Слайд 1Немецкая классическая философия
Слайд 2Содержание
Общая характеристика
И.Кант
И.Фихте
Ф.Шеллинг
Г.Гегель
Л.Фейербах
Слайд 3Общая характеристика
Трансцендентализм – стремление очертить пределы возможного опыта
Априоризм – склонность
к «чистому», до-опытному мышлению
Систематичность
Диалектический метод
Академический стиль
Слайд 4Иммануил Кант
(1724 – 1804)
Родился в Кенигсберге в семье шорника
Окончив
университет, защитил диссертацию и стал преподавать
Заслужил репутацию очень эмоционального лектора,
хотя все его трактаты очень «сухи»
Жил размеренной жизнью, был очень пунктуален
Никогда не был женат
«Меня всегда поражали две вещи: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас»
Слайд 5Иммануил Кант
(1724 – 1804)
Памятник Канту в Кёнигсберге
Дом Канта в
Кёнигсберге
Слайд 6Основные вопросы философии
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что
я могу надеяться?
Что такое человек?
Слайд 8«Коперниканский переворот»
S O
Слайд 9«Коперниканский переворот»
S O
АКТИВНОСТЬ познающего субъекта:
Слайд 10«Коперниканский переворот»
S O
АКТИВНОСТЬ познающего субъекта
В познании мы не
столько отражаем, сколько КОНСТРУИРУЕМ действительность
Слайд 11«Схематизм» в познании
Познавательные способности
Чувственность
Рассудок
Разум
Априорные схемы
Пространство и время
Категории
Идеи
Слайд 12Трансцендентальный идеализм
Существуют ли пространство и время?
– Да, но только
в наших восприятиях
Существуют ли причины и следствия?
– Да, но
только в нашем рассудке
Существуют ли Бог, Мир, Душа?
– Да, но только в нашем разуме
«Ноумены» – то, что реально, но эмпирически НЕ НАБЛЮДАЕМО!
Слайд 14Агностицизм?
S O
«Вещь-для-нас» «Вещь-в-себе»
Слайд 15Агностицизм?
S O
«Вещь-для-нас» «Вещь-в-себе»
Мы никогда не можем быть уверены,
что познаем вещи КАК ОНИ ЕСТЬ, поскольку способны понять и
объяснить лишь то, что сконструировал наш рассудок
Слайд 16Агностицизм?
S O
«Вещь-для-нас» «Вещь-в-себе»
Наука не ОПИСЫВАЕТ законы природы, а
ПРЕДПИСЫВАЕТ их ей
Слайд 17«Вещь-в-себе» как предел познания
? S ?
Слайд 18Антиномии чистого разума
Тезис
Мир имеет границы во времени и пр-ве
Существует предел
делимости
Существуют беспри-чинные явления
В мире существует абс. необходимость
Антитезис
Мир безграничен во времени
и пр-ве
Все делимо до бесконечности
Все явления имеют свою причину
Нет ничего абсо-лютно необходимого
Слайд 19Диалектика разума
Все эти противоречия мнимые, поскольку основаны на ложном допущении,
что мир как безусловное целое является предметом теоретического познания
Антиномии возникают,
когда рассудок, в своем стремлении объяснить все, выходит за пределы своей компетенции и вторгается в область разума
Слайд 20Что я должен делать?
«Поступай так, как если бы максима твоего
поступка должна была стать всеобщим законом природы»
«Я не требую для
морали ничего, кроме того, чтобы свобода не противоречила самой себе»
«Категорический императив»:
Слайд 21Автономность морали
«Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере»
«Мораль, поскольку
она основана на понятии о человеке как существе свободном, но
именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять»
Слайд 22На что я могу надеяться?
«Несущественно и, следовательно, никому не обязательно
знать, что бог делает или сделал для его блаженства; надо
только знать, что человек сам должен делать, чтобы стать достойным этого содействия»
Не мораль основана на религии, а религия основана на морали!
Слайд 23Иоганн Готлиб Фихте
(1762 – 1814)
Родился в саксонской деревне в семье
ткача
Учился в Лейдене и Йене, преподавал; изгнан за атеизм
Пешком пришел
в Кенигсберг, чтобы встретиться с Кантом
Выступал за объединение и независимость немецкой нации
Записался в ополчение, а его жена ухаживала за ранеными в госпитале. Там она заразилась тифом, но выздоровела
Заразившийся от нее Фихте умер
Слайд 24Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)
Родился в семье пастора
Учился
в Тюбингене на теолога
Преподавал в Йенском университете, дружил с Гёльдерлином,
Гёте, Шиллером, Новалисом
В поздний период творчества эволюционировал в сторону иррационализма, но из-за этого утратил популярность
Слайд 25Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770 – 1831)
Родился в Германии в семье
чиновника
Восторженно встретил Французскую Революцию
В 1806-1816 был директором гимназии в Нюрнберге
После
падения Наполеона стал считать монархию наиболее разумной формой государства
Слайд 26Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770 – 1831)
В 1818 г. был приглашен
в Берлинский университет
Умер от холеры во время эпидемии
Слайд 27Основные разделы философской системы Гегеля
Логика
Философия природы
Философия духа
Слайд 28Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
объясняет причину развития:
В любом
развивающемся явлении можно выделить противоположные стороны, которые не только борются,
но также дополняют и объясняют друг друга
Слайд 29Законы диалектики
Закон отрицания отрицания
объясняет схему развития:
Предшествующие стадии развития не
уничтожаются последующими, а сохраняются в свернутом виде, чтобы потом повториться
на качественно новом уровне
Тезис – Антитезис – Синтез
Слайд 30Законы диалектики
Закон перехода количества в качество
объясняет механизм развития:
Даже небольшие
количественные изменения могут в конечном итоге привести к полной качественной
трансформации объекта
Слайд 31«Абсолютный идеализм»
Абсолютная идея
Бытие-в-себе
Природа
Бытие-для-себя
Дух
Бытие-в-себе и для-себя
Само-объективация
Само-познание
Саморазвитие
Слайд 32Панлогизм
«Все действительное разумно, все разумное действительно»
Бытие развертывается по спирали:
Идея (разум
необъективированный и свободный «ОТ»)
Природа (разум объективированный и уже не свободный
«ОТ»)
Дух (разум объективированный и свободный «ДЛЯ»)
Слайд 33«Хитрость мирового разума»
«История – прогресс духа в осознании свободы»
Субъективный дух
(инд. сознание)
Объективный дух (право, мораль, гос-во)
Абсолютный дух (искусство, религия, философия)
Мировой
разум пользуется потребностями и интересами отдельных индивидов для достижения своих целей
Слайд 34Деление истории
Юность
Рим
Аристократия
Восток
Деспотизм
Герман. мир
Монархия
Зрелость
Старость
Детство
Свободны некоторые
Греция
Демократия
Свободен один
Свободны все
Слайд 35Людвиг Фейербах
(1804 – 1872)
Родился в Баварии в семье юриста
В Берлине
слушал лекции Гегеля
Преподавал, но был уволен за атеизм
«Чтобы познать человека,
нужно его полюбить»
Слайд 36Людвиг Фейербах
(1804 – 1872)
Женившись, поселился в деревне, где его жена
владела фарфоровой фабрикой
Прожил там безвыездно 25 лет
После банкротства фабрики переехал
в Нюрнберг, умер в нужде
Памятник Фейербаху в Нюрнберге
Слайд 37Антропологический материализм
«Человек есть единственный, универ-сальный и высший предмет философии»
Его надо
понимать как целостное духовно-телесное существо – и объект, и субъект
одновременно
Слайд 38Философия и религия
Образ Бога – это лишь отчуждение сущности человека:
Бог есть то, чем человек хочет быть
Новая, материалистическая философия должна
заменить человеку религию, давая людям вместо утешения реальное понимание своих возможностей
Любой идеализм – переодетая религия, скрывающая от человека его сущность
Слайд 39Этика любви
«Есть только одно зло – это эгоизм; и только
одно благо – это любовь. Любовь делает человека Богом и
Бога – человеком»
Любовь к Богу – лишь отчужденная, ложная форма любви к людям
«Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость. Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух, esprit»