Слайд 1Национальные особенности медиасистем и процессы глобализации
Слайд 2Глобализация
Глобализация должна определяться как процессы, которые вплетают национальные государства в
деятельность транснациональных авторов и подчиняют их властным возможностям, ориентации и
идентичности последних.
Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Слайд 3Глобализация
Увеличивает взаимосвязь между людьми, регионами и странами в мире, одновременно
убивая (сокращая) расстояния (Э. Гидденс)
Означает одновременно присутствие и отсутствие, переплетение
социального, имеющего глобальный масштаб, с личным (Т. Рантанен)
Процесс, означающий рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социоэкономической жизни (Ф. Уэбстер)
Слайд 4Тенденции глобализма
Для нынешнего этапа глобализации характерны две разновекторные тенденции: с
одной стороны, увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов, с
другой, повышается уровень этничности, ведущий, как правило, к соперничеству между народами. государствами и цивилизациями.
Слайд 5Тенденции глобализма
В условиях глобализации изменяются не только роль и функции
государства, но и существенно возрастает значение негосударственных, транснациональных структур, «акторов
вне суверенитета» (Дж. Розенау), в том числе больших социокультурных образований.
Слайд 6Глобализация + локализация = глокализация
Глокализация - термин изначально основан
на культурологической теории устойчивости и сопротивляемости локальных культур, противопоставленной теории
глобализации, модернизации и американизации. Сегодня активно используется в экономике, социологии и в исследования СМИ. Значение термина определяется сочетанием двух слов - глобализация и локализация - и означает адекватное заданной культуре присутствие на локальном географическом рынке международного продукта. Более ранним термином с синонимичным значением является «интернационализация». Впервые понятие «глокализация» прозвучало в статьях японских экономистов в Harvard Business Review в 1980-е гг. Популяризировал термин британский социолог Р. Робертсон в 1997 г. на конференции «Глобализация и культура коренных народов», где озвучил мысль о «закаливании» местных условий под воздействием глобальных давлений.
Слайд 7Глокализация
явление мировоззренческого характера. Оно отражает тот слой общественного сознания,
которое синтезирует одновременно как необходимость сохранения социумом своей этнической самобытности,
так и его стремление к общецивилизационной интеграции.
Слайд 8Глоба- или глока-?
Базовые характеристики двух полярных процессов современного мира –
глобализации и глокализации – формируются под влиянием идентичных в синхронии,
но отличающихся в диахронии тенденций развития общества.
Слайд 9Цивилизационный подход
Его принципы применимы как к истории одной страны, так
и к группе стран. Важнейшее его достоинство – представление об
истории как многолинейном, многовариантном процессе, при котором история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций, что дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности. Такой подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре.
Слайд 10Цивилизация
Главное должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать,
самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного,
одним словом, исторического развития.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 85.
Слайд 11Цивилизации
это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы...
Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы
в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 34.
Слайд 12Цивилизация
есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между
индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает
стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения.
А. Малашенко. Свободная мысль. 1993, №14. С. 71.
Слайд 13Цивилизация
сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и
идеалы, а также устойчивые особые черты в социально- политической организации,
экономике.
Исторически выработанная матрица цивилизационного существования может выступать сегодня как особый «цивилиза-ционный ограничитель развития» (или напротив, «цивилизационный коридор развития»).
Слайд 14Критерии цивилизации
Наиболее часто выделяли следующее:
географическая (или природная) среда;
система
ведения хозяйства;
социальная организация, религия (духовные ценности);
политическая система.
ментальность
(менталитет).
Слайд 15Менталитет
совокупность умственных установок, привычек мышления, фундаментальных верований индивида;
наличие у
людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической
оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя;
Слайд 16Ментальная матрица
Ментальная матрица структурирует сущностные характеристики цивилизации, аксиологическую шкалу современной
личности и общества. Она определяет феноменологию конкретной цивилизации – с
рождением ментальности рождается цивилизация, так как в ментальности отпечатываются значимые изменения цивилизационной модели.
