Слайд 1Научная школа как форма подготовки учёных
Слайд 2План
Понятие «научная школа». Классификация научных школ.
Признаки научной школы.
Слайд 31. Понятие «научная школа».
Классификация научных школ
Научная школа – это группа
ученых или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством
лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.
Это неформальные коллективы. Являются «ядром» научного сообщества.
Слайд 5Характеристики научной школы (В.К.Криворученко):
инициативность;
самостоятельность;
наличие внутреннего импульса развития;
целеустремленность;
стойкость убеждений;
неудовлетворенность достигнутым.
Для научной
школы важно: научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление
его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как части общего.
Слайд 6Формы научных школ
1) научно-образовательная школа – призвана формировать будущих исследователей;
2)
исследовательский коллектив – группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера
(главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;
3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;
4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.
Слайд 7Категории понятия «научная школа»
формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет,
кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);
исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий
формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;
направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.
Слайд 8Классификация многообразия научных школ (О.Ю.Грезнева)
Слайд 122. Признаки научной школы
Задачи научной школы:
разработка и защита научных идей;
комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, недоступной для решения одним ученым;
подготовка молодых ученых.
Слайд 14Признаки научной школы (продолжение)
Слайд 15Признаки научной школы (продолжение)
Слайд 16Отличия научных школ от традиционных педагогических систем
1. системообразующим элементом является личность
учителя, основателя школы;
2. целью педагогической деятельности является не передача знаний, умений,
навыков как таковая, а обучение научному творчеству;
3. содержание деятельности и подготовки отличается нестандартностью и новизной подходов;
4. содержание подготовки не сформулировано, т.к. не может быть полностью вербализовано и регламентировано такими атрибутами учебного процесса, как учебный план, расписание занятий, учебниками и т.п.;
5. систематичность и последовательность освоения содержания подготовки определяется логикой научно-исследовательской деятельности;
6. педагогический процесс в научной школе не может быть ограничен временными рамками;
Слайд 17Отличия научных школ от традиционных педагогических систем (продолжение)
7. методы, средства
и формы обучения и научно-исследовательской деятельности зачастую совпадают (например, семинары);
8. процесс
обучения не оторван от будущей профессиональной научной деятельности, а «погружен» в процесс самой научно-исследовательской деятельности;
9. ученикам предоставляется свобода выбора темы исследования в рамках научно-исследовательской программы школы;
10. индивидуализация обучения сочетается с коллективным характером научно-исследовательской деятельности;
11. результатом является становление ученика как ученого и получение объективно нового научного знания.
Слайд 18Компоненты научных школ как педагогических систем (О.Ю. Грезнева)
Педагогические цели и
функции научных школ
Уровни целей:
цели научных школ как подсистемы науки: получение
нового научного знания и подготовка ученых;
цели научных школ как педагогических систем – обучение научному творчеству, т.е. получению новых знаний;
цели участников педагогического процесса в научных школах. Для ученика – это постижения мастерства, искусства исследовательской деятельности. Для учителя – сохранение, воспроизводство знаний учителя, помощь в реализации научно-исследовательской программы.
Слайд 19Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
2. Содержание научной подготовки
в научных школах
Виды знаний, функционирующие в научной школе:
«общекультурный фонд знаний»,
призванный подготовить ученика в деятельности и вне сферы науки;
рутинные операции и процедуры, предназначенные для реализации некоторой исследовательской программы;
«правила переноса» рутинных операций и процедур из данной исследовательской программы в другие отрасли знания для выполнения аналогичных исследований;
эвристические правила расширения и повышения концептуального уровня исследовательской программы данного научного сообщества;
нормы профессионального и социального поведения в научных сообществах.
Слайд 20Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
3. Традиции как способ
оформления и освоения содержания научного образования в научных школах
Функции традиций
применительно к научной деятельности:
С помощью традиций происходит фиксация и передача опыта, самих образцов научной деятельности.
Традиции как результат деятельности научного субъекта не только являются системой передачи старого и базой для формирования нового, но также выполняют роль конституирования науки.
В рамках традиции происходит социализация людей, формирование их личности посредством приобщения к образцам деятельности, господствующим в традиции.
Слайд 21Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
4. Формы и методы
организации подготовки в научных школах
Типы семинаров по направленности:
на осмысление исследовательской
деятельности самой школы: теоретическое осмысление пройденного участка пути, обсуждение дискуссионных вопросов, разработка дальнейшего плана исследований;
на освоение методологии познания и норм научно-исследовательской деятельности, логики построения научного исследования на примерах работ отдельных ученых и сложившихся в истории науки научных школ (обучающий);
на изучение и анализ современного состояния науки по разрабатываемому школой направлению;
на знакомство с последними достижениями в своей научной области и в смежных областях научного знания.
Слайд 22Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
5. Личность учителя
Группы
качеств, необходимых для формирования собственной научной школы:
Качества, характеризующие основателя школы
как исследователя: личная заинтересованность в разработке научных проблем, высокая мотивация, чувствительность и восприимчивость к новому, способность к генерации идей, ясная интеллектуальная позиция, высокие требования к профессиональному мастерству, широта и разносторонность интересов, целеустремленность, и т.д.
Качества, характеризующие ученого как организатора: его стремление к коллективному способу работы, высокая коммуникативность, потребность в передаче своих взглядов и их обсуждений.
Качества, указывающие на педагогические способности руководителей научных школ: способность ярко и доступно излагать свои мысли и убеждать, способность заряжать энтузиазмом, умение найти для учеников занятие в соответствии с их запросамии требованиями науки, терпимость к критике, доброжелательность к ученикам и т.д.
Слайд 23Компоненты научных школ как педагогических систем (продолжение)
6. Личность ученика
Компонента идентификации:
1. Эмоциональный
– выражается в переживании своей тождественности с группой, оценке этой
тождественности.
2. Когнитивный – находит свое отражение в осознании субъектом тех характеристик, качеств, параметров объекта идентификации, с которым она происходит.
3. Деятельностный – это воплощение идентификации в реальном поведении, т.е. человек ведет себя как член группы, реализуя ее нормы, ценности, цели и т.д.
Слайд 24Когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в
ее рамках подготовлен не один доктор наук.
Важными характеристиками научной
школы является:
активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем;
наличие аспирантуры и подготовки диссертаций;
проведение тематических конференций по определенному научному направлению.
Условие: основоположник школы – известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.
Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.
В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.