего опыта, даже если этот шаг сделан не в ту сторону.
Тема Лев Толстой однажды сказал, что война — это «противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Действительно, войны несут с собой смерть, голод, разрушения. Люди, пережившие войну, никогда не забудут о ней и всегда будут нести в себе этот страшный опыт.
Прочитайте	сочинение.	Сформулируйте	его	тему.	Разделитетекст на абзацы. Составьте план сочинения.Тема 	 Человеческую жизнь часто сравнивают с дорогой. Одни простоидут по ней,

Слайд 61Направление нацеливает на рассуждение о ценности
человеческой дружбы,
взаимопонимания между
о путях достижения
отдельными людьми, их
сообществами и даже целыми народами, а также об
истоках и последствиях вражды

между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений

или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду

или наоборот, с изображением или не способного ценить

человека, дружбу,

способного умеющего

преодолевать конфликты или сеющего вражду

Направление нацеливает на рассуждение о  ценностичеловеческой	дружбы,взаимопонимания	междуо	путях	достиженияотдельными	людьми,	ихсообществами	и	даже	целыми	народами,	а	также	обистоках и последствиях вражды между ними.Содержание многих литературных произведений связано с

Слайд 63что дружбе нужно
 Кого можно назвать настоящим другом?
 Что такое мнимая и подлинная дружба?
 Когда

друг становится врагом?
 Согласны ли Вы с утверждением, учиться?
 Согласны ли Вы с утверждением о том,

что настоящий друг познаётся в беде?
 Согласны ли Вы с высказыванием героя М.Ю.Лермонтова
«Из двух друзей один всегда раб другого»?
 Что помогает людям преодолевать конфликты?
 Каковы причины и последствия вражды между народами?
что	дружбе	нужно	Кого можно назвать настоящим другом?	Что такое мнимая и подлинная дружба?	Когда друг становится врагом?	Согласны	ли	Вы	с	утверждением, учиться?	Согласны ли Вы с

Слайд 64 А. С. Пушкин. Лицейская лирика, «Евгений Онегин».
 Н. В. Гоголь. «Повесть

о том, как поссорился Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем».
 М. Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени».
 И. А. Гончаров. «Обломов».
 И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
 Л. Н. Толстой. «Война и мир».
 Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
 М. А. Шолохов. «Донские рассказы», «Тихий Дон».
 И. Э. Бабель. «Конармия».
 М. А. Булгаков. «Белая гвардия».
 В. А. Каверин. «Два капитана».
 А. И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая…»
	А. С. Пушкин. Лицейская лирика, «Евгений Онегин».	Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Ивановичс Иваном

Слайд 65Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте

план сочинения.
Тема Одноклассники, приятели по играм во дворе, знакомые

по спортивным
секциям… Вокруг нас много людей, с которыми интересно проводить
время, но далеко не каждому из них мы можем доверить сокровенные тайны, не с каждым можем поделиться своими горестями и радостями. Полное доверие, душевная близость возможны только между друзьями. Кто же такой настоящий друг и что такое подлинная дружба?
Тема
Для меня дружба — это отношения, основанные на доверии, взаимопонимании, искренности, общности интересов, равноправии. Мне кажется, человек не может жить без друзей. Рядом с нами всегда должны быть люди, которым бы мы отдавали часть себя и столько же получали взамен. Но если один человек будет рабом другого, то это будет не дружба. Друг должен помогать другу, а не использовать его в своих целях.
Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте план сочинения.Тема 	 Одноклассники, приятели по играм

Слайд 66текст и напишите вступление к
Прочитайте
сочинению на
тему «Кого можно назвать настоящим
другом». На материале каких художественных произведений можно раскрыть эту тему?

Всё в нашей жизни приходит

и уходит: деньги, работа, вещи. Остаются с нами только люди.

Причём, только те люди, которым дороги мы и которые дороги нам. И зачастую именно друзья становятся нам ближе родных. Основными качественными показателями дружбы являются доверие, терпимость, взаимопонимание, взаимоуважение, умение пойти навстречу и помочь, быть рядом в трудной ситуации. Настоящая дружба — это нечто гораздо большее, нежели просто приятное общение в весёлой компании.
текст	и	напишите	вступление	кПрочитайтесочинению	натему	«Кого	можно	назвать	настоящимдругом».	На	материале	каких	художественных произведений можно раскрыть эту тему?Всё в нашей жизни приходит и уходит: деньги, работа, вещи. Остаются с

Слайд 67Прочитайте сочинение на тему «Что такое дружба?» и
составьте его план.

Прочитайте

сочинение на тему «Согласны ли Вы с утверждением о том,

что настоящий друг познаётся в беде?» и составьте его план.
Многие готовы разделить с нами торжество и победы и сесть за пиршественный стол. И очень немногие остаются рядом, когда мы переживаем горечь поражения или утраты, когда в наш дом приходит беда. Я думаю, эти немногие и есть наши настоящие друзья, потому что истинные друзья не ждут зова о помощи — они приходят сами, как только узнают, что нам трудно. «Друг познаётся в беде» — мудрость этой пословицы не раз нашла подтверждение как в жизни, так и в литературе.
Прочитайте сочинение на тему «Что такое дружба?» исоставьте его план.Прочитайте сочинение на тему «Согласны ли Вы с

Слайд 68Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе.
Ростов

н/Д: Легион, 2016
Методика подготовки к
итоговому сочинению

Разбор тематических направлений 2016-2017 учебного года

Система

творческих
заданий

Примеры готовых
работ
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе.Ростов н/Д: Легион, 2016Методика подготовки китоговому сочинениюРазбор тематических

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика