Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №
12
Межкультурное взаимодействие в условиях глобализации европейской культуры
Магнитогорск, 2017
Слайд 2ПЛАН:
1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. НАУЧНАЯ
МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
3. ПОСТМОДЕРНИЗМ
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Слайд 31. Европейская культура второй половины XX века: общая характеристика
Общее положение
западного мира второй половины XX века определялось главным образом итогами
Второй мировой войны.
Слайд 4Хотя в этой войне было много победителей, однако единственным из
них, кто действительно выиграл от войны, были США.
Слайд 5Букингемский дворец
Значительно меньший, но все-таки выигрыш имела Англия.
Слайд 6Белый дом
Поэтому в сложившейся ситуации на ведущие позиции в мировой
истории выходит США.
Слайд 7Фактором, сдерживавшим лидерские и экспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавивший
социалистическую систему.
Слайд 8Возникшая в результате распада мира на две системы – капиталистическую
и социалистическую – «холодная война» также существенно влияла на мировое
развитие.
Слайд 9Однако последовавший в 1991 году распад СССР и исчезновение социалистической
системы еще больше укрепили современное положение США как ведущей мировой
державы.
Слайд 10Во второй половине XX века стало ясно, что международное сообщество
должно совместно решать ряд глобальных проблем (от фр. global –
всеобщий; лат. globus – шар), затрагивающих его жизненные интересы.
Слайд 11Хиросима 8 августа 1945 года
К первоочередным из них относятся:
–
предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и
упрочение мира;
Слайд 12– установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;
Слайд 13– преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;
Слайд 14– обеспечение сбалансированного роста народонаселения;
Слайд 15– защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и
от негативных последствий научно-технического прогресса;
Слайд 16– обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных
ресурсах и т.д.
Слайд 17Чтобы предотвратить глобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитии
современной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация, объединившая
ученых разных стран и получившая название Римский клуб.
Слайд 18Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества.
Слайд 19Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого
Элвина Тоффлера.
Слайд 20В ряде своих сочинений, и прежде всего в книге «Future
Shoke» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию,
ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации.
Слайд 21По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие
технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму
суть человека как социального существа.
Слайд 22В эпоху супериндустриальнои цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен
и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофированным выбором материальных и
духовных благ, который в сочетании с колоссально высоким темпом социально-экономических, политических и культурных изменений грозит сломать саму способность индивида адаптироваться к ним.
Слайд 23Разрешению этой проблемы и посвящена работа Элвина Тоффлера.
Слайд 24В послевоенный период японцем Ёнэдзи Масудой и канадцем Гербертом Маршаллом
Маклюэном разрабатывается концепция информационного общества, основой которого станут материальные ценности.
Слайд 25В своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964),
«Культура наше дело» (1970) Герберт Маршалл Маклюэн утверждал, что смена
культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами: коммуникацией, языком, печатью, компьютером, телевидением и т.д.
Слайд 26Динамично развивающаяся в конце XX в. компьютеризация всех сторон жизни
современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие
аспекты культурологической теории Маклюэна.
Слайд 27Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе
и о самом себе.
Слайд 282. Научная мысль второй половины XX века
В эволюции западного мира
во второй половины XX века происходят глубокие и важные изменения.
Слайд 29Главный их источник – научно-техническая революция, начавшаяся с середины века.
Слайд 30Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем
к технологической революции, что вызвало коренные изменения и в производстве,
и во всем обществе.
Слайд 31Генная инженерия
Огромных успехов добились учёные-генетики, сумевшие выявить материальный носитель наследственности
ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту), находящуюся в хромосомах.
Слайд 32Структура молекулы ДНК была расшифрована британскими биофизиками Ф. Криком и
М. Уилкинсом совместно с американским биохимиком Дж. Уотсоном в 1953
г.
Слайд 33Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их
друг с другом – были заложены основы генной инженерии.
Слайд 34Советский учёный Иосиф Абрамович Рапопорт открыл супермутагены – вещества, в
десятки и сотни раз повышающие частоту возникновения мутаций у самых
разных организмов.
Слайд 35Это позволило в последующие годы найти методы искусственного получения мутаций
и с их помощью создать ценные сорта растений и штаммы
микроорганизмов – продуцентов антибиотиков, аминокислот.
Слайд 36На рубеже тысячелетий биологи научились конструировать искусственные генетические системы, вмешиваться
в явления наследственности.
Слайд 37Открытия медицины
Вторая мировая война не отвлекла внимания человечества от поиска
новых лекарств. Так, в 1943 г., американский учёный Зельман Ваксман
открыл стрептомицин – средство против печально знаменитой палочки Коха (бактерий туберкулеза).
Слайд 38Именно Ваксман в 1941 г. назвал антибиотиками органические вещества –
лекарства, получаемые из организмов и способные либо уничтожать микробы, либо
препятствовать их росту.
Слайд 39На рубеже 1950-1960-х гг. появился полусинтетический пенициллин.
Слайд 40Со временем число полусинтетических антибиотиков выросло ещё больше. Эти медицинские
средства произвели настоящую революцию в лечении болезней, расправившись со страшными
инфекциями.
Слайд 41Медики активно применяют электростимулятор сердца (впервые использован в 1952 г.
врачом Цолле), научились делать искусственное шунтирование сердца и использовать химиотерапию
для уничтожения раковых клеток.
Слайд 42С помощью инженеров были созданы аппараты искусственных лёгких, почек и
сердца, новые операционные инструменты, в том числе «атомный нож» (концентрированный
пучок протонов) для лечения головного мозга и лазерные лучи для лечения отслоения сетчатки глаза, придумана компьютерная томография для обследования внутренних органов.
Слайд 43Активно развивается трансплантационная хирургия.
Слайд 44Развитие физики
Столь бурного развития физики, как в довоенный период, уже
не было. Но многие новые открытия учёные совершили и в
этой науке.
Слайд 45Они сделали попытки сравнить скорости распространения гравитационного и электромагнитного взаимодействия,
которые, согласно эйнштейновской теории относительности, совпадают.
Слайд 46В Европе был построен Большой адронный коллайдер высоких энергий, который
должен помочь проверить ряд фундаментальных физических и астрономических теорий.
Слайд 47В начале XXI в. учёные Эд Фомалон и Сергей Копейкин,
измерив скорость распространения гравитации, сумели подтвердить ряд тезисов теории относительности.
Слайд 48Одним из перспективных направлений исследований является изучение вопросов устройства вещества
на субэлементарном уровне.
Слайд 49Развитие химии
Во второй половине XX в. химики подарили человечеству новые
материалы искусственного происхождения – нейлон и кевлар.
Слайд 50В современной химии широко используются новые методы исследования – рентгеновская,
электронная и инфракрасная спектроскопия, магнетохимия и масспектрометрия.
Слайд 51Они позволяют уточнять состав исследуемых объектов, устанавливать мельчайшие детали строения
молекул, отслеживать протекание сложнейших химических процессов.
Слайд 52Со второй половины XX столетия биохимия выходит на первые роли
в естествознании.
Слайд 53Компьютеризация
В 1944-1945 гг. для военных целей американскими учёными были созданы
электронно-вычислительные машины (ЭВМ) – ЭНИАК (англ. ENIAC, сокр. от Electronic Numerical
Integrator and Computer – Электронный числовой интегратор и вычислитель) и МАНИАК(англ. Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer or Mathematical Analyzer, Numerator, Integrator, and Computer, дословно: Математический анализатор, числовой интегратор и компьютер или Математический анализатор, нумератор, интегратор и компьютер) .
Слайд 54ЭВМ (использовавшие двоичную систему счисления) стали широко применяться в гражданской
и военной сферах.
Слайд 55Возникла новая наука – кибернетика, изучающая законы получения, хранения, передачи
и переработки информации.
Слайд 56Её основателем и пропагандистом стал американский учёный Норберт Винер.
Слайд 57В 1948 г. вышла его книга «Кибернетика», которая произвела переворот
в мировой науке.
Слайд 58В 1950-1960-е гг. ЭВМ стали меньше по размерам, стоимость машин
снизилась, что позволило начать их массовое производство.
Слайд 59В 1971 г. фирма Intel выпустила первый микропроцессор для настольных
калькуляторов.
Слайд 60В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть – прообраз
будущего Интернета.
Слайд 61Уже сейчас технологии позволяют воспринимать информацию с рукописного или печатного
текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу,
осуществлять перевод с одного языка на другой, прослушивать и записывать аудиофайлы, просматривать современные фильмы.
Слайд 62Смартфоны объединили функции ПК и телефона.
Слайд 633. Постмодернизм
Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества.
Роберт
Вентури
Слайд 64Роберт Вентури
Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце
1950-х годов.
Слайд 65Роберт Вентури
К концу 1960-х годов признаки постмодернизма проявляются в других
областях культуры.
Слайд 66Термин «постмодернизм» впервые был употреблён в книге Рудольфа Панвица «Кризис
европейской культуры» (1917).
Слайд 67В работах Арнольда Тойнби 1939-1947 гг. этим термином обозначалось современная
(начиная с первой мировой войны) эпоха, в отличие от предыдущей
эпохи модерна.
Слайд 68«Танцующий дом» в Праге
Но как новое слово в культурном лексиконе
данное понятие начало появляться в 1960-1970 гг. для фиксации инновационных
тенденций в искусстве, а затем в экономико-технологической и социально-исторической сферах.
Слайд 69В философию оно вошло после выхода работы французского философа Жан-Франсуа
Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979), где постмодернистская философия
осмысливалась как особое состояние духа и направление мысли.
Слайд 70Питер Айзенман Берлин, здание международного выставочного центра (1981)
Возникновение постмодернистских
тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и
боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры.
Слайд 71Питер Айзенман Аахен, автобусная остановка на Friedrich-Wilhelm-Platz (1996)
Постмодернизм как
бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы,
общества и культуры.
Слайд 72Питер Айзенман Мемориал жертв Холокоста в Берлине
Поэтому постмодернизму свойственны:
–
поиски универсального художественного языка;
Слайд 73Рикардо Бофилл Спроектированный Бофилем жилой дом в Стокгольме (1991-1992)
–
сближение и сращивание различных художественный направлений;
Слайд 74Рикардо Бофилл Hotel W в Барселоне
– «анархизм» стилей, их
бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.
Слайд 75Майкл Грейвс Хумана-Билдинг, Луисвилл
Характерными чертами постмодернизма являются:
– ориентация постмодернистской
культуры на все слои общества (т.е. и на «массу», и
на «элиту»);
Слайд 76Майкл Грейвс Портленд-Билдинг, Портленд
– существенное влияние искусства на внехудожественные
сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информацию и т.д.);
Слайд 77Майкл Грейвс Международная финансовая корпорация, Вашингтон
– стилевой плюрализм;
Слайд 78Филип Джонсон и Джон Берджи «Ворота Европы» в Мадриде (1996)
– широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;
Слайд 79Филип Джонсон и Джон Берджи Уильямс-Тауэр, Хьюстон
– иронизирование над художественными
традициями прошлых культур;
Слайд 80
Филип Джонсон и Джон Берджи Липстик-билдинг, Манхэттен
– использование приема игры
при создании произведений искусства.
Слайд 81
Филип Джонсон и Джон Берджи Сони-билдинг (Нью-Йорк)
В постмодернистском художественном творчестве
происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование.
Слайд 82
Филип Джонсон и Джон Берджи One Detroit Center, штат Мичиган,
США
Для постмодернизма творчество не равно творению.
Слайд 83Альдо Росси Ка' ди Коцци, Верона, Италия (1997)
Если в
допостмодернистских культурах работает система «художник – произведение искусства», то в
постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства – зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника.
Слайд 84Альдо Росси Музей Боннефантенмузеум (Bonnefantenmuseum), Маастрихт, Нидерланды, (1990-1995)
Он перестает
быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте
его восприятия.
Слайд 85Альдо Росси Каза Аврора (Casa Aurora), Турин, Италия, (1987)
Постмодернистское
художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя
оно существовать не может.
Слайд 86Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от
художественного произведения» к «художественной конструкции».
Слайд 87Альдо Росси Палаццо Отель (Palazzo Hotel), Фукуока, Япония, (1986)
Постмодернизм
как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система
вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др.
Слайд 88Альдо Росси Театр Карло Феличе, Генуя, Италия
Этапы развития постмодернизма:
1.
1960-е годы
Его концептуальная новизна состоит в неприятии устоявшегося к тому
времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижении идеи их слияния.
Слайд 89Альдо Росси Кладбище Сан Катальдо (San Cataldo Cemetery), Модена, Италия
Выразителями этих тенденций стали такие теоретики, как Герберт Маршалл Маклюэн,
Сьюзен Зонтаг, Лесли Фидлер, Ихаб Хассан, Ричард Гамильтон, французские постструктуралисты, а также художники (Энди Уорнхолл, Роберт Раушенберг), архитекторы (Люсьен Кролл), писатели (Джэром Сэлинджер, Норман Кингсли Мэйлер, Джек Керуак), композиторы (Джон Кейдж).
