Слайд 1Нервные и психические болезни
Лекция 4
Слайд 2Невропатология – раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Невропатология
занимается изучением причин заболеваний нервной системы (этиология), механизмов развития заболеваний
(патогенез), симптомов поражения разных отделов центральной и периферической нервной системы, разработкой методов диагностики, профилактики и лечения этих заболеваний.
Слайд 3Нервные болезни — заболевания, развивающиеся вследствие поражения головного и спинного
мозга, а также периферических нервных стволов и ганглиев. Нервные болезни
являются предметом изучения неврологии.
Слайд 4Причины нервных заболеваний:
Наследственные факторы.
Неблагоприятные пороки внутриутробного развития.
Инфекции или травматические поражения
НС ребенка после рождения.
Возрастные изменения сосудов.
Опухоли.
Слайд 5Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением,
профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами
и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.
Слайд 6Выделяют общую и частную психиатрию.
Общая психиатрия занимается изучением основных свойств психических заболеваний, закономерностей их проявления и развития,
причины, принципы классификации, методы исследования и лечения.
Слайд 7Частная психиатрия (частная психопатология) изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику,
закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности.
Слайд 8Психическое расстройство ( синоним - ментальное расстройство, психическое заболевание, душевная болезнь;) — в широком
смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового.
Противоположностью психического расстройства является психическое
здоровье.
Слайд 9Психическое заболевание влечёт изменения и нарушения в сфере чувств, мышления, поведения, и наряду
с этим, по некоторым утверждениям, почти всегда происходят изменения соматических функций организма.
По
данным ВОЗ, каждый четвёртый-пятый человек в мире имеет психическое или поведенческое расстройство.
Слайд 10Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических
процессов.
Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.
Слайд 11Выделяют следующие задачи нейропсихологии:
Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;
Нейропсихологический анализ, особенно актуальный
при локальных повреждениях мозга;
Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур.
Слайд 12Отклонения от нормального функционирования НС – это признак или симптом
патологического состояния.
Один и тот же симптом может наблюдаться при различных
заболеваниях или состояниях.
Слайд 13Нередко поражение какого-либо отдела нервной системы проявляется в форме совокупности
симптомов.
Патологическое состояние, характеризующееся стойким сочетанием нескольких характерных для него симптомов,
называется синдромом, или симптомокомплексом.
Слайд 14Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения
головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным
изменениям в работе мозга).
Симптом – внешнее проявление нарушения ВПФ, связанное с повреждением определенного нейропсихологического фактора и соответственно с нарушением работы определенной зоны мозга.
Слайд 15Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, непосредственно связанные с
поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.
Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических
функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.
Слайд 16Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он
является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.
Слайд 17Основные нейропсихологические факторы:
1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;
2) кинетический фактор;
3) модально-специфический фактор;
4) кинестетический фактор (частный случай
модально-специфического фактора);
5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;
Слайд 186) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;
7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших
психических функций;
8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;
9) фактор межполушарного взаимодействия;
10) общемозговой
фактор;
11) фактор работы глубоких подкорковых структур.
Слайд 19Нарушение каждого из факторов
вследствие того или иного локального поражения мозга
ведет к возникновению нейропсихологического синдрома, характеризующегося определенной структурой симптомов.
Факторы обладают
некоторой автономностью,
что является отражением работы определенных,
относительно автономных, дифференцированных
мозговых систем, каждая из которых
характеризуется собственными закономерностями.
Слайд 20Модально-специфические факторы
Связанны с работой анализаторных систем
зрительной,
слуховой,
кожно-кинестетической,
двигательной (моторная сфера).
