Разделы презентаций


Специфика русской культуры презентация, доклад

Содержание

Русская национальная культура как "вторая природа" это: - материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей истории; - способ и своеобразие жизнедеятельности и мироустройства русских людей; - 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Специфика русской культуры

Специфика русской культуры

Слайд 2Русская национальная культура как "вторая природа" это:
-

материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей

истории; - способ и своеобразие жизнедеятельности и мироустройства русских людей; -  совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении.    
Русская национальная культура как

Слайд 3Национальный характер = менталитет
Совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у

представителей нации в определённых природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях

её развития.
Мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину.
Национальный характер = менталитетСовокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определённых природных, исторических, экономических

Слайд 4Субъект русской национальной культуры
  

Кто такие русские?

Субъект русской национальной культуры  Кто такие русские?

Слайд 5Факторы от которых зависит специфика культуры народа (В.С. Соловьев)
географический

("природа страны");
этнографический ("характер племени");
культурологически-исторический (характер "народного воспитания" и

"исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни");
религиозный (антитеза "язычество- христианство").
Факторы от которых зависит специфика культуры народа (В.С. Соловьев) географический (

Слайд 6Важнейшие при изучении культуры каждого народа вопросы
1.

Каковы генетические корни русской национальной культуры; 2.  Каковы исторические условия

и факторы, определившие становление и развитие русской национальной культуры; 3. Каковы главные, фундаментальные ценности русской культуры, определяющие ее сущностные характеристики;  4. Каков исторический вектор русской национальной культуры;  5. В чем состоит высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа;  6. Каков характер взаимосвязи и взаимодействия русской культуры с культурами других стран и народов.
Важнейшие при изучении культуры каждого народа вопросы   1. Каковы генетические корни русской национальной культуры;

Слайд 7Корни русской национальной культуры
 Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения

славян, финно-угров, балтов, викингов при участии христианской Византии, исламской Волжской

Булгарии (и через нее Арабского халифата) и иудейского Хазарского каганата.

Корни русской национальной культуры Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения славян, финно-угров, балтов, викингов при участии христианской

Слайд 8Субкультуры древнерусской цивилизации
- Южная субкультура (Киевская Русь);
-Юго-западная субкультура (Галицко-волынские земли);
-

Новгородская субкультура;
Северо-восточная субкультура;
Московское царство – наследница, но не преемница Северо-восточной

Руси
Субкультуры древнерусской цивилизации- Южная субкультура (Киевская Русь);-Юго-западная субкультура (Галицко-волынские земли);- Новгородская субкультура;Северо-восточная субкультура;Московское царство – наследница, но

Слайд 9Факторы, обусловившие специфику русской культуры
Природно-географические факторы (по И.Ильину)
а) особенности национального

характера, сформировавшиеся под воздействием «бремени суровой природы»:
способность интенсивно трудиться в

течении непродолжительного отрезка времени;
«навалиться всем миром» для спасения урожая, для борьбы со стихией;
игра на удачу, надежда на авось;
пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру.
Факторы, обусловившие специфику русской культурыПриродно-географические факторы (по И.Ильину)а) особенности национального характера, сформировавшиеся под воздействием «бремени суровой природы»:способность

Слайд 10б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием «бремени обширных территорий»:
-

Экстенсивный способ развития экономики;
Русскому человеку не свойственны бережливость, рачительность;
Широта русской

души;
Лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности;
Смиренность, жертвенность;
Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым.
б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием «бремени обширных территорий»: - Экстенсивный способ развития экономики;Русскому человеку не

Слайд 11в) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием фактора многонациональности
Национальная терпимость;
Открытость,

пластичность, удивительная способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами;


Способность к "всеединству", "всечеловечности"
Русский человек успешно адаптируется в чужой социокультурной среде.

в) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием фактора многонациональностиНациональная терпимость;Открытость, пластичность, удивительная способность к сотрудничеству и взаимодействию

Слайд 12б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием геополитического фактора
Бинарность –

обозначение двойственности русской культуры, которая складывается из двух полярных позиций

при отсутствии срединой;
Вариативность – постоянное присутствие ситуации выбора;
б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием геополитического фактораБинарность – обозначение двойственности русской культуры, которая складывается из

Слайд 13г) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием православия
Мироощущение избранности и

отчужденности с падением Константинополя в середине XV века. (Москва –

третий Рим);
Доминирующее в русской культуре коллективное начало (соборность).
Долготерпение;
Особая трудовая этика;
Правовой нигилизм.
г) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием православияМироощущение избранности и отчужденности с падением Константинополя в середине XV

Слайд 14д) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием борьбы за своё

выживание
1. Небывалая концентрация и централизация в едином государстве.

Несгибаемая воля русских людей, проявляемая в строительстве и защите государства. 2. Русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы,- "лишь бы не было войны".  3. Истощение сил и средств, что сказывалось на результатах мирного созидательного труда.
4. Дискретность (прерывистость) – сочетание культурных прорывов с длительными периодами культурного застоя
д) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием борьбы за своё выживание  1. Небывалая концентрация и централизация

Слайд 15Черты русской ментальности
Бинарность (антиномичность);
Женственность;
Максимализм;
Иррационализм;
Тоталитаризм;
Амбивалентность;
Эсхатологизм;
Мессианизм?

Черты русской ментальностиБинарность (антиномичность);Женственность;Максимализм;Иррационализм;Тоталитаризм;Амбивалентность;Эсхатологизм;Мессианизм?

Слайд 16Главные, фундаментальные ценности русской культуры (Г.П. Федотов)
Героизм- особая форма  человеческого

поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. 
Святость.

Простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».
Подвижничество - общественный идеал  русского средневековья, который понимался как индивидуальный подвиг во имя Христа и народа. Черты подвижника: смирение,  скромность трудолюбие, умение незаметно и тихо, но твердо и неуклонно "нести свой крест" .
Главные, фундаментальные ценности русской культуры (Г.П. Федотов)Героизм- особая форма  человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой

Слайд 17Исторический вектор русской национальной культуры

Исторический вектор русской национальной культуры

Слайд 18Высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа

«Русский обладает теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у

кого из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе".
Вальтер Шубарт (1897–1941)

Высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа  «Русский обладает теми душевными предпосылками, которых сегодня

Слайд 19Взаимодействие русской культуры с культурами других стран и народов

Взаимодействие русской культуры с культурами других стран и народов

Слайд 20Общие черты древнерусской цивилизации и традиционного европейского общества
Христианские ценности;
Городской «титульный»

характер культуры;
Преобладание земледельческого производства;
«Военно-демократический» характер генезиса государственной власти;
Отсутствие поголовного рабства

при соприкосновении индивида с государством.

Общие черты древнерусской цивилизации и традиционного европейского обществаХристианские ценности;Городской «титульный» характер культуры;Преобладание земледельческого производства;«Военно-демократический» характер генезиса государственной

Слайд 21Общие черты Древней Руси с традиционным обществом азиатского типа
Отсутствие в

европейском смысле частной собственности и экономических классов;
Господство принципа централизованной редистрибуции,

при которой власть рождала собственность;
Автономность общин по отношению к государству;
Эволюционный характер общественного развития.
Общие черты Древней Руси с традиционным обществом азиатского типаОтсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;Господство

Слайд 22Признаки российской цивилизации
Самодержавная форма государственной власти;
Коллективистская ментальность;
Подчинение общества государству;
Незначительный объём

экономической свободы.

Признаки российской цивилизацииСамодержавная форма государственной власти;Коллективистская ментальность;Подчинение общества государству;Незначительный объём экономической свободы.

Слайд 23Концепция культурных архетипов
Концепция культурных архетипов основывается на представлениях о культуре

как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.
Центральным моментом учения

К.Юнга является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное, воплощенное в архетипах.
Концепция культурных архетиповКонцепция культурных архетипов основывается на представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности

Слайд 24Коллективное бессознательное:
-хранилище скрытых следов человечества;
отражение опыта предыдущих поколений;
не зависит

от индивидуального опыта носит врожденный характер, передается вместе со структурой

головного мозга по наследству;
воплощается в архетипах -общечеловеческих первообразах.

Коллективное бессознательное: -хранилище скрытых следов человечества;отражение опыта предыдущих поколений;не зависит от индивидуального опыта носит врожденный характер, передается

Слайд 25Архетип – это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его

месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности

людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.
Архетип – это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации,

Слайд 26Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и переживания, а

функционально – как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.
Общее

в трактовке архетипов (К.Юнг)
Проявляются в результате бессознательной деятельности в форме первообразов-символов;
Недоступны непосредственному наблюдению, воспринимаются человеком только интуитивно, противостоят сознанию.

Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и переживания, а функционально – как первичные формы адаптации человека

Слайд 27Центральные архетипы
Архетип персона – социальная роль производить впечатление, утаивать истинную

сущность.
Архетип тень – подавленная животная сторона личности.
Архетип герой, Бог, смерть,

мать.
Зачем изучать архетипы?
Чтобы понять логику и смысл поведения людей.
Центральные архетипыАрхетип персона – социальная роль производить впечатление, утаивать истинную сущность.Архетип тень – подавленная животная сторона личности.Архетип

Слайд 28Ключевые ценности в русском культурном архетипе
Совесть – это способность индивида

осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельные моральные обязательства. Совесть у русского человека

выступает ни как средство предотвращающее дурные поступки, а как источник страдания после их совершения.
Ключевые ценности в русском культурном архетипеСовесть – это способность индивида осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельные моральные обязательства. Совесть

Слайд 29Ответственность – форма контроля человека за своей деятельностью. Ответственность у

русского человека направлена не на результат, а на следование стандарту

деятельности, внешнему предписанию. Стремление русского человека уйти от индивидуальной ответственности. Внутренняя безответственность порождает непредсказуемость русского человека, и поэтому он боится настоящего и живет больше прошлым или будущим.
Ответственность – форма контроля человека за своей деятельностью. Ответственность у русского человека направлена не на результат, а

Слайд 30Справедливость у русского человека – искание Божьей Правды, как общественное

равенство и безмятежное блаженство, основанное на любви, единении и согласии.

Богатые – источник неправды. Утверждение справедливости русский человек связывает с «государем», наделяя его долгом заботится о своих подданных. Равенство понималось как равенство в доходах, распределении и потреблении.

Справедливость у русского человека – искание Божьей Правды, как общественное равенство и безмятежное блаженство, основанное на любви,

Слайд 31Свобода – не является для русского человека самоценностью и самоцелью,

а рассматривается как средство достижения справедливости. Понятие «свобода» вытесняется понятием

«воля» как свободы лишь для себя и безразличие к чужой свободе. Свобода как своеволие.
Свобода – не является для русского человека самоценностью и самоцелью, а рассматривается как средство достижения справедливости. Понятие

Слайд 32Труд в культурном русском архетипе вытеснен на периферию ценностных ориентаций.

Не было мотивации труда, которая есть у свободного человека собственника.

Двойственное отношение к труду у русского человека: - «труд на дядю» и «труд на себя».
Труд в культурном русском архетипе вытеснен на периферию ценностных ориентаций. Не было мотивации труда, которая есть у

Слайд 33Трудолюбие:
- Активная разработка и осуществление идей;
Готовность отдать время, силы, энергию

для производства общественно-полезного продукта;
Черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности

к процессу трудовой деятельности;
Отношение к труду как к основному смыслу жизни.
Трудолюбие:- Активная разработка и осуществление идей;Готовность отдать время, силы, энергию для производства общественно-полезного продукта;Черта характера, заключающаяся в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика