Слайд 2Становление и развитие
неклассической западной философии
было связано с
неприятием фундаментальных принципов классического философствования
и
попытками радикального их переосмысления.
неклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму,
интенсифицирует интерес
к человеку-в-мире,
обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности,
характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля философии
Слайд 3 стратегии неклассического философствования
1) социально- критическая: сосредоточивает свои усилия на
преодолении созерцательности классической философии;
2) аналитическая:
актуальной становится критика
субстанциализма философской классики.
3) экзистенциально-феноменологическая: отвергает объективизм предшествующей философской традиции.
Слайд 4Специфика:
Разнообразие философских школ знаменует собой плюрализм
философской мысли.
различные течения объединяет
рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.
Философское познание выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие
Слайд 5Аналитическая стратегия философского знания:
Позитивизм оформился в 30-х годах 19
века
Позитивизм – это философское направление, радикально отвергавшее
принципы метафизического и спекулятивного философствования.
Основан на принципе, что все подлинное, «положительнее» (позитивное) знание может быть получено лишь
как результат синтеза
отдельных специальных наук.
Философия с т. зр. позитивизма, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Слайд 6 Классический позитивизм
Представители: О. Конт, Дж. Миль, Г. Спенсер, П.Л.
Лавров, Н.К. Михайловский.
Огюст Конт (1798-1857) –поставил задачу вылечить философию
от болезни абстрактных размышлений.
Своей особой заслугой в философии Конт считал открытие закона трех стадий духовного развития человека:
человечество проходит 3 стадии эволюции: теологическую,
философскую
научную (позитивную).
Слайд 7О.Конт:
Признаком наступления третьей (позитивной) стадии является преобладание в сознании общества
закона постоянного подчинения воображения наблюдению.
Научным признается то, что доступно
наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов.
Конт вводит в оборот понятие социологии как учения об обществе.
Строит иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.
Слайд 8Второй этап позитивизма – эмпириокритицизм (махизм)
( критика опыта)
носит ярко выраженный субъективно-идеалистический характер.
Э. Мах, Р. Авенариус настаивали
на исключении из науки понятий субстанция, причинность, материальное, идеальное и др., т.е. решали задачу демаркации науки:
Необходимо оставить только точные научные данные, очищенные от субъективности познающего субъекта, его переживаний, особенностей мозга, особенностей восприятия объекта.
Гл. принципом становится экономия мышления, а не принцип истинности науки.
Слайд 9Неопозитивизм
(логический позитивизм)
М.Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн
является современным,
третьим этапом эволюции позитивизма - получают свое дальнейшее развитие тенденции
махизма ( 20-е г.г. ХХ в.)
сформировался в результате применения математической логики к философскому исследованию.
Уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.
Слайд 10Неопозитивизм (логический позитивизм).
научность знания тождественная логичности.
Логичным является все
то, что соответствует правилам логики высказываний.
Позитивист должен использовать новый
метод мышления, а гл. задачей является
анализ языка,
т.е. прояснение, уточнение смысла и значение его выражений.
предлагают использовать
принцип верификации:
( лат.– «веритас» (истина) и «фацис» (делаю) и буквально означает «делаю истинным»)
Слайд 11Постпозитивизм
вырос на базе изучения естественных наук.
До конца
не ясно применим ли он для общественных и гуманитарных наук.
Постпозитивисты
предложили новые модели науки как знания, деятельности и социального института,
Представители: К. Поппер. Т. Кун, И. Лакатос,
П. Фейерабенд и др.
Слайд 12анализ науки в постпозитивизме
Т.Кун выступил с «концепцией революций в науке»,
Рассматривал вопросы о механизмах динамики и роста науки,
об отличии
науки от псевдонауки.
В развитии науки выделяет 2 фазы: эволюционную и революционную.
Способ развития нормальной науки – кумуляция, т.е. увеличение в науке знаний о мире.
Процесс перехода от одной парадигмы к другой Кун назвал научной революцией, т.е. процессом изменения видения мира.
Слайд 13Анализ проблемы роста знания в постпозитивизме
И.
Лакатос выдвинул «концепцию научно-исследовательских программ»,
в рамках которых осуществляется динамика научного знания.
П. Фейерабенд, называвший себя «гносеологическим анархистом», в парадоксальной форме проанализировал критерии научной рациональности и механизмы развития научного знания.
Слайд 14Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования
Отличительной чертой экзистенциально-феноменологической стратегии явилась
критика объективизма предшествующей, особенно новоевропейской
философии.
Основным предметом стал
человек-в-мире,
а задачей философии - содействие человеку в обретении им аутентичного (без внешнего влияния) личностного бытия.
Слайд 15Феноменология
в широком смысле слова - учение о феноменах (явлениях). Получила
развитие в сочинениях Канта и Гегеля.
Феноменология в узком смысле
слова – направление в философии ХХ века.
Это субъективно-идеалистическое направление.
Родоначальник современной феноменологии – немецкий философ Э. Гуссерль.
Для Э. Гуссерля основным предметом анализа было познавательное отношение человека к миру
Слайд 16Основные идеи феноменологии:
каждый человек обладает сознанием;
сознание всегда направлено
на объект (интенционально);
все, что мы познаем, - это не
факты действительности, а явления (феномены) нашего сознания;
Гл. задача феноменологии –
изучение деятельности самого сознания.
Для этого необходимо:
1) воздерживаться от суждений о внешнем мире (феноменологическая редукция);
2) очистить сознание от всего, что связано с физической, биологической и психической природой человека
(трансцендентальная редукция).
Слайд 17Феноменология
изучает чистые неизменные структуры сознания, чистые смыслы (эйдосы).
Сознание –
это поток эйдосов. Он не зависит от конкретных психических актов,
от субъекта познания и его деятельности.
Феноменология поставила очень важные проблемы:
формирование смыслов,
коммуникация,
понимание.
Слайд 18Экзистенциализм
(философия существования)
Опирается на идеи философии жизни (Шопенгауэр, Ницше),
субъективный идеализм Кьеркегора
и феноменологию Гуссерля.
исходила из того, что
познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем.
Слайд 19Основные этапы развития экзистенциализма:
Слайд 20Экзистенциализм подразделяют на:
религиозный
атеистический
условно атеистический
Н.Бердяев,
Л.Шестов,
Г. Марсель
Ж.П.Сартр
А. Камю,
М. Хайдеггер
Слайд 21Экзистенциализм:
Центр. место занимает проблема экзистенции (человеческого существования)
Бытие
человека нельзя постичь с помощью рациональной философии или естественных наук
- только интуитивно.
Человеческое существование – это поток переживаний, в который вовлечен и сам исследователь. Он не просто изучает человеческое существование (экзистенцию),
но и сам живет в нем.
Для описания человеческой жизни используются понятия «страх», «вина», «надежда», «отчаяние» и др.
Слайд 22Экзистенциализм:
За повседневными переживаниями человека скрывается трансцендентная сущность
(Бог у Бердяева
и Ясперса, Ничто – у Сартра).
Важной характеристикой человеческого бытия
является интенциональность – направленность на что-то вне его самого.
Поэтому для экзистенции (человеческого существования) характерна также открытость, незамкнутость.
Экзистенция – это незавершенное бытие. Человек смертен, поэтому экзистенции присуща еще и конечность.
Слайд 23Экзистенциализм:
Противоречие между конечностью и открытостью экзистенции составляет трагедию человеческой жизни.
С т. зр. экзистенциализма сущность жизни раскрывается при осознании смерти.
Существование человека –
это «бытие-к-смерти».
Слайд 24Экзистенция –
это созидание человеком себя.
Условием и способом реализации
индивида является свобода.
Быть свободным – значит быть самим собой.
Свобода в экзистенциализме представляет два обязательных условия:
1) свободу воли (возможность выбора цели)
2) свободу действия (возможность достичь цели).
Человек всегда вынужден выбирать и принимать ответственность за свой выбор.
Поэтому свобода – это тяжелое бремя, но отказаться от него невозможно.
Слайд 25 Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв.
Философская герменевтика:
(от
греч. «разъясняю», «истолковываю» )
Гл. проблема – проблема понимания. Герменевтика
возникла еще в античном мире. Ее развитие привело к возникновению в ХХ веке общей герменевтики (особой гуманитарной науки), а затем и философской герменевтики. Ее основатели – немецкие философы Фридрих Шлейермахер и Вильгельм Дильтей.
Слайд 26Ф.Шлейермахер / В.Дильтей
герменевтика –
это учение
«об искусстве понимания» письменных документов.
Основой понимания является личный
психологический опыт.
Г. – это фундамент всего гуманитарного знания.
Любой текст, событие или явление можно понять путем личного сопереживания («вчувствования»).
Однако личный опыт определяется тем, в каких социальных и культурных условиях сформировался человек.
Понимание – это «вживание» в текст или событие, к-рые являются элементами общей духовной культуры.
Слайд 27герменевтика
Текст – не только рукописные произведения, но и любые произведения
искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию.
Процесс понимания
– это движение по герменевтическому кругу:
С одной стороны, текст рассматриваю по отношению к эпохе, литературному жанру и пр.
С другой стороны, текст является духовной жизнью автора. Но сама его духовная жизнь – часть исторической эпохи.
Понимание текста с этих двух сторон и есть герменевтический круг.
