Разделы презентаций


Не стоит село без праведника… ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ

Содержание

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…Д.И.Фонвизин…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Не стоит село без праведника…
ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ РАССКАЗ

А.И.Солженицына
«Матрёнин двор»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

В 9 КЛАССЕ

Не стоит село без праведника…ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ РАССКАЗА.И.Солженицына«Матрёнин двор»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Слайд 2Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…
Д.И.Фонвизин
…линия,

разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между

классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и черезо все человеческие сердца…

А.Солженицын

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…Д.И.Фонвизин…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между

Слайд 3Тема рассказа
В центре произведения - жизнь патриархального села, где отражается,

как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию.

Тема рассказаВ центре произведения - жизнь патриархального села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию.

Слайд 5История создания
«Матрёнин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый

мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына.
«Основополагающей вещью» всей русской «деревенской» литературы

назвал это произведение литературовед Андрей Синявский.
Авторское название рассказа — «Не стоит село без праведника». Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:
«Название не должно быть таким назидательным», — аргументировал Твардовский. «Да, не везёт мне у вас с названиями», — отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын.
История создания«Матрёнин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына.«Основополагающей вещью» всей

Слайд 6Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)

Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)

Слайд 7Автобиографический характер рассказа
Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен.

Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль.

Истинное название деревни — Мильцево, Курловского района, Владимирской области.

Как вы думаете,
исключает ли
автобиографичность рассказа
восприятие образа
главной героини
как типического характера?

Автобиографический характер рассказаИзвестно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её

Слайд 8Судьба главной героини
Изба Матрёны Васильевны Захаровой
в деревне Мильцево Владимирской

области

Судьба главной героиниИзба Матрёны Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области

Слайд 9Идея и проблематика рассказа
подчинены одной цели - раскрыть красоту души

Матрёны
Идея:
на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери

и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей

Проблематика:

Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы.
Взаимоотношения власти и человека-труженика.
Карающая сила любви.
Особая святость помыслов героини .

Идея и проблематика рассказаподчинены одной цели - раскрыть красоту души Матрёны Идея:на примере судьбы деревенской женщины показать,

Слайд 10Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного

мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные

потери и страдание только ярче проявляют меру человеческого в каждом. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.


Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины

Слайд 11Композиция рассказа
А.И.Солженицын разделил свой рассказ на три части.
Русская деревня начала

50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы.
Жизнь и судьба

героини рассказа.
Уроки нравственности.

Как бы вы озаглавили
композиционные части рассказа?

Композиция рассказаА.И.Солженицын разделил свой рассказ на три части.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи,

Слайд 12Судьба главной героини
В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны

Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе.
Одинокая, потерявшая на

фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила.
Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив

на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду.
“Лоб её недолго оставался омрачённым...”: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.

Судьба главной героиниВ центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе.

Слайд 13Не стоит село без праведника…
Прав ли Солженицын, называя отнюдь не

идеальную Матрёну праведницей?
ПРАВЕДНИК -
человек с чистой совестью и душой

(В.И.Даль«Толковый словарь живого великорусского языка»);
праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»);
тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности («Академический словарь русского языка»)
Не стоит село без праведника…Прав ли Солженицын, называя отнюдь не идеальную Матрёну праведницей?ПРАВЕДНИК - человек с чистой

Слайд 14Репродукция картины В.Е.Попкова «Старость», 1969 г.
В чём праведность Матрёны?

Репродукция картины В.Е.Попкова «Старость», 1969 г.В чём праведность Матрёны?

Слайд 15Матрена
Главная героиня рассказа — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая

обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на

войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила племянницу Киру.
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать другим в радости и в горе. Она бескорыстна: помогая соседям копать картошку, искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песчаном неудобренном огороде его никогда не бывает.
Все богатство Матрены — грязно-белая коза, хроменькая кошка да фикусы в кадках.

Матрена 	Главная героиня рассказа — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой.

Слайд 16Матрена — средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает

«образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене

ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие.
Четверть века проработала она в колхозе, но потому что не на заводе, не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно только за мужа, то есть по потере кормильца (муж не вернулся с войны). Жить приходится чрезвычайно трудно. Она добывает траву для козы, торф для тепла, собирает старые, вывороченные трактором пеньки, собирает в лесу бруснику, сажает картошку.
Матрена — средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор

Слайд 17Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер.

Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается

в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красою Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

182

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской

Слайд 18Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей.
В первой части

речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию

со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.


Сюжет и композицияРассказ состоит их трех частей. 	В первой части речь идет о том, как судьба забросила

Слайд 19Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о

страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал

без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти матери один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.
В третьей части дается описание похорон и поминок. Они показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.

Сюжет и композиция

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее

Слайд 20Не стоит село без праведника…
Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как

честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей.
Автор

отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она “всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.
Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть.
После смерти Матрёны многие её укоряли: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно”, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”.
Не стоит село без праведника…Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать

Слайд 21Нравственный идеал писателя
Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя.
По А.И.Солженицыну,

«смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии

души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить
«вечные» вопросы и искать на них ответ.
Нравственный идеал писателяПраведница Матрёна - нравственный идеал писателя. По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика