Слайд 1Настало время подвига
Православная Церковь — Церковь мучеников
Слайд 2Хронология
Род. в 1865 г. в семье священника Псковской епархии. В
1988 г. окончил Санкт-Петербуржскую Духовную Академию, принял монашество.
14 сентября 1898
года назначен епископом Алеутским и Аляскинским (позднее — Северо-Американским).
В 1907-1917 гг. нес служение епископа в Ярославле и Вильнюсе.
В 1917 г., с введением выборности духовенства, избран митрополитом Московским.
На Всероссийском Поместном соборе 1917-18 гг. избран по жребию Патриархом Всероссийским.
В 1921 г. начался обновленческий раскол.
В 1922-23 гг. находился под стражей.
В 1925 г. скончался.
Слайд 3Служение в Америке
«Эффект Товта»: массовые обращения униатов в Православие на
рубеже XIX-XX веков
Святой праведный Алекси́й Товт (+1909) — униатский священник,
обратившийся в Америке в Православие и развернувший миссию среди униатов-карпатороссов. Обращенные о. Алексием русины стали основой Православной Церкви в Америке.
В общей сложности деятельность о. Алексия привела к обращению нескольких десятков тысяч человек.
Слайд 4«Правда, по своим богатствам наш новый храм уступает многим храмам
великой земли русской, но зато он, как и Соломонов храм,
имеет миссионерское значение: уповаем, что о нем услышат и инославные, и придут в него, и помолятся здесь, и возденут руки своя к Богу нашему!»
— слово свт. Тихона на открытии первого православного храма в Нью-Йорке
Слайд 5Западный обряд
В 1904 г. К свт. Тихону обратилась группа англикан
с просьбой разрешить им присоединиться к Православию с сохранением обряда.
Специаьная
комиссия разработала проект исправления англиканского богослужения для соответствия православной догматике.
Тем не менее, во времена свт. Тихона присоединение так и не состоялось. Первые приходы, использующие исправленное англиканское богослужение в составе Православной Церкви («Литургия свт. Тихона») появились в Америке в 1964 г.
Слайд 6Православные Западного обряда в Америке (РПЦЗ и Антиохийский Патриархат)
Слайд 7Всероссийский Поместный собор
Слайд 8Наиболее значимые решения собора
Среди принятых Собором решений следует отметить определения
о восстановлении Патриаршества, о привлечении женщин к деятельному участию в
церковном служении, о церковном проповедничестве, о братствах ученых монахов, о порядке прославления святых к местному почитанию. Собор принял уставы новой соборной структуры всей Церкви, основанной на началах широкой инициативы и выборности — от Патриарха до самоуправляемых приходов, тем самым показав себя в этом плане «прямым наследником» предсоборных дискуссий начала ХХ века. Без этого Русской Церкви было бы значительно сложнее пережить агрессию атеистического государства. В советское время особое значение имела работа по активизации церковной деятельности мирян и, прежде всего, возрождению приходов, а также создание монашеских братств в миру. Кроме того, собор принял положение о необходимости исправления богослужебных книг.
Слайд 10Новый календарный стиль
«Давно известно, что так называемое Юлианское время исчисление,
принятое в Православной Церкви, не точно, а потому еще в
конце минувшего и в самом начале нынешнего столетия в Православной Церкви поднимался вопрос об его исправлении…
Сознавая необходимость исправления церковного время исчисления, вызываемую несоответствием его современным данным астрономической науки, а также неудобством для православных людей… мы в обращении 28 июня 1923 г. признали возможным исправление церковного календаря.
Оповещая о сем нашем постановлении Богохранимую православную паству нашу, призываем всех возлюбленных о Господе архипастырей и пастырей и верующих мирян принять сие исправление церковного календаря без всякого смущения и колебания».
Слайд 11«24-го Сентября сего года совещание епископов, возглавляемое мною, постановило принять
в церковное употребление новое времяисчисление со 2-го октября старого стиля
и осведомить об этом российскую церковь чрез особое послание.
Во время печатания послания стало известно, что другие православные церкви, с которыми российская церковь всегда должна быть в единении, временно введение нового стиля отложили.
Поэтому и мы признаем необходимым повсеместное и общеобязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».
Слайд 12Обличение свт. Тихоном новой власти
…Вы обещали свободу.
Великое благо -
свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не
стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда семьи, а иногда населения целых домов выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и на разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контр-революции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди?
Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен, печать, кроме узко-большевистской, задушена совершенно.
Слайд 13«Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно
теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и
подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
— письмо Ленина членам Политбюро
Слайд 15Свт. Тихон как образец служителя Церкви в Новое Время
Его преемниками
стали те иерархи, духовенство и все церковные люди, которые признали,
что Церковь должна продолжать существовать, как Дом Божий, как источник Таинств и проповеди Евангелия, при любом политическом строе. Ради сохранения церковного строя он издал послание об «аполитичности» уже в 1919 г., осудил политические высказывания Карловацкого Зарубежного Управления и закрыл само Управление (1922 г.), а после ареста, все надеясь (правда, тщетно), что советская власть прекратит гонения на Церковь, заявил, что он – «не враг» ее.
Осудил гонителей и до самых последних лет своего управления рукополагал множество епископов, предвидя, что внешний церковный аппарат может исчезнуть вовсе.
Благословил подвиг новомучеников и возглавил их сонм.
Те, кто – как в Западной Европе, так и, особенно, в Америке – посвятили себя «распространению православной веры среди инославных» (архиеп. Тихон «Прощальное слово к американской пастве». Американский Православный Вестник,XI, 6, март 15/28, 1907, стр. 97–98), согласно его указаниям и заветам, и доросли, наконец, в 1970 г. до создания, с благословения Матери-Церкви, американской автокефалии, предсказанной уже в 1905 г. архиеп. Тихоном.
Без измены православной вере, стремился к подлинно экуменическому сближению с инославными, как сам архиеп. Тихон сближался в Америке с епископальным еп. Графтоном, не изменяя при этом православному учению о Церкви (он рукополагал англиканских клириков, переходящих в православие).
Заботился о богослужении и о его совершении, не только «по уставу», но и так, чтобы оно было понятно людям, с понятным чтением молитв вслух, исправлением переводов и приближением трудных славянских текстов к современному языку (см. отзыв архиеп. Алеутского и Северо-Американского Тихона в Отзывах архиереев, СПб, 1906).
Все живое и подлинно церковное вызывало в покойном патриархе поощрение. Его понимание Церкви было воистину «кафолическим»: исключалось только то, чем Церковь искажалась или разделялась.