Слайд 28Г. Гадамер
разрабатывал философское применение герменевтики.
Для него понимание –
это форма, в которой мир дан человеку. Она лежит в
основе нашего отношения к миру.
Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читателя.
Однако это не означает, что интерпретатор изменяет текст.
Истолкование – это понимание того предметного содержания, которое несёт в себе текст. Оно не зависит ни от наших намерений, ни от желаний автора.
Слайд 294. Структурализм и постструктурализм
Cтруктурализм – особый метод анализа в
гуманитарных науках.
основан на изучении структуры объекта:
1) выявление в
объекте элементов и подсистем;
2) выявление отношений между элементами (подсистемами) и всей системой в целом.
Развитие структурализма связано с развитием системного подхода и общей теорией систем.
Слайд 30В структурализме любой объект
это особый язык или текст, «написанный»
на этом языке →
– определенная система, которая
обладает внутренней структурой.
Структура включает в себя элементы, подсистемы разных уровней и определенные отношения между элементами и подсистемами.
К этому языку или тексту применяются методы, разработанные в лингвистике.
Слайд 32Особое внимание уделяется в постструктурализме
проблеме интертекстуальности – взаимодействия текстов
в сознании субъекта.
При восприятии произведения в сознании человека возникает
«перекличка» между различными идеями, авторами и культурами. Единство текста разрушается – происходит его деконструкция (франц. философ Ж. Деррида считал её важнейшим философским методом)
С т. зр. постструктурализма текст не вызывает интереса сам по себе.
Текст – это повод для собственных размышлений субъекта. Цель изучения текста – выявление тех ассоциаций, которые он вызывает.
Слайд 33 Постмодернизм.
от лат. “post” (после) и “modernus” (современный)
= «постмодерн».
В настоящее время постмодернизм
– это
направление в философии ХХ в. Постмодерн – это особая эпоха в развитии современной культуры.
Впервые этот термин применил
Ж.Ф. Лиотар в статье «Состояние постмодерна».
Слайд 34Постмодернизм
критикует классическую европейскую философию и культуру.
Гл. задача постмодернизма
– освобождение человека от диктата разума, традиций и культуры.
Свою гл. цель видят в свободе от чего бы то ни было. Отсюда – отрицание любых норм и традиций, отказ от любых авторитетов.
Свой идеал видят не в обязательной работе, а в свободной деятельности – игре.
Философия тоже превращается в игру. Она лишается высокого или глубинного смысла.
Слайд 35Философия тоже превращается в игру…
Все прежние философы пытались обнаружить
суть бытия, которая скрывается за поверхностью.
Ж. Делёз отрицает
существование чего-либо, что скрывается за этой поверхностью:
Философ уподобляется «блохе», которая скачет по поверхности, а философия становится «развлечением». Серьезная же философия (от Сократа до Гегеля) рассматривается как «извращение».
Р. Рорти высказывает точку зрения постмодернизма на истину:
Истина – это не характеристика реальности, а свойство текста. Языковые тексты никак не связаны с миром: действительность не говорит, говорят только люди. Поэтому любая истина относительна, может быть подвергнута сомнению и деконструкции.
Слайд 36Деконструкция
Сост. в поиске противоречий и скрытых смыслов в тексте,
несказанного – в сказанном.
Возможно бесконечное количество интерпретаций одного и
того же текста, причем все они – одинаково неправильные.
В результате деконструкции исчезает целостность текста («смерть автора»), однако и сам субъект тоже распадается.
Слайд 37Одна из самых интересных проблем в постмодернизме – это «бунт
против языка».
Любой язык предлагает собственную классификацию объектов и обусловливает
наше восприятие мира.
Для спасения от диктатуры языка необходимо ввести «языковую анархию» - использовать разнообразные языки.
С таким пониманием языка связано смешение стилей и жанров, нарушение последовательности в постмодернистских произведениях.
Философия превращается в литературу, выполняющую функцию интеллектуального развлечения.
Слайд 38Постмодернистская философия
выразила общую культурную ситуацию конца ХХ века:
плюрализм
всех форм экономической, социальной, политической и духовной жизни,
а также
специфические черты современной массовой культуры (анализ культуры массового общества - Ж. Бодрийяр и др.).
Слайд 39Постмодернизм о культуре:
Общее состояние культуры оценивается как состояние «после оргии»,
когда исчерпаны все возможности развития, всё сказано и пережито.
С
этой т. зр. дальнейшее развитие западной культуры невозможно.
В ней функционируют не сами вещи и даже не их копии, а копии копий («симулякры»).
Сама же культура подобна лабиринту или сетке («ризоме»), в которой нет центра,
а все «дорожки» (направления) равноправны.