Слайд 1Немецкая классическая философия
Слайд 3Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724-1804)
Два периода творчества: научный(докритический), и философский(создание
3-х «Критик…»
«Коперниканский переворот»Канта : Субъект – центр конструирования объекта
«Кантовские
вопросы»
Слайд 4Онтология
Объект существует как :
Слайд 7Этика Канта
Человек – принадлежит двум мирам: необходимости как часть природы
и миру свободы.
Антиномии разума - обоснованные, противоположные установки о: целостности/дискретности
субстанции; конечности/бесконечности мира; свободе/необходимости; существует/не существует Бог как причина
Разум – обладает способностью к целеполаганию, вырабатывает ценности, которые теоретически недоказуемы и базируются на вере
Категорический императив – априорный закон нравственности
«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла одновременно служить общим законодательством»
Слайд 8Философия Фихте и Шеллинга
Фихте –последователь Канта. Усиливает субъективизм. Создает философию
субъекта. Центральное понятие «Я» – деятельное, творческое начало –единственная реальность,
которой противостоит «не-Я». S(Я) – О(не-Я). «Я» в деятельности, а не просто через познание, преодолевает «не-Я» и делает себя свободным.
Шеллинг развивает идеи Фихте, но реабилитирует природу, утраченную в фихтеанском «не-Я». Вводит понятие Абсолюта – диалектическое единство S и О. Система трансцендентального идеализма. Имя Абсолюту – разум природы. Человеческий разум - ступень самосознания Абсолюта. Человек - связующее звено между естественным и божественным, между природой и духом.
Слайд 9Философия Г. Гегеля (1770-1831)
Создает систему объективного идеализма, в основе которой
- учение об Абсолюте, существующем в логической форме Абсолютной Идеи.
(А.И.) Все явления мира -феномены Мирового Духа, за которыми лежит Абсолютная Идея (Программное произведение Гегеля «Феноменология духа»)
В качестве метода использует диалектику.
Диалектика –логика развития (в реальном мире это история). Единство логического и исторического. Развертывание А. И. – восхождение от абстрактного(логического) к конкретному (явленному для сознания ), осознаваемому. Все формы духа – способы самосознания идеи. «В начале светится результат».
Слайд 10 Диалектика
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях становления,
развития бытия и познания. Основанный на этом учении метод творческого
познающего мышления.
Диалектические пары категорий: случайность/необходимость;
Единство/множественность; возможность/действительность; сущность/явление(содержание\форма); я/другой;тождественное/иное
Законы диалектики
1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития (Логика)
Тезис- Антитезис
Синтез
2. Закон перехода количественных изменений в качественные указывает на механизм развития (Природа)
3. Закон отрицания отрицания указывает на направление развития (История имеет прогрессивную направленность и развивается по спирали). Каждая последующая ступень исторического движения – отрицание предыдущей, но с удержанием положительного содержания.
Слайд 13Критика Гегеля. Начало неклассической философии
Л. Фейрбах(1804-1872) Создает систему антропологического материализма.
Критикует
Гегеля за идеализм. Абсолютной идеи нет, это обожествленное человеческое мышление.
Есть реальный мир человека, реальная природа. Нужно искать совершенство в человеке, а не в Боге. Человек –биологическое существо, а не воплощение духа. Чувственная любовь –главный принцип отношений между людьми.
С. Киркегор (1813-1855) Критикует Гегеля за потерю индивида. «Ворона и сыр, выпавший изо рта в момент красноречия».Действительность не может быть отождествлена с мышлением, т.к. она немыслима. «Быть – это существовать», т.е. чувствовать, переживать, страдать, испытывать отчаяние, страх, стремиться к ч-л. Отдельный человек важнее рода. В животном мире господствует род, особь подчинена необходимости. Человек выбирает свое бытие – он возможность.
А. Шопенгауэр (1788-1860) Отвергал Гегеля за идеализм, Фейербаха за материализм.
Родоначальник иррационализма. Соединил идеи Канта и буддизм.
Начало мира – иррациональная Мировая Воля - темный, глухой порыв, лежащий за явлениями природы, инстинктами животных, поступками людей, историческими событиями. Прогресса нет, народ – фабричный товар природы. Преодолеть Волю можно этически и эстетичеки через музыку и сострадание.