Слайд 1НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Ирина Викторовна Салосина,
к.п.н., доц., доцент кафедры славянской филологии
и межкультурной коммуникации
Томский государственный педагогический университет
Слайд 2Научный стиль речи
Томский государственный педагогический университет
Научный стиль – это система речевых
средств, обслуживающих сферу науки и обучения.
Функция: адекватная передача научной информации,
аргументированное изложение современного знания.
Главные черты: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность.
Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, оценочность, образность и др.
По материалам ресурса: http://www.gramota.tv/spravka/letters/95-rubric-75
Слайд 3Научный стиль речи
Томский государственный педагогический университет
Термин - в широком смысле термин — это языковое выражение (слово или сочетание слов), называющее конкретный или абстрактный объект (или группу объектов) какой-либо специальной отрасли знания.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Дефиниция – определение
научного понятия.
Композиционный блок: дефиниция и её комментарии.
Слайд 4Научный стиль речи
Томский государственный педагогический университет
Хороший язык научной работы не
замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык,
каким мысль выражена.
Главное достояние научного языка – ясность.
Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.
Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочитать написанное вслух для себя.
Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.
По материалам ресурса: http://www.gramota.tv/spravka/letters/95-rubric-75
Слайд 5Научный стиль речи
Томский государственный педагогический университет
Не следует бояться повторений, механически
от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним
словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.
Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, – словами-«новоделами».
(Д. С. Лихачев. Книга беспокойств. М., 1991.)
По материалам ресурса: http://www.gramota.tv/spravka/letters/95-rubric-75
Слайд 6Аргументация в текстах
научного стиля
Томский государственный педагогический университет
Факты, цифры.
Ссылки на
авторитеты.
Истинные суждения.
Слайд 7Поиск литературы
Томский государственный педагогический университет
Слайд 8Поиск литературы
Томский государственный педагогический университет
Слайд 9Поиск литературы
Томский государственный педагогический университет
Слайд 10Поиск литературы
Томский государственный педагогический университет
Слайд 11Поиск литературы
https://www.tandfonline.com/toc/rtpe20/current
Томский государственный педагогический университет
Слайд 12Поиск литературы
https://www.tandfonline.com/toc/rtpe20/current
Томский государственный педагогический университет
Слайд 13Поиск литературы
http://elsevierscience.ru/
Томский государственный педагогический университет
Слайд 14Томский государственный педагогический университет
Оформление списка литературы
ГОСТы: https://libserv.tspu.edu.ru/lib-for-readers/lib-gosts.html
Монографии/учебники
Серова Т. С. Психология
перевода как сложного вида иноязычной речевой деятельности. Пермь: Перм. гос.
тех. ун-т, 2001. 211 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 671 с.
Авторефераты диссертаций
Лория А. В. Психологические и педагогические основы руководства чтением: автореф. дис.... канд. пед. наук. Тбилиси, 1971. 28 с.
Чистякова Г. Д. Исследование понимания текста как функции его смысловой структуры: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1975. 19 с.
Слайд 15Томский государственный педагогический университет
Оформление списка литературы
Электронные ресурсы
Авакян А. А. Механизмы
и стратегии понимания и перевода иноязычного текста: на материале анализа
вариантов перевода научно- популярного текста на английском языке. URL: http://www.dissercat.com/content/mekhanizmy-i-strategii-ponimaniya-i-perevodainoyazychnogo-teksta-na-materiale-analiza-varia (дата обращения: 17.01.2018).
Слайд 16Томский государственный педагогический университет
Оформление списка литературы
Слайд 17Томский государственный педагогический университет
Оформление списка литературы
Слайд 18Дифференциация научного стиля
Томский государственный педагогический университет
Слайд 19Логическая схема научного текста
Томский государственный педагогический университет
Вывод
Слайд 20Томский государственный педагогический университет
Аннотация, реферат, тезисы
Аннотация – краткая характеристика книги,
статьи, сборника.
Структура аннотации:
Содержательная характеристика первоисточника: проблема, цель, для научной статьи
– методология.
Адресат первичного текста (для книги).
Основные результаты (для научной статьи).
Слайд 21Томский государственный педагогический университет
Аннотация, реферат, тезисы
Аннотация – краткая характеристика книги,
статьи, сборника.
Структура аннотации:
Содержательная характеристика первоисточника: проблема, цель, для научной статьи
– методология.
Адресат первичного текста (для книги).
Основные результаты (для научной статьи).
Слайд 22Томский государственный педагогический университет
Реферат
Слайд 23Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения
о методах исследования, о полученных результатах.
Реферат-резюме приводит только основные положения,
тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения.
Реферат-доклад дает анализ информации и объективную оценку состояния проблемы.
Томский государственный педагогический университет
Реферат
Слайд 24Конструкции для реферативного изложения
В статье излагаются взгляды на проблему….
Рассматриваемая статья
посвящена теме….
Актуальность проблемы определяется тем, что…
Автор статьи дает характеристику….
Автор доказывает….
В
статье дается обобщение…..
Томский государственный педагогический университет
Реферат
Слайд 25Структура
Введение
Основная часть
Заключение
Томский государственный педагогический университет
Выпускная квалификационная работа
Слайд 26Введение
Актуальность/проблема исследования
Научная новизна
Гипотеза
Цель и задачи
Методы исследования
Объект и предмет исследования
Теоретическая и
практическая значимость
Структура и объем
Томский государственный педагогический университет
Выпускная квалификационная работа
Слайд 27Глава 1. Теоретическая.
Раскрытие основных понятий темы в диахроническом аспекте.
Глава 2.
Описание опытно-экспериментальной работы.
Характеристика исследуемого объекта.
Характеристика этапов исследования.
Описание каждого этапа.
Описание конкретных
методик, приемов.
Описание процесса опытно-экспериментальной работы: описание изменений, проверка надежности результатов.
Заключение
Выводы, которые соотносятся с целью , задачами, гипотезой.
Томский государственный педагогический университет