Слайд 1БХАКТИ-ШАСТРИ
(КУРС ВЫСШЕГО ВАЙШНАВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
«Бхагавад-гита»
(«Как она есть»)
Слайд 2ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Гаудии:
Иные:
Слайд 3Своему непосредственному комментарию Прабхупада предпосылает:
«Посвящение»
«Предисловие»
«Введение»
Между Посвящением и Предисловием помещена «Предыстория
“Бхагавад-гиты”», но она не принадлежит перу Прабхупады и содержит сведения
исторического характера из «Махабхараты», частью 6-й книги которой является Бхагавад-гита. Главная тема Предыстории – выбор Пандавов в пользу Кришны и Куру не в пользу Кришны.
Слайд 4Посвящение адресовано
Шриле Баладеве Видьябхушане
Именно Баладева Видьябхушана написал «Говинда-бхашью» –
комментарий на «Веданта-сутру», отражающий философию Господа Чайтаньи.
Более того, очень часто
в своих комментариях на «Бхагавад-гиту» Шрила Прабхупада фактически излагает комментарий Баладевы «Гита-бхушана». Иногда он пользуется и другими комментариями, в особенности «Сарартха-варшини» Вишванатхи Чакраварти.
Слайд 52. Предисловие содержит три основные темы:
1. Парампара – принцип,
затрагивающий:
- способ организации текста (транслитерация, пословный перевод
Шридхары Свами и т.д.) – 1-й абзац
- ключевые фигуры линии преемственности (Кришна и Бхактисиддханта Сарасвати) – 2-й абзац
2. Пурва-пакша – изложение точки зрения оппонента, в качестве которого выступают майявада-бхашьи – 3-й абзац
Они искажают текст в 3-х направлениях:
а) политическое (Махатма Ганди)
б) философское (Шанкарачарья)
в) научное (современные ученые)
+ свами
3. Сиддханта – изложение верной точки зрения, проявляющей 3 темы :
- Кришна – Верховная Личность Бога – 4-й абзац
- живое существо – слуга Кришны – 5-й абзац
- материальная природа – внешняя энергия Кришны - 6-й абзац
Слайд 63. Введение состоит из трех частей:
1. Мангалачарана – вступительные молитвы,
считающиеся частью особой садханы, практикуемой перед чтением текста
2. Анубандха –
смысловые ключи для правильного понимания текста (букв. – «повязывание»). Традиционно насчитывается 4 анубандхи, но Прабхупада расширяет их список до 6-ти
3. Гита-махатмья – «Прославление “Гиты”», принадлежащее перу Шанкарачарьи
Практически каждый ачарья писал свое Введение к «Бхагавад-гите»
Слайд 8Последними частями, предваряющими начало
самого комментария, являются:
Полное перечисление списка ачарьев,
составляющих парампару – 32 звена
Примечание издателей к новому переводу «Бхагавад-гиты»
В
английском издании сразу после Посвящения следует Содержание, представляющее краткий конспект всех глав «Гиты» (Ямуначарья). В русском – после комментария и технических разделов.
Слайд 9Домашнее задание:
Какого рода неавторитетные комментарии получили название майявада-бхашьи (Предисловие)?
Опишите
смиренное состояние ума, в котором можно постичь «Бхагавад-гиту» (Введение)
В чем
заключается суть и цель «Бхагавад-гиты» (Введение)?
Какие 5 фундаментальных истин рассматриваются в «Бхагавад-гите» (Введение)?
Чтением каких ведических произведений мы должны постоянно занимать свой ум (Введение)?
Напишите эссе на тему: «Почему так важна гуру-парампара»?
