Разделы презентаций


Научная школа как форма подготовки учёных

Содержание

ПланПонятие «научная школа». Классификация научных школ.Признаки научной школы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Научная школа как форма подготовки учёных

Научная школа как форма подготовки учёных

Слайд 2План
Понятие «научная школа». Классификация научных школ.
Признаки научной школы.

ПланПонятие «научная школа». Классификация научных школ.Признаки научной школы.

Слайд 31. Понятие «научная школа». Классификация научных школ
Научная школа – это группа

ученых или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством

лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.
Это неформальные коллективы. Являются «ядром» научного сообщества.
1. Понятие «научная школа». Классификация научных школНаучная школа – это группа ученых или коллектив исследователей, выполняющая в

Слайд 5Характеристики научной школы (В.К.Криворученко):
инициативность;
самостоятельность;
наличие внутреннего импульса развития;
целеустремленность;
стойкость убеждений;
неудовлетворенность достигнутым.
Для научной

школы важно: научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление

его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как части общего.
Характеристики научной школы (В.К.Криворученко):инициативность;самостоятельность;наличие внутреннего импульса развития;целеустремленность;стойкость убеждений;неудовлетворенность достигнутым.Для научной школы важно: научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива,

Слайд 6Формы научных школ
1) научно-образовательная школа – призвана формировать будущих исследователей;
2)

исследовательский коллектив – группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера

(главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;
3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;
4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.
Формы научных школ1) научно-образовательная школа – призвана формировать будущих исследователей;2) исследовательский коллектив – группа ученых, совместно разрабатывающая

Слайд 7Категории понятия «научная школа»
формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет,

кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);
исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий

формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;
направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.
Категории понятия «научная школа»формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);исследовательский (творческий) коллектив,

Слайд 8Классификация многообразия научных школ (О.Ю.Грезнева)

Классификация многообразия научных школ (О.Ю.Грезнева)

Слайд 122. Признаки научной школы
Задачи научной школы:
разработка и защита научных идей;

комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, недоступной для решения одним ученым;

подготовка молодых ученых.
2. Признаки научной школыЗадачи научной школы:разработка и защита научных идей; комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, недоступной для

Слайд 13Признаки научной школы

Признаки научной школы

Слайд 14Признаки научной школы (продолжение)

Признаки научной школы (продолжение)

Слайд 15Признаки научной школы (продолжение)

Признаки научной школы (продолжение)

Слайд 16Отличия научных школ от традиционных педагогических систем
1. системообразующим элементом является личность

учителя, основателя школы;
2. целью педагогической деятельности является не передача знаний, умений,

навыков как таковая, а обучение научному творчеству;
3. содержание деятельности и подготовки отличается нестандартностью и новизной подходов;
4. содержание подготовки не сформулировано, т.к. не может быть полностью вербализовано и регламентировано такими атрибутами учебного процесса, как учебный план, расписание занятий, учебниками и т.п.;
5. систематичность и последовательность освоения содержания подготовки определяется логикой научно-исследовательской деятельности;
6. педагогический процесс в научной школе не может быть ограничен временными рамками;
Отличия научных школ от традиционных педагогических систем1. системообразующим элементом является личность учителя, основателя школы;2. целью педагогической деятельности является не

Слайд 17Отличия научных школ от традиционных педагогических систем (продолжение)
7. методы, средства

и формы обучения и научно-исследовательской деятельности зачастую совпадают (например, семинары);
8. процесс

обучения не оторван от будущей профессиональной научной деятельности, а «погружен» в процесс самой научно-исследовательской деятельности;
9. ученикам предоставляется свобода выбора темы исследования в рамках научно-исследовательской программы школы;
10. индивидуализация обучения сочетается с коллективным характером научно-исследовательской деятельности;
11. результатом является становление ученика как ученого и получение объективно нового научного знания.
Отличия научных школ от традиционных педагогических систем (продолжение)7. методы, средства и формы обучения и научно-исследовательской деятельности зачастую

Слайд 18Компоненты научных школ как педагогических систем (О.Ю. Грезнева)
Педагогические цели и

функции научных школ
Уровни целей:
цели научных школ как подсистемы науки: получение

нового научного знания и подготовка ученых;
цели научных школ как педагогических систем – обучение научному творчеству, т.е. получению новых знаний;
цели участников педагогического процесса в научных школах. Для ученика – это постижения мастерства, искусства исследовательской деятельности. Для учителя – сохранение, воспроизводство знаний учителя, помощь в реализации научно-исследовательской программы.
Компоненты научных школ как педагогических систем (О.Ю. Грезнева)Педагогические цели и функции научных школУровни целей:цели научных школ как

Слайд 19Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
2. Содержание научной подготовки

в научных школах
Виды знаний, функционирующие в научной школе:
«общекультурный фонд знаний»,

призванный подготовить ученика в деятельности и вне сферы науки;
рутинные операции и процедуры, предназначенные для реализации некоторой исследовательской программы;
«правила переноса» рутинных операций и процедур из данной исследовательской программы в другие отрасли знания для выполнения аналогичных исследований;
эвристические правила расширения и повышения концептуального уровня исследовательской программы данного научного сообщества;
нормы профессионального и социального поведения в научных сообществах.
Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)2. Содержание научной подготовки в научных школахВиды знаний, функционирующие в научной

Слайд 20Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
3. Традиции как способ

оформления и освоения содержания научного образования в научных школах
Функции традиций

применительно к научной деятельности:
С помощью традиций происходит фиксация и передача опыта, самих образцов научной деятельности.
Традиции как результат деятельности научного субъекта не только являются системой передачи старого и базой для формирования нового, но также выполняют роль конституирования науки.
В рамках традиции происходит социализация людей, формирование их личности посредством приобщения к образцам деятельности, господствующим в традиции.
Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)3. Традиции как способ оформления и освоения содержания научного образования в

Слайд 21Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
4. Формы и методы

организации подготовки в научных школах
Типы семинаров по направленности:
на осмысление исследовательской

деятельности самой школы: теоретическое осмысление пройденного участка пути, обсуждение дискуссионных вопросов, разработка дальнейшего плана исследований;
на освоение методологии познания и норм научно-исследовательской деятельности, логики построения научного исследования на примерах работ отдельных ученых и сложившихся в истории науки научных школ (обучающий);
на изучение и анализ современного состояния науки по разрабатываемому школой направлению;
на знакомство с последними достижениями в своей научной области и в смежных областях научного знания.
Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)4. Формы и методы организации подготовки в научных школахТипы семинаров по

Слайд 22Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
5. Личность учителя
Группы

качеств, необходимых для формирования собственной научной школы:
Качества, характеризующие основателя школы

как исследователя: личная заинтересованность в разработке научных проблем, высокая мотивация, чувствительность и восприимчивость к новому, способность к генерации идей, ясная интеллектуальная позиция, высокие требования к профессиональному мастерству, широта и разносторонность интересов, целеустремленность, и т.д.
Качества, характеризующие ученого как организатора: его стремление к коллективному способу работы, высокая коммуникативность, потребность в передаче своих взглядов и их обсуждений.
Качества, указывающие на педагогические способности руководителей научных школ: способность ярко и доступно излагать свои мысли и убеждать, способность заряжать энтузиазмом, умение найти для учеников занятие в соответствии с их запросамии требованиями науки, терпимость к критике, доброжелательность к ученикам и т.д.
Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)5. Личность учителя Группы качеств, необходимых для формирования собственной научной школы:Качества,

Слайд 23Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
6. Личность ученика
Компонента идентификации:
1. Эмоциональный

– выражается в переживании своей тождественности с группой, оценке этой

тождественности.
2. Когнитивный – находит свое отражение в осознании субъектом тех характеристик, качеств, параметров объекта идентификации, с которым она происходит.
3. Деятельностный – это воплощение идентификации в реальном поведении, т.е. человек ведет себя как член группы, реализуя ее нормы, ценности, цели и т.д.
Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)6. Личность ученикаКомпонента идентификации:1. Эмоциональный – выражается в переживании своей тождественности с

Слайд 24Когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в

ее рамках подготовлен не один доктор наук.
Важными характеристиками научной

школы является:
активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем;
наличие аспирантуры и подготовки диссертаций;
проведение тематических конференций по определенному научному направлению.
Условие: основоположник школы – известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.
Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.
В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.
Когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук.

Слайд 25Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика