Слайд 1Немецкая классическая философия
XVIII – XIX вв.
Слайд 3Трансцендентальный идеализм
Иммануи́л Кант
( 1724 - 1804 гг.)
родоначальник немецкой классической
философии
Слайд 4И.Кант совершил переворот в гносеологии и этике
Слайд 5Памятник И.Канту в Калининграде (Кенигсберге)
Слайд 6И.Кант читает лекцию перед русскими офицерами
Слайд 7Трансцендентальный – это…
От лат. Trascendere –переступать –
Термин, обозначающий такие аспекты
бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного мира.
Слайд 8Трансцендентальный идеализм -
это особый вид немецкого идеализма, представленный И.Кантом,
который рассматривал аспекты бытия, выходящие за сферу ограниченного существования конечного
мира.
Слайд 9Или «Критический идеализм»:
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»
Слайд 10«ВЕЩЬ В СЕБЕ»
- это существующая независимо от нашего
сознания, непознаваемая по своей сущности вещь.
Пример:
БОГ ЕСТЬ «ВЕЩЬ В
СЕБЕ»
Слайд 11В «Критике практического разума»:
«Только разумное существо имеет волю, или способность
поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как
для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть ни что иное, как практический разум».
Слайд 12«Категорический императив»
понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики
и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней
среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785).
Слайд 13«Категорический императив»:
от лат. imperativus — повелительный
Поступай так,
чтобы Максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего
законодательства.
Слайд 14Значение философии Канта:
Сделал предметом философского анализа не эмпирический субъект, а
трансцендентальный, т.е. познавательную природу человека как таковую;
Выделил новую онтологическую
реальность;
Далее в НКФ в качестве причины развития субъекта выдвигается идеалистическое начало, а не материальная действительность.
Слайд 15Субъективный идеализм
Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте (1762 - 1814)
Слайд 16Субъективный идеализм - это
Философская концепция в рамках немецкой классической философии,
согласно которой объективный мир нельзя рассматривать как существующий независимо от
познавательной деятельности субъекта.
Слайд 17Объективный идеализм
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг
( 1775 - 1854гг.)
Слайд 18Объективный идеализм - это
одно из философских направлений в рамках
немецкой классической философии, развиваемое Ф.Шеллингом, согласно которому первоосновой всего сущего
является НЕ личное человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание.
Слайд 19«Философия Откровения» - последний период
Философия Шеллинга оказала значительное воздействие на
философскую мысль Европы XIX-XX веков, (особенно на Гегеля и также
на русскую философию ).
Слайд 21Абсолютный идеализм - это
вид объективного идеализма ( в
рамках немецкой классической философии ), развиваемого Гегелем, согласно которому в
основе всех явлений природы и общества лежит абсолют ( «абсолютная идея», «мировой разум», мировой дух») – духовное и разумное начало, основа и сущность всего мира.
Слайд 22«Абсолютный дух»
противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы условий
и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духа»
(в терминах религии — «бога», в терминах Платона — «идеи», а в терминах неоплатоников — «единого»).
Слайд 23«Феноменология духа»
Гегель считал, что в движении своей мысли человек может
подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения,
т. е. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения «диалектикой».
Слайд 24Разработал понятийный аппарат ДИАЛЕКТИКИ
В центре диалектики Гегеля – учение о
саморазвитии:
- Явления, имеющие сложную природу, заключают в себе
противоречие;
- Противоречие является источником развития!
Слайд 25Диалектика - это
теория и метод познания явлений действительности в их
развитии и самодвижении.
Ф.Энгельс назвал диалектику наукой о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления.
Слайд 263 закона диалектики
Единство и борьба противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание
отрицания
Слайд 27Диалектическая триада:
ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС – СИНТЕЗ
Пример:
«Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, —
он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота».
Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком.
Слайд 28«Философия – это система,
объемлющая все
бытие».
«Философия выше религии».
Гегель
Слайд 29Значение НКФ:
Идеи развития понимались идеалистически, но сама постановка проблем и
их разработка подготовила теоретическую основу для материалистического направления в Западноевропейской
философии.
Слайд 30Антропологический материализм
Людвиг Фейербах
1804 – 1872гг.
Последний
Представитель
НКФ
Критиковал идеализм
Слайд 31Философское развитие Фейербаха описано им самим:
«Бог был моей первой мыслью,
разум — второй, человек — третьей и последней».
1) антропологическая
точка зрения в религии
2) Чувственность — единый источник истинного знания:
т.е. СЕНСУАЛИЗМ и НОМИНАЛИЗМ в познании
Слайд 32Антропоцентризм Л.Фейербаха
Философия должна открыть сущность человека;
Философию нужно свести к антропологии
Необходимо
очеловечивание философии и всего знания
Слайд 33Атеизм Л.Фейербаха
Атеизм – это отрицание существования Бога и религии
вообще.
Слайд 34Атеизм Л.Фейербаха…
Религия – продукт мысли, а не некоторая объективная реальность
Доказательство:
религия существует только у человека; Значит сущность Бога следует искать
в человеке; Сущностью человека является РАЗУМ; Функция разума состоит в том, чтобы познавать сущность; В итоге – Фейербах сводит Бога к ЧЕЛОВЕКУ
Человек = Бог
Слайд 35Суть антропологического материализма:
В центре внимания не просто материя как предмет
философии, но ЧЕЛОВЕК.
Человек рассматривается материалистически, как психофизиологическое единство, в котором
духовное начало человека есть интегрированное выражение его тела, физиологии и биологии
Слайд 36Критика Л.Фейербаха:
Философ «лишает» человека культурно-исторических корней, отрицая роль исторической практики
в формировании личности
Познание ограничено лишь ощущениями
Крайний антропоцентризм приводит к перекосам
в мировоззрении: эгоизм, отрицание объективности Бога порождает массу проблем…
Слайд 37Переворот в философии: материализм + диалектика
Диалектический материализм
Карла Маркса и
Фридриха Энгельса
Слайд 39
Карл Маркс(1818 — 1883гг.)
немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель
Слайд 40Критика Гегеля:
социальная философия
К.Маркс предложил поставить на место умозрительного «абсолютного
духа» конкретное сообщество людей с их коллективным мышлением. Общество, а
не Бог, является абсолютом, предстоящим отдельному человеку. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество.
Слайд 41К.Маркс «Капитал» -1867г.
Могила К.Маркса в Лондоне
Слайд 42
Фри́дрих Э́нгельс
( 1820 — 1895гг. )
немецкий философ, один
из основоположников марксизма, друг,
единомышленник и соавтор Карла Маркса
Слайд 43Ф.Энгельс
«Диалектика природы»
Доказывал диалектический характер природы;
взаимосвязь и противоречивость ее строения
являются источником развития и возникновения все более сложных форм
«Происхождение семьи,
частной собственности и государства»
Слайд 44Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу в Берлине
Слайд 46ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- это разновидность материализма, который рассматривает
развитие общества в рамках материалистической диалектики:
материальное общественное бытие
( т.е. экономические условия ) первично, а в основе исторического процесса лежит борьба классов за собственность.
Слайд 47тезисы
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы ИЗМЕНИТЬ его!» (К.Маркс)
Не идеи правят миром, а наоборот
– идеи есть ОТРАЖЕНИЕ объективных материальных явлений, закономерностей, проистекающих в мире.
Слайд 48 Противоречие антропологии марксизма
«Труд создал из обезьяны
человека» (Ф.Энгельс)
НО: - Труд есть сознательная деятельность
И: - Человек есть
существо трудящееся по определению
ЗНАЧИТ: - Обезьяна, чтобы трудиться, уже должна быть человеком!
Слайд 50Марксизм и религия
«Все беды современного общества лежат в том, что
оно религиозно»
«Упразднение религии как иллюзии счастья народа есть требование его
действительного счастья»
«Религия есть иллюзия счастья, и для достижения действительного счастья нужно упразднить религию»
«Религия есть опиум народа»
Слайд 51Марксизм и Христианство несовместимы по сути
Нет ничего абсолютного, все –
относительно;
Значит – нет абсолютной нравственности
В идеологии коммунизма – нравственно то,
что служит интересам диктатуры пролетариата
Слайд 52Итоги развития НКФ и марксизма:
Идеалистические концепции подверглись критике
Абсолютный
идеализм Гегеля послужил толчком к развитию материалистических концепций
Самыми влиятельными и
крайне атеистическими направлениями стали философия Л.ФЕЙЕРБАХА и МАРКСИЗМ