Слайд 1Научное исследование и его сущность
Основные положения и термины
Слайд 2Научная деятельность и научное исследование
Научная деятельность – деятельность, направленная на
получение и применение новых знаний.
Научное исследование – деятельность, направленная на
всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Федеральный закон «О науке и государственной научной политике»
Слайд 3Классификация научных исследований (1)
По источнику финансирования: бюджетные, хоздоговорные, нефинансируемые.
По целевому
назначению: фундаментальные, прикладные, поисковые, разработки.
Слайд 4Фундаментальные –экспериментальная и теоретическая деятельность, направленная на получение знаний об
основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы.
Прикладные
– направлены на применение знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Поисковые – направлены на определение перспективности работы над темой, поиск путей решения научных задач.
Разработки – направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Слайд 5Классификация научных исследований (2)
По длительности: долгосрочные, краткосрочные, экспресс-исследования.
По формам и
методам: экспериментальные, методические, описательные, экспериментально-аналитические, историко-биографические, смешанного типа.
Слайд 6Уровни исследования
Теоретический – преобладание логических методов познания:
факты исследуются, обрабатываются
посредством форм мышления
объекты анализируются, обобщаются
Эмпирический – преобладание чувственного познания
Слайд 7Структура теоретического уровня
Проблема
Гипотеза
Теория
Слайд 8Проблема и ее черты
Сложная теоретическая или практическая задача, способы решения
которой неизвестны или известны не полностью.
Черты проблемы:
возникновение на базе
определенной теории
трудная, нестандартная задача
направленность решения на устранение возникшего в познании противоречия
Неизвестность путей решения
Слайд 9Гипотеза и требования к ней
Предположение, при котором на основе ряда
факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления,
но вывод не считается доказанным.
Соответствие фактам, на которые она опирается
Проверяемость опытным путем, сопоставление с данными наблюдения или эксперимента
Совместимость с имеющимся научным знанием
простота
Слайд 10Виды гипотез
Описательная – предположение о существенных свойствах объектов, характере связей
между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная – предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная
– предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Слайд 11Теория и ее свойства
Логически обобщенное знание, концептуальная система знаний, которая
адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Одна из форм рациональной
мыслительной деятельности
Целостная система достоверных знаний
Описание и объяснение фактов
Обоснованность и доказательность положений и выводов
Слайд 12Классификация теории и ее структурные элементы
По предмету исследования: социальные, математические,
физические, химические, психологические и пр.
Исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы)
Идеализированный
объект (теоретическая модель части действительности)
Логика (совокупность правил и способов доказывания)
Философские установки и социальные ценности
Совокупность законов и положений. Выведенных как следствие из данной теории
Слайд 13Структура теории (1)
Понятие – мысль, отражающая существенные и необходимые признаки
множества предметов или явлений.
Категория – общее понятие, отражающее наиболее существенные
свойства и отношения предметов и явлений (философские, общенаучные, отраслевые…).
Научный термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие, применяемое в науке.
Понятийный аппарат – совокупность понятий в определенной науке.
Слайд 14Структура теории (2)
Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается
что-либо.
Принцип – основное исходное положение теории, учения, мировоззрения (теоретические и
методологические)
Аксиома – очевидное исходное недоказываемое положение, из которого выводятся все остальные предположения по заранее фиксированным правилам.
Слайд 15Структура теории (3)
Закон – объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая
связь между явлениями, процессами.
По сферам реальности: законы природы, общества, мышления,
познания
По объему: всеобщие, общие, частные
Закономерность – 1) совокупность действия многих законов 2) система общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон
Слайд 16Структура теории (4)
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.
Учение:
Совокупность теоретических положений
о какой-либо области действительности
Система воззрений ученого
Идея:
Новое интуитивное объяснение события или
явления
Определяющее положение в теории
Мысль, замысел
Слайд 17Структура теории (5)
Концепция – определенный способ понимания, трактовки предмета, явления,
процесса, основная точка зрения.
Слайд 18Структура эмпирического исследования
Факт:
Объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности или
сфере сознания и познания
Знание о событии, явлении, достоверность которого доказана
Предложение,
фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов
Эмпирическое обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от общего к более общему знанию.
Эмпирические законы – отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями.
Слайд 19Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней
Совокупность фактов – практическая основа теории
или гипотезы
Подтверждение или опровержение теории фактами
Невозможность формулировки и толкования научного
факта без системы понятий
Предопределенность эмпирического исследования теорией
Слайд 20Этапы проведения научного исследования (1)
I. Подготовительный:
выбор темы
обоснование необходимости проведения
исследования по ней
определение гипотез, цели и задач исследования
Разработка плана или
программы научного исследования
Слайд 21Этапы проведения научного исследования (2)
II. Исследовательский:
Систематическое изучение литературы по теме,
статистики и архивных материалов
Проведение теоретического и эмпирического исследования
Обработка, обобщение, анализ
полученных данных
Объяснение новых научных фактов
Аргументирование и формулирование положений
Выводы и практические рекомендации
Слайд 22Этапы проведения научного исследования (3)
III. Работа над рукописью и ее
оформление
Определение композиции (структуры) работы
Уточнение заглавия, названий глав и параграфов
Подготовка черновой
рукописи и ее редактирование
Оформление текста, списка литературы и приложений
Слайд 23Этапы проведения научного исследования (4)
IV. Внедрение результатов научного исследования
Внедрение результатов
в практику
Авторское сопровождение внедряемых разработок