Слайд 10Глава первая
«Обзор армий на поле битвы Курукшетра»
(Саинйа-даршана)
«Йога отчаяния Арджуны»
(Арджуна-вишада-йога)
Слайд 11Структура главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 1-27. Внешние декорации «Бхагавад-гиты» (прастава)
Тема 1. Шлоки 1-11. Искушенность Дурьйодханы в политике
Тема 2. Шлоки 1-27. Признаки победы Пандавов
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 27-46. Аргументы Арджуны в пользу отказа от битвы
Примечания:
- Баладева (Шридхара) относит 27-й текст к первой теме, поэтому он становится пограничным
Согласно Вишванатхе (Шридхара) первая тема начинается с 3-го стиха, но Прабхупада начинает обсуждать ее раньше
Фактически только гаудия-ачарьи широко комментируют первую главу «Гиты»!
Слайд 12Цель 1-й главы – продемонстрировать ту любовь (према),
что должна
объединять Кришну и Его преданного (Б.-г., 1.24)
В силу данной причины:
Непреданные,
такие как Дурьйодхана, даже имея материальные достоинства, никогда не достигнут победы
Преданные, такие как Арджуна, несомненно, обретут ее, даже не смотря на те трудности, что встают перед ними
В комментарии к 24-му стиху Вишванатха пишет, что перед такой сладкой (мадхурья) любовью преклоняются даже Вишну, Брахма и Шива, ибо они – айшварья-бхакты. Это видно из слова гуда-акеша.
В этом признается даже Сам Вишну (Бхаг., 10.89.58)
Такие же чувства переживал неграмотный брахман из Южной Индии.
Слайд 13РАЗДЕЛ 1. Шлоки 1-27. Внешние декорации «Бхагавад-гиты»
Тема 1. Шлоки 1-11.
Искушенность Дурьйодханы в политике
Слайд 14РАЗДЕЛ 1. Шлоки 1-27. Внешние декорации «Бхагавад-гиты»
Тема 2. Шлоки 1-27.
Признаки победы Пандавов
Слайд 16Еще одним характерным признаком было то, что Кауравы оскорбили Пандавов
и особенно Драупади (1.11, комм.), о чем Прабхупада пишет в
своих комментариях:
«Господь может простить тех, кто оскорбил Его, но Он никогда не прощает тех, кто оскорбляет преданных» (1.35, комм.)
Прабхупада: «Многочисленные признаки свидетельствовали о том, что весь род Куру будет уничтожен в этой великой битве» (1.18, комм.)
Слайд 17РАЗДЕЛ 2. Шлоки 27-46. Аргументы Арджуны в пользу
отказа от
битвы (дхарма-гьяна-артха-самвада)
Начиная с 27-го стиха энергия Йогамайи накрывает Арджуну, и
он забывает о том, что Вишну представляет собой истинное благо (1.30, комм). В результате он отождествляет себя с телом и отказывается сражаться.
Это выражается в тех 8-ми эпитетах, которыми Арджуна называет Кришну:
Кришна (1.28,31,40)
Кешава (1.30)
Говинда (1.32)
Мадхусудана (1.34)
Джанардана (1.35,38,43)
Мадхава (1.36)
Варшнея (1.40)
Арисудана (2.4)
Каждый эпитет можно рассмотреть в качестве обвинения!!!
Слайд 18Согласно Бхуриджану прабху Арджуна, отказываясь от сражения, выдвигает 5 следующих
аргументов:
Слайд 19Ачарьи выделяют два типа признаков личности, преданной Кришне:
Сварупа-лакшана – сущностные
признаки, такие как преданность Богу и Его слугам
Татастха-лакшана – косвенные
признаки, например, сострадание (крипа)
Правило: несмотря на то, что косвенные признаки порождаются сущностными признаками; в ситуации, если они противоречат сущностным признакам, их нужно оставить!!!