Слайд 90Альдо Росси Квартал Щютценштрассе (Quartier Schützenstrasse) Берлин, Германия (1994-1998)
2.
1970-е годы
Особенностями этого этапа являются плюрализм и эклектизм.
Слайд 91Ключевой фигурой теоретического плана становится Умберто Эко с его концепцией
иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства и постфрейдистской психологии творчества.
Слайд 92Альдо Росси и Карло Аймонино Квартал Галларатезе II, Милан, Италия
(1974)
Г. Маркес, И. Калвино в литературе, С. Беккет в театре,
Р.В. Фасбиндер в кино, Т. Райли, Ф. Глас в музыке, Ш. Мур, Д. Диксон, Г. Голейн в архитектуре, Р. Китаж и Р. Эст в живописи создают ауру «другого искусства», чья эстетическая ценность соотносится с мастерством и воображением автора, аллегоризмом и этической направленностью.
Слайд 93Франческо Клементе
3. 1980 – 1990-е годы
Третья фаза – это период
зрелости.
Слайд 94Теоретический лидер этого периода – Жак Деррида.
Слайд 95Франческо Клементе
Вехи этого этапа – распространение постмодернизма в странах Восточной
Европы и в России, возникновение его политизированной разновидности – соцарта;
решительный поворот в сторону миноритарных культур – феминистской, экологической и т.д.
Слайд 96Франческо Клементе
В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:
Слайд 97Музей цивилизации в Канаде, Монреаль
– в русле массовой культуры противопоставляет
модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм (пристрастие к прошлому).
Слайд 98Франческо Клементе
Её участники реабилитируют идею прекрасного (Джанни Ваттимо)
Слайд 99Музей Абтайберг Мёнхенгладбах, Германия, 1972-1982
– структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный
постмодернистский характер.
Слайд 100Рикардо Бофилл Комплекс La Fabrica
Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому
под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик Умберто Эко).
Слайд 101Сандро Чиа
Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: Сандро Чиа, Франческо Клементе, Энцо Кукки,
Мэтью Палладино.
К нему также примыкают художники: Ж. Гаруст – во Франции,
Альюрехт Пенк – в Германии.
Слайд 105Альбрехт Пенк Германия после выборов, 1990
Слайд 107Рикардо Бофилл Жилой дом «Замок Кафки» в Аликанте
Постмодернизм в архитектуре представляют
Рикардо Бофилл, Роберт Вентури, Леон Крие, Альдо Росси, Терри Фаррелл и др.
Слайд 108Vauxhall Cross, Лондон
Созданный архитектором Терри Фарреллом Воксхолл-Кросс (Vauxhall Cross) на
южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в
архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы (МИ 6 – Military Intelligence, MI6 ), он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.
Слайд 109Пьяцца д’Италия в США
Архитектура постмодерна представлена такими сооружениями, как Пьяцца
д`Италия в США, «Горбатый дом» в Сопоте, «Здание-робот» в Бангкоке,
«Дом-куб» в Роттердаме.
Слайд 113Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры Питер Джон Гриуэй – в
Англии, Жан-Жак Бейнекс – во Франции.
Слайд 114К постмодернизму в музыке относятся английский композитор Майкл Лоуренс Наймен, польский
композитор Генрик Горецки.
Слайд 115Ричард Гамильтон
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
4.1. ПОП-АРТ
Поп-арт (англ. pop art,
от popular art – популярное искусство) – это направление в
искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов, провозгласившее идею, согласно которой «все есть искусство».
Слайд 116Неомодернизм Ричарда Мейера Новая гармония, Индиана, США
Слайд 117Энди Уорхол Ленин
Отличительная черта поп-арта – сочетание вызова с безразличием.
Слайд 118Энди Уорхол Мик Джаггер
Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково
красиво или одинаково безобразно.
Слайд 119Энди Уорхол Мао
Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же
бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете.
Слайд 120Энди Уорхол Одри Хепберн
Не случайно именно реклама оказала огромное влияние
на поп-арт.
Слайд 121Ричард Гамильтон
Интерьер II
Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на
кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и
известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха.
Слайд 122Энди Уорхол Мэрилин Монро
Точно так же поступает и поп-арт.
Мотивы
массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному.
Слайд 123Ричард Гамильтон
В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты,
как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Роберт Раушенберг,
Энди Уорхол, Ричард Гамильтон).
Слайд 124Роберт Раушенберг Одалиска
Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных
щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна
(Р. Лихтенстейн).
Слайд 125
Клас Олденбург «Печать» в Кливленде
Скульптура может сочетаться с муляжами.
Например, художник Клас Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов
огромных размеров из необычных материалов.
Слайд 126«Клас Олденбург Игла» перед вокзалом в Милане
Между скульптурой и
живописью часто нет границы.
Слайд 127Роберт Раушенберг Кровать
Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три
измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение.
Слайд 128
Клас Олденбург Перевёрнутый воротничок и галстук во Франкфурте-на-Майне
В силу
таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается
совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.
Слайд 129Роберт Раушенберг Ребус
Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а
его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения
чего-либо (Марсель Дюшан).
Слайд 131Ричард Гамильтон
Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства
и включения в него нехудожественной деятельности, «выхода» искусства в область
массовой культуры.
Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства.
Слайд 1354.2. ОП-АРТ
Англ. ор art, сокращ. от optical art –
оптическое искусство, направление, получившее широкое распространение в 1960-х годах.
Слайд 136Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия
плоских и пространственных фигур.
Слайд 137Мак Хайнц
Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических
повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых
конфигураций, извивающихся линий.
Слайд 138В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции.
Слайд 139Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы
возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую
линию модернизма.
Слайд 1404.3. КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Кинетическое искусство (от гр. kinetikos – приводящий в
движение) – направление в современном искусстве, связанное с широким применением
движущихся конструкций и других элементов динамики.
Слайд 141Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов,
однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме
(Владимир Евграфович Татлин, Константин Степанович Мельников, Александр Михайлович Родченко), дадаизме.
Слайд 142Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и
игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки,
имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.
Слайд 143В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются
самим зрителем, другие – колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся
в движение мотором или электромагнитными силами.
Слайд 144Бесконечно разнообразие используемых материалов – от традиционных до сверхсовременных технических
средств, вплоть до компьютеров и лазеров.
Слайд 145Часто в кинетических композициях применяют зеркала.
Слайд 146Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением – здесь
кинетизм смыкается с оп-артом.
Слайд 147Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в
оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.
Слайд 148Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может
дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Слайд 149Анри Руссо Нападение ягуара на лошадь
4.4. ПРИМИТИВИЗМ
В русском языке
название этого художественного направления носит слегка отрицательный характер, поэтому более
уместно использовать термин «наивное искусство».
Слайд 150Нико Пиросмани Косуля у ручья
Как понятно из названия, это направление
отличается чистотой восприятия и упрощенностью изображения, что в большинстве случаев
объясняется тем, что многие художники-примитивисты не имели соответствующего образования.
Слайд 151Бабушка Мозес Старый пестрый дом
Анри Руссо, Нико Пиросмани, Иван Генералич,
Анна Мэри Мозес (Бабушка Мозес), Никифор Крыницкий – выдающиеся художники-примитивисты
XX века.
Слайд 1524.5. ГРАФФИТИ
От итальянского graffiare – «царапать» – нацарапанные на любой
поверхности символы.
Слайд 154Витиеватые надписи и изображения на зданиях, транспорте, сделанные с помощью
аэрозольных баллончиков с краской, отсюда и второе название граффити –
spray-art.
Слайд 155Граффити как художественное направление появилось в 1970-е в Нью-Йорке, когда
безработные художники, преимущественно пуэрториканцы, выражали себя, а заодно и протест
против своего незавидного положения.
Слайд 156Сейчас образцы «пульверизаторного искусства» можно увидеть не только на зданиях
и других городских постройках, но и в галереях современного искусства.
Слайд 157Бэнкси
Это Жан-Мишель Баския, Стэш, Шепард Фэйри, Кит Харинг и, конечно,
Бэнкси.
Слайд 158Мэтью Корнелл
4.6. ГИПЕРРЕАЛИЗМ
Направление в живописи и скульптуре, возникшее в
США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 1970-х годов.
Слайд 159Мэтью Корнелл
Другое название гиперреализма – фотореализм.
Слайд 160Мэтью Корнелл
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте.
Слайд 161Мэтью Корнелл
Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов,
станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах.
Слайд 162
Джейсон де Грааф
При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие
свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др.
Слайд 163Джейсон де Грааф
Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения
пространств.
Слайд 164Джейсон де Грааф
Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно,
а сверхпохоже, сверхреально.
Слайд 165
Мэттью Доуст
Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и
увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку).
Слайд 166Игаль Озери
Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить
в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в
натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей.
Слайд 167Луиджи Бенедиченти
Это вызывало много путаницы и шокировало людей.
Слайд 168Омар Ортис
Представители гиперреализма: Диего Фацио, Хосе Вергара, Педро Кампос, Самуэль
Сильва, Джереми Геддес, Хуан Франсиско Касса и др.
Слайд 1694.7. РЕДИ-МЕЙД
Реди-мейд ( от англ. ready made – готовый) –
один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том,
что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.
Слайд 170Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и
восприятие объекта.
Слайд 171Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь,
а художественный объект, выразительность формы и цвета.
Слайд 172Название реди-мейд впервые в 1913 – 1917 годы применил Марсель
Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу,
сушилке для бутылок).
Слайд 173В 1960-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях
авангардистского искусства, особенно в дадаизме.
Слайд 1744.8. ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция,
созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий
и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.
Слайд 175Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан и сюрреалисты.
Слайд 176Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический
смысл.
Слайд 177Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в
зависимости от того, где находится предмет – в привычном бытовом
окружении или в выставочном зале.
Слайд 178Инсталляцию создавали многие художники авангарда Роберт Раушенберг, Джим Дайн, Гюнтер
Юккер, Илья Иосифович Кабаков.
Слайд 179Инсталляция – форма искусства, широко распространенная в XX в.
Слайд 1804.9. ЭНВАЙРОНМЕНТ
Энвайронмент (от англ. environment – окружение, среда) – обширная
пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм,
характерная для авангардистского искусства 1960-1970-х годов.
Слайд 181Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры
Джордж Сегал, Эдвард Кинхольц, Клас Ольденбург, Дуэйн Хэнсон.
Слайд 182Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики.
Слайд 183Клас Ольденбург
Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные
действия зрителей.
Слайд 1844.10. ХЭППЕНИНГ
Хэппенинг (от англ. happening – случающееся, происходящее) – разновидность
акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 1960-1970-х годов.
Слайд 185Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы
действия обязательно вовлекают в него и зрителей.
Слайд 186Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра.
Слайд 187В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде
или на природе занимаются художники.
Слайд 188Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором
окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники
акции.
Слайд 189Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами.
Слайд 190Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако,
большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям.
Слайд 191Хэппенинг может включать элементы юмора и фольклора.
Слайд 192В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с
течением самой жизни.
Слайд 1934.11. СУПЕРПЛОСКОСТЬ
Superflat – термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками
(Takashi Murakami).
Слайд 194Термин Superflat создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык,
активно применяемый поколением молодых японских художников, таких как Такаси Мураками:
«Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том, как они отличаются от западного искусства.
Слайд 195Для Японии важно ощущение плоскости.
Слайд 196Наша культура не обладает 3D-формами.
2D-формы, утвержденные в исторической японской
живописи, сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и
графического дизайна».
Слайд 197Пол Стоун
4.12. МИНИМАЛИЗМ
Простые геометрические формы, лаконичность, единообразие и
монохромность – главные черты минимализма.
Слайд 198Хосе Эстебан Бассо
Как замечают сами художники, работы минималистов идеально
вписываются в современный интерьер.
Слайд 199Направление берет свое начало в 1960-х, когда американский художник Фрэнк
Стелла создал серию «Черных картин», на которых были изображены черные
линии.
Слайд 200Мэл Бочнер
Мэл Бочнер, Роберт Риман, Сол Левитт, Дэн Флавин помогли
минимализму стать самостоятельным направлением в искусстве.
Слайд 2014.13. ПЕРФОРМАНС
Перформанс (performance – англ.: исполнение) – публичное создание артефакта
по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных
навыков и не претендующее на долговечность.
Слайд 202Эпатаж, провокационность – органические свойства перформанса.
Слайд 203Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого
акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за
перформансом закрепилась характеристика «акт ради искусства»).
Слайд 204Художественная сверхзадача перформанса – утверждение идентичности творца.
Слайд 205Перформанс как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в
1970-е гг.
Слайд 206К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую
роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл», 1913, концепция «театра
неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай.
Слайд 207Если в США перформанс достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому
искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и
Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало.
Слайд 208«Живая скульптура» Гилберта и Джорджа
Свидетельства тому – «концептуальное шаманство» И.
Бейса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа.
Слайд 209Перформанс – искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия.
Слайд 210И если культура постмодернизма – своеобразный «театр памяти», то перформанс
входит в ее состав как символ забвения.