Слайд 17Институциональная матрица
своеобразный генотип общества складывается в момент образования государств и
на протяжении их развития сохраняет свою природу.
Слайд 18Признаки русской цивилизации
полиэтничность (ядро – русский этнос);
многоконфессиональность с преобладанием православия,
веротерпимость;
державность, убежденность в величии судьбы и исторической миссии государства;
приоритетные ценности:
справедливость, равенство, коллективизм;
широта мысли и действия, душевная щедрость, «всемирная отзывчивость»;
высокая адаптивность;
дихотомичный (раздвоенный) характер массовой психологии: покорность и бунтарство, трудолюбие и лень, гордость и самоуничижение одновременно;
цивилизационная расщепленность – тяготение России к Западу, начиная со времен Петра I, было резко выражено в верхних слоях общества, но мало свойственно основанию социальной пирамиды.
Слайд 19Триады высших ценностей разных цивилизаций
Слайд 20Цивилизационная самостоятельность России
В наибольшей удаленности от России оказались страны,
представляющие западную цивилизацию. Гипотеза о ценностной нетождественности российской цивилизации с
Западом, таким образом, наглядно подтверждается на социологическом материале
Слайд 21Разрушение системы ценностей
Традиционное общество ориентировано на укрепление традиционных ценностных ориентиров.
Ценности устанавливаются в нем как сакральные законы, в рамках которых
действует предохраняющая их от разрушения система табу. Эпоха модерна вызвала процесс разрушения ценностных констант цивилизаций. Еще более ускорил ход разрушительных процессов период постмодернистских инверсий.
Слайд 22Цивилизационно-ценностная деструктивность модерна
Слайд 23Цивилизационная матрица модернизации
Слайд 24Цивилизационная матрица модернизации
Слайд 25Цивилизационная матрица модернизации
Слайд 26Глобализация и СМИ
Глобализация – многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких
уровнях. Это глобализация и рынка, и производства, и финансов, и,
конечно, коммуникаций, опирающихся на глобальную инфраструктуру. Именно она обеспечивает беспрепятственное круглосуточное движение не только финансовых потоков, но и потоков новостей, включая глобальную рекламу.
Понятие информация имеет широкий смысл и включает в себя символы, образы, понятия, единые для всего человечества
Слайд 27Глобальное содержание
Источники новостей: Рейтер, АП, Франс Пресс, Си-эн-эн
Трансграничные сети
ИКТ: спутники, интернет, мобильная телефония
Общая повестка дня международных событий
Глобальная
логика рынка
Универсальность распространение потребительского стандарта
Потеря национально-информационной независимости
Примеры: смерть папы Иоанна Павла II, смерть принцессы Дианы, свадьбы королевских особ, Олимпийские игры
Слайд 28Производство глобального содержания
Адаптация наиболее успешных форматов в различных национальных контекстах
Адаптация
эффективных форм организации труда (производство сериалов или создание мультимедийных редакций,
нацеленных на вторичное и многократное использование содержания в разных формах, организация работы редакции на основе непрерывной обработки потока новостей из Интернета)
Адаптация общих стандартов журналистской культуры
Слайд 29Глобальное распространение
Массовость и широта охвата аудитории
Глобальное распространение ≠ глобальное
содержание
Новые социальные и коммуникационные практики: научные интернет-форумы, коллективное художественное
творчество в Сети, онлайновые базы данных, открытые для исследователей в различных областях знаний, виртуальные музеи
Наднациональный контент: наука и высокая культура
Слайд 30Глобальная экономика
Глобальные медиаконцерны: «Ньюс корпорейшн», «Бертельсманн», «Сони», «Дисней», «Вивенди
Юниверсал»
США – наиболее развитая и эффективная медиаиндустрия
Привлекательность менее информационно
развитых рынков: Азия, Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа
Слайд 31Глобальная медиасимволика и массовая культура
Восприятие в разных национальных, языковых,
культурных, религиозных контекстах – проблема ли?
В последние десятилетия двадцать самых
кассовых фильмов формируют фильмы только американского производства — «Титаник», «Звездные войны», «Властелин колец», «Аватар»
Глобальное восприятие мифологии массовой культуры
Синтетичность и гибридность ценностей и образов СМИ, их усредненность
Слайд 32Разнообразие медиасистем
Северная Европа: дотации государства в целях обеспечения плюрализма
Италия: политическая
вовлеченность
Россия: от непропорциональной глобализации (сериалы из Латинской Америки) через адаптацию
западных форматов («Поле чудес», «Как стать миллионером», «Фабрика звезд») к становлению новой профессиональной культуры (пример «Русского Newsweek»)
Слайд 33Культуры «глаза» и «уха»
«Газетные страны» – европейские страны, где число
газет на 1000 чел. наиболее высоко, а доля газет на
рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20% (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Ирландия, Германия). В эту же группу наряду с перечисленными европейскими странами входит и Япония, где на долю прессы приходится более 50% рекламного рынка
«Газетно-телевизионные страны» – европейские страны, в которых пресса и ТВ имеют менее 50% рекламного рынка (Великобритания, Австрия, Испания, Бельгия, Франция). К этой же группе можно причислить и неевропейские страны – США, Канаду, Австралию
«Телевизионные страны» – европейские страны, где на долю ТВ приходится более 50% рекламного рынка, а ежедневным газетам достается менее 20% национального «рекламного пирога» (Португалия, Италия, Греция)
Слайд 34Критерии классификации медиасистем
Развитие массовой печати. Одним из наиболее показательных
отличий медиасистем разных стран являются тиражи печатных изданий. Так, в
Норвегии на 1000 чел приходится 720 экз. газет, в США – около 260, в Греции – около 80. Авторы предлагают дифференциацию между системами, в которых пресса ориентирована на массовую аудиторию, и системами, в качестве аудитории в которых выступает образованная, политически активная часть населения, его элита
Политический параллелизм, т.е. степень и природа связей между медиа и политическими структурами, или, говоря более широко, - то, каким образом и на каком уровне информационная система отражает существующие в обществе основные политические разделения
Степень развития журналистской профессионализации. В данном случае речь идет о таких показателях, как степень журналистской автономии, соблюдение журналистами норм и стандартов своей деятельности и т.д. Профессионализация журналистской деятельности может быть выражена также в наличии в стране формальных институтов, таких как союзы и профессиональные ассоциации журналистов
Роль государства. Данный фактор отражает степень и природу государственного вмешательства в информационную систему общества
Д. Халлин, П. Манчини
Слайд 35Comparing MediaSystems: Three Models of Media and Politics
Модель поляризованного плюрализма или средиземноморская (Франция, Греция, Италия, Португалия,
Испания)
Модель демократического корпоративизма или модель Центральной и Северной Европы (Австрия,
Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария)
Модель либерализма или англосаксонская модель (Канада, Ирландия, Великобритания, США)
Смешанный тип (Франция, Великобритания, Бельгия)
Д. Халлин, П. Манчини
Слайд 36Европейская модель журналистики
Важность общественных функций журналистики
Предпочтение отдается «мнению», точке зрения
автора
Внимание к эффектам журналистского воздействия на аудиторию, теории жанров, приемы
диалога и полемики
Журналистика как часть общелитературного процесса
Слайд 37Американская модель журналистики
Коммерчески ориентированная
Предпочтение фактам
Внимание к навыкам журналистам, умению «добыть
факты»
Принцип «перевернутой пирамиды»
Анонимность репортеров
Журналистика как один из каналов коммуникации, используемый
в целях распространения через СМИ важной для коммуникатора информации
В основе образования – стандарты журналистики, фундаментальная профессионализация
Слайд 38Задание
Выбрать одну из цивилизационных медиасистем для описания (о выборе сообщить
преподавателю и получить дальнейшие указания).