Слайд 20Арджуна утверждает, что он совершит грех (папа),
даже не смотря
на то, что Кауравы – агрессоры (ататайинах)
Согласно «Васиштха-смрити» (3.19), есть
6 типов агрессоров (Баладева):
Агнида – поджигатели
Гарада – отравители
Шастра-пани – нападающие с оружием в руках
Дхана-апаха – грабители
Кшетра-апахари – захватчики земель
Дара-апахари – похитители жен
Кауравы были повинны во всех 6-ти, и «Ману-смрити» (8.350) – артха-шастра, призывает убить их, но Арджуна подчеркивает («Яджнявалкья-смрити», 2.21), что предписания дхарма-шастры стоят выше!!!
Слайд 21Разбирая тему «истребления рода» (кула-кшая), Арджуна анализирует ступени разложения общества
(1.37-43):
Уничтожение старших членов рода (кула-кшая)
Разрушение извечных семейных традиций (кула-дхарма)
Забвение законов
религии (адхарма)
Развращение женщин рода (кула-стрийах)
Появление нежелательного потомства (варна-санкара)
Адское существование (нарака)
Падение праотцов (питарах)
Для Арджуны отбросить (1.46) Гандиву = самоубийству!
Слайд 22Домашнее задание
Почему «Бхагавад-гита» представляет собой совершенное теистическое учение?
Перечислите шесть видов
преступлений, заслуживающих суровой кары.
В каком случае женщина не будет изменять
мужу?
Напишите эссе на тему: «В каких ситуациях косвенные признаки преданного могут мешать проявлению самой преданности»?
Слайд 23Глава вторая
«Краткое изложение “Бхагавад-гиты”»
(Санкхья-йога)
«Йога различения души и не-души»
(Атма-анатма-вивека-йога)
Слайд 24РАЗДЕЛ 1. Шлоки 1-10. Трансформация сознания Арджуны
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 11-30.
Учение санкхья-йоги
Тема 1. Шлоки 11-25. Доказательства вечности
души
Тема 2. Шлоки 26-30. Взгляды философов-оппонентов
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 31-37. Учение cакама-карма-йоги
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 38-53. Учение буддхи-йоги
Тема 1. Шлоки 40-46. Наставления в бхакти-йоге
Тема 2. Шлоки 47-53. Наставления в нишкама-карма-йоге
РАЗДЕЛ 5. Шлоки 54-72. Описание дживан-мукты
Структура главы
Слайд 25Связь глав:
Начало 2-й главы является логическим продолжением конца 1-й главы,
так как в ней Арджуна продолжает усиливать свою аргументацию относительно
отказа участия в сражении:
Теперь он подчеркивает, что в битве будут убиты не только родственники, но ГУРУ, такие как Дрона и Бхишма (2.5)!!!
Поэтому Арджуна заключает, что для него будет намного лучше принять отречение и жить как монах, собирающий милостыню (2.5)
Однако далее Арджуна принимает Кришну в качестве духовного учителя (2.7) и начинает выслушивать Его наставления.
Кроме того, во 2-й главе Кришна отвечает на 4 из 5-ти аргументов Арджуны
из 1-й главы (ответ на последний аргумент содержится в 3-й главе)
Слайд 26РАЗДЕЛ 1. Шлоки 1-10. Трансформация сознания Арджуны
Увидев душевное состояние разбитого
Арджуны, Кришна для начала мягко отчитывает его и четко диагностирует
его главную проблему – хридая-даурбальям («слабость сердца» – 2.1-3)
Согласно Бхактивиноде Тхакуру («Бхаджана-рахасья», 2.11) хридая-даурбальям является одной из анартх и имеет 4 разновидности:
туччха-асакти – привязанность к объектам, не связанным с Кришной
кутинати – порочная логика, оправдывающая материальные желания
матсарья – зависть
сва-пратиштха – желание славы
Арджуну отчасти коснулись две первых разновидности
Слайд 27В стихах 2.4-5 Арджуна заявляет, что он отказывается убивать своих
учителей, так же как Кришна – Сандипани Муни
Вишванатха Чакраварти и
Баладева Видьябхушана приводят два свидетельства из «Махабхараты», указывающие на необходимость отвержения лже-гуру. Обе цитаты принадлежат Бхишмадеву:
в первой из них он отказывается последовать наставлению Парашурамы (5.178.24)
во второй из них он порицает себя за то, что оказался заложником богатства Кауравов (6.41.36)
Таким образом, Арджуне было необходимо отвергнуть своих заблудших учителей!
Слайд 28Тексты 2.6-10 вновь показывают нерешительность Арджуны, но в отличие от
прежней нерешительности (1.44) она носит позитивный характер
В комментарии к стиху
2.6 Баладева Видьябхушана цитирует «Чхандогья-упанишаду» (4.4.23), в которой перечисляются 5 качеств личности, способной воспринять духовное знание. Арджуна проявляет все эти качества:
шама – контроль ума (1.32)
дама – контроль чувств (1.32)
упарати – безразличие к наслаждениям в этой и следующей жизни (1.35)
титикша – способность терпеть двойственность материального бытия (2.5)
гуру-шраддха – глубокая вера в слова гуру (Кришны – 2.7). Главное!!!
Благодаря наличию этих качеств Арджуна склонился к тому, чтобы принять Кришну как своего истинного Гуру!
Слайд 29РАЗДЕЛ 2. Шлоки 11-30. Учение санкхья-йоги
Тема 1. Шлоки 11- 25.
Доказательства вечности души
Кришна ведет доказательство двумя способами:
используя логику
цитируя писания
Данный раздел является ответом на аргумент Арджуны о крипе («сострадании»). С философской точки зрения, если душа вечна, то, даже убивая тело, нет никакой причины испытывать сострадание!
Гьяна-шастра даже выше, чем дхарма-шастра, превосходящая артха-шастру!
Слайд 30С точки зрения логики, тексты 2.12-16 могут быть представлены
в
виде развернутой модели ведического доказательства
Такое доказательство включает в себя 5
ступеней:
пратигья – положение, которое нужно доказать (2.12)
хету – причина доказательства. Здесь – умозаключение по аналогии (2.13)
удахарана – демонстрация схожего примера (2.14 – счастье и страдание)
упаная – применение примера в данной ситуации (2.15)
нигамана – заключение с опорой на авторитет (2.16)
Слайд 31Помимо прочего тексты 2.12-13 и комментарии ачарьев к ним представляют
собой прямое опровержение учения имперсонализма
Рамануджачарья сводит имперсонализм к двум учениям:
Упадхи-вада
(Бхаскара), согласно которому Единый Брахман когда-то был рассечен на части с помощью неких ограничителей (упадхи). Но «Не было никогда такого времени…» (2.12)
Майя-вада (Шанкарачарья), согласно которому существует только Единый Брахман, а все остальное – иллюзия (майя). Но тогда «учить некому и некого…»
2.17 – объяснение вайшнавской теории сознания как энергии души, распространяющейся на все тело. Он опровергает:
теорию майявади («все есть душа»)
теорию джайнов («душа имеет размеры тела»)
Слайд 32Но логика не является достаточным доказательством, поэтому во многих текстах
далее Кришна цитирует писания
2.19 = «Катха-упанишад» (1.2.19)
2.20 = «Катха-упанишад» (1.2.18)
2.29
= «Катха-упанишад» (1.2.7)
В тексте 2.20 и комментарии к нему упоминаются 6 видов изменений, происходящих с телом. Первоначально они даны мудрецом по имени «Яска» («Нирукта», 1.2)
Джайате – рождается
Асти – существует
Вардхате – растет
Випаранамате – производит
Апакшийате – увядает
Винашйати – гибнет
Слайд 33В текстах 2.23-24 говорится о том, что душу нельзя
уничтожить
с помощью любого из оружий
«Земляное» оружие
«Водное» оружие
«Огненное» оружие
«Воздушное» оружие
«Эфирное»
оружие
Слайд 34Тема 2. Шлоки 26-30. Взгляды философов-оппонентов
В данных стихах Кришна
заверяет Арджуну, что и с позиции иных философий, ему нечего
бояться вступать в сражение.
Господь перечисляет несколько таких учений (Баладева Видьябхушана)
Локаята – материализм («души нет, а материальные элементы нельзя убить», 2.26)
Вайбхашика – буддизм («душа это серия моментальных состояний сознания », 2.26)
Ньяя – школа логики («душа вечна, так как иначе мы не можем объяснить страдания и радости жизни», 2.27)
Санкхья – школа космологии («душа и материальные элементы вечны», 2.28)
Дришти-стришти – майявада («душа и материя иллюзорны», 2.28)
Слайд 35В стихе 2.29 также можно увидеть перечисление нескольких типов философов,
но ни один из них не может познать душу до
конца
Йоги – «смотрят на душу как на чудо»
Гьяни – «говорят о ней как о чуде»
Карми – «слышат, что душа подобна чуду»
Викарми – «даже услышав о душе, не могут постичь ее»
Стоит специально отметить , что практически все стихи данного раздела характеризуют душу через отрицание – «чем она НЕ (!) является».
Таким образом , санкхья (гьяна) не способна охарактеризовать душу прямым способом.
Это может сделать только бхакти!!!
Слайд 36РАЗДЕЛ 3. Шлоки 2.31-37. Учение сакама-карма-йоги
Итак, текст 2.29 показал, что
тема души (санкхья, гьяна) так и осталась загадкой для Арджуны.
Это вполне логично, ибо Арджуна не был квалифицирован для санньясы, на уровне которой постигают санкхью.
Поэтому, далее Кришна излагает Арджуне концепцию сакама-карма-йоги (Баладева Видьябхушана)
Сакама-карма-йога – йога предложения плодов материальной деятельности Богу, выполняемая с привязанностью к плодам.
Она вполне подходит для кшатрия.
Данный раздел является ответом на аргумент о сукхе («счастье»)
Слайд 37Согласно Вишванатхе Чакраварти, тексты 2.31-32 излагают учение сакама-карма-йоги, а 2.33-36
– плоды не следования ей
Основа практики (садхана) сакама-карма-йоги –
следование варнашраме (сва-дхарма – 2.31)
Конечная цель (садхья) сакама-карма-йоги – достижение Рая (сварга – 2.32). Промежуточная цель – комфортная жизнь на земле (2.37)
Плоды не следования сакама-карме-йоге для кшатрия:
- позор (акирти)
низвержение в ад из-за греха (папа)
Баладева Видьябхушана: погибшие кшатрии мгновенно (!) достигают Рая!!!
Слайд 38РАЗДЕЛ 4. Шлоки 2.38-53. Учение буддхи-йоги
Учение сакама-карма-йоги не подходило Арджуне,
так как существенно занижало его квалификацию, ибо он мог действовать
без привязанности к плодам – 2.38
Буддхи-йога – «йога-разума» (2.39), принимающая две формы (Вишванатха Чакраварти – 2.40):
бхакти-йога - йога преданного служения (2.40-46)
нишкама-карма-йога – йога предложения Богу плодов материальной деятельности без привязанности к ним (2.47-53)
Баладева Видьябхушана считает, что все стихи 2.40-53 описывают нишкама-карма-йогу
Слайд 39Тема 1. Шлоки 2.40-46. Учение бхакти-йоги
Данная тема является ответом на
аргумент, касающийся нерешительности (авьявасая). Это становится возможным, только благодаря вере
(шраддха – 2.41,44)
Тексты 2.42-43 отвергают следование карма-канде
Тексты 2.45-46 провозглашают абсолютное превосходство бхакти-йоги, ибо она:
находится вне гун
предоставляет все то, что обещают иные практики – пример с «озером»
Слайд 40В комментарии к 2.45 Вишванатха Чакраварти анализирует
соотношение бхакти и
гун материально природы (Бхаг., 11.23-32)
Слайд 41Тема 2. Шлоки 2.47-53. Учение нишкама-карма-йоги
В тексте 2.47 Кришна отмечает,
что у Арджуны не хватает квалификации (адхикара) заниматься только бхакти-йогой,
поэтому Он советует ему нишкама-карма-йогу (Шридхара)!
В 2.48 дается предварительное определение нишкама-карма-йоги, а в 2.49 указывается на ее основной принцип – шаранагати («предание»)
В 2.50-51 утверждается, что следование нишкама-карма-йоге, в конце концов, может привести на Вайкунтху (Баладева, Прабхупада)
В 2.52-53 отвергается необходимость следования Ведам и описывается высшая ступень самоосознания (самадхи)
Данная тема является ответом на аргумент, касающийся греха (папа)
Слайд 42РАЗДЕЛ 5. Шлоки 2.54-72. Описание дживан-мукты
В 2.53 Кришна коснулся описания
освобожденной личности (дживан-мукта, стхита-прагья), поэтому в 2.54 Арджуна спрашивает о
его внешних характеристиках – 4 шт.:
Далее Кришна последовательно отвечает на эти вопросы, переводя их на более глубокий уровень
Слайд 43Рамануджа: 2.55-58 – четыре уровня гьяна-ништхи по нисходящей!
2.72 –
вывод!!!
Слайд 44Тексты 2.62-63 описывают ступени, по которым может деградировать даже мудрец,
если он не предан Богу (Рамануджа):
1. созерцание объектов чувств (дхьяята)
2.
привязанность (санга)
3. вожделение (кама)
4. гнев (кродха )
5. заблуждение (саммоха)
6. забвение (смрити-вибхрама – см. 1.30)
7. утрата разума (буддхи-наша)
8. падение в самсару (пранашьяти)
Слайд 45Домашнее задание
Выпишите максимальное количество аргументов против учения имперсонализма (2.12-13).
Выпишите максимальное
число «отрицательных» характеристик души (2.11-30)
Через какие 6 видов изменений проходит
тело?
Выпишите определение йоги, данное Шрилой Прабхупадой.
Выпишите 8 ступеней погружения в пучину материальной жизни (стихи)
Напишите эссе на тему: почему даже высоко развитые духовные личности могут падать со своего положения?
Слайд 47РАЗДЕЛ 1. Шлоки 1-18. Путь саништха-бхакты
Тема 1.
Шлоки 1-9. Практика нишкама-карма-йоги
Тема 2. Шлоки 10-16
Практика сакама-карма-йоги
Тема 3. Шлоки 17-18. Практика гьяна-йоги
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 20-35. Путь париништхита-бхакты
Тема 1. Шлоки 20-29. Совершенный пример
Тема 2. Шлоки 30-35. Аспекты практики париништхита-бхакты
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 36-43. Природа и преодоление вожделения
Структура главы
Слайд 48Связь глав:
Как видно из стихов 3.1-2 Арджуна не уяснил суть
нишкама-карма-йоги.
Наставления Кришны показались ему противоречивыми (Вишванатха Чакраварти):
стих 2.47 призывает
к нишкама-карма-йоге, т.е. активным действиям - сражению
стихи 2.48,50,52 – используют термины сама («уравновешенный»), йога, буддхи («разум»), которые по мнению Арджуны больше соответствуют практике гьяна-йоги, т.е. призывают отказаться от битвы
В 3.3 Кришна отвечает, что нишкама-карма-йога и гьяна-йога – это 2 составляющие единого процесса, так как НКЙ очищает сознание и приводит к ГЙ
Кроме того, в 3-й главе Кришна отвечает на последний из 5-ти аргументов Арджуны (ответы на первые 4 содержатся во 2-й главе)
Слайд 49Понять содержание 3-й главы можно исходя из градации преданных, предложенной
Баладевой Видьябхушаной (Введение)
саништха-бхакты – преданные, идущие к Богу окольным
путем, проходя все стадии «лестницы йоги» (Прабхупада - 6.3, комм.):
1. карма-йога – йога предложения плодов материальной деятельности Богу, имеет 2 ступени:
- сакама-карма-йога – выполняемая с привязанностью и к плодам, и к форме деятельности
- нишкама-карма-йога – выполняемая с привязанностью к форме деятельности
2. гьяна-йога – йога интеллектуального постижения природы души и Бога
3. аштанга-йога – йога мистического постижения души и Сверхдуши (Параматмы)
4. бхакти-йога – йога преданного служения Господу
париништхита-бхакты – преданные, идущие к Богу прямым путем, их практика состоит из:
- главное – следование процессам бхакти-йоги (9 шт.)
- второстепенное – следование элементам нишкама-карма-йоги (варнашрама)
- нирапекша-бхакты – преданные, следующие исключительно путем бхакти-йоги
Слайд 50РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.1-18. Путь саништха-бхакты
Тема 1. Шлоки 3.1-9. Практика
нишкама-карма-йоги
После вступительного диалога (3.1-3 – Вишванатха), Кришна описывает важность нишкама-карма-йоги.
3.4-6
предупреждают, что отречение (санньяса) не является независимым средством достижения совершенства
3.9 – точное определение нишкама-карма-йоги
Слайд 51Тема 2. Шлоки 3.10-16. Практика сакама-карма-йоги
3.10 – определение сакама-карма-йоги
3.13 –
о важности предложения пищи
3.14-16 – цикл жертвоприношения
(в обратной последовательности):
Акшара
– Верховная Личность Бога
Брахма – Веды
Карма – предписанные обязанности
Ягья – жертвоприношения
Парджанья – дождь
Анна – злаки (пища)
Иногда стихи 3.11-16 относят к карма-канде – поклонению полубогам
Баладева Видьябхушана считает, что все стихи 3.4-16 описывают нишкама-карма-йогу
Слайд 52Тема 3. Шлоки 3.17-19. Практика гьяна-йоги
3.17 – определение гьяна-йоги
3.18 –
даже у гьяни нет оснований пренебрегать нишкама-карма-йогой
3.19 – даже гьяни
полезна нишкама-карма-йога
Слайд 53РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.20-35. Путь париништхита-бхакти
Практика париништхита-бхакты состоит из двух
аспектов (слово карма – 3.20, Баладева Видьябхушана):
Следование методам бхакти-йоги
(шраванам-киртанам и т.д.)
Следование предписаниям варнашрамы по двум причинам:
а) демонстрация примера тем, кто привязан к плодам деятельности
б) недостаток вкуса к практике бхакти
Слайд 54Тема 1. Шлоки 3.20-29. Совершенный пример
Кришна приводит 2 иллюстрации того,
как париништхита-бхакта учит своим примером следовать нишкама-карма-йоге:
Махараджа Джанака (3.20)
Сам Кришна
(3.22-24)
Данная тема является ответом на последний аргумент Арджуны из 1-й главы – кула-кшая (истребление рода)
Слайд 55Аргументы Арджуны в пользу отказа сражаться
и ответы Кришны на
них
Слайд 56Тема 2. Шлоки 3.30-35. Аспекты практики париништхита-бхакты
Два основных аспекта:
Посвящает
себя служению Кришне – 3.30-32
Выполняет свою дхарму, согласно варнашраме –
3.33-35
Вишванатха Чакраварти цитирует «Бхагаватам» (7.15.12) где описываются 5 отклонений от дхармы:
видхарма – отказ от дхармы
пара-дхарма – выполнение чужой дхармы
дхарма-абхаса – выполнение подобия дхармы (вне варнашрамы)
упадхарма – лицемерное выполнение дхармы (из гордости и т.п.)
чхала-дхарма – следование искаженной дхарме (майявада)