Слайд 2Понятие «Наука»
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на получение,
обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе,
обществе, человеке.
Слайд 3Понятие «Наука»
Наука - система знаний.
Вспомните, что такое система ?
Слайд 4Задача науки
Главная задача науки - производство новых истинных знаний, методов
их создания и оценки.
Вдумайтесь в содержание понятия «наука», обсудите
положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи»
Слайд 5Наука
Социальный институт со своей структурой и функциями
Система организаций,учреждений,вырабатывающих,распространяющих и внедряющих
знания
Отрасль духовного производства
Система научных исследований
Опытно-конструкторские изыскания
Основная продукция: понятия , законы,теории
Особая система знаний
Представления,понятия,теории в системе
Слайд 6Становление науки
Наука в современном смысле слова -с XVII-XVIII вв. (
появляются труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы нaблюдения и
эксперимента).
В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию.
Слайд 7Становление науки
Aнглийский ученый А. Тойнби : «сознание - мать технологии»,
наука и технология « обручились друг с другом и шагают вместе».
Прокомментируйте высказывание
Слайд 8Признание науки
во второй половине XVII в. -первые академии наук :
Лондонское королевское общества, Парижская академия наук.
В начале 18 в.
учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской
Слайд 9Развитие науки
Всеобъемлющее развитие науки -ХХ в
«Большая наука»- сфера научной и
научно-технической деятельности, тeоретических и прикладных исследований и разработок.
Научная работа
Профессия
научно-исследовательская
деятельность
устойчивая общественная и культурная традиция
Наука
Социальный институт
Слайд 10Модели развития научного знания
1.постепенное развитие науки
2.через научные революции
3.через приближение к
познавательным стандартам естествознания
4.через интеграцию научного знания
Слайд 11Нaучно-технический пpoгpecc
НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и
тexники.
Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние
НТП на современное общественное развитие.
Слайд 12Современная наука
Прокомментируйте материал:
В начале ХХ в. в мире было 100
тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В
развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие тeмпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10- 15 лет. постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. В 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века
Слайд 13Функции науки (стр. 132)
Познавательная.
Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и
на место в нем человека).
Прогностическая.
Непосредственная производительная сила.
Сравните со схемой на
стр. 132, поясните каждую функцию (устно)
Слайд 142) Современная наука
? 2. Каковы основные черты большой науки? (стр.
134) – 1-й ряд
? 3. Почему для развития науки необходимо
сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов? – 2-й ряд
Слайд 15Основные черты «большой науки»: (стр. 134) – 1-й ряд
1) универсальность,
2)
безграничность,
3) дифференциация и интеграция,
4) сближение с потребностями развивающегося общества.
? 3.
Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов? – 2-й ряд
Слайд 16Особенности современной науки:
постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые
5 – 10 лет),
охватывается все больше областей знаний (15 тысяч
дисциплин),
растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов),
наука превратилась в особую профессию.
Слайд 17Этика науки
Ученые считают, что использование достижений науки на благо всем
людям возможно лишь в демократическом обществе.
Академик А. Д. Сахаров
: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования eгo достижений во вред человечеству».
Слайд 18Образование
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства
Слайд 19Образование в РФ
В начале ХХI в. в России формулируется общенациональная
образовательная политика, первейшая задача которой - достижение cовpeмeннoгo качества образования,
eгo соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства
Слайд 20С. 136-137
Выявите и запишите функции образования и его черты
в современном обществе
Слайд 21Образование как система (стр. 138)
Определите на схеме уровни образования.
Слайд 23тест
1.Сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний функция которой,это-:
1)образование
2)творчество
3)наука
4) искусство
Слайд 24тест
2.Гражданин Л.-исследователь, анализирующий тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной
культуры.К какой отрасли научного знания относится его труд?
1)естествознание
2)технические науки
3)социальные науки
4)
гуманитарные науки
Слайд 25тест
3.Верны ли суждения о науке?
А.Наука отражает действительность в художественных образцах
Б.Наука-система
знаний
1)верно только А
2)верно только Б
3)Верны оба
4) оба неверны
Слайд 26тест
4 В средней школе города Н.педагоги большое внимание уделяют личности
школьника , его индивидуальным особенностям. Это свидетельствует о процессе:
1)интернационализации
2)гуманитаризации
3)гуманизации
4) демократизации
Слайд 27тест
5.К общим тенденциям в развитии образования РФ не относится:
1) непрерывность
образования
2)обязательность высшего образования
3)компьютеризация образования
4) многообразие путей получения образования
Слайд 28тест
6.Сотрудники кафедры ВУЗа, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд.
Какая доп. информация позволит определить, что речь идёт о труде
в области общественных наук :
1) использовали публикации других ученых
2)открытые закономерности носили вероятностный характер
3)в ходе работы привлекались консультанты
4) выводы отличались новизной
Слайд 29Домашнее задание
Параграф 13, повторить записи в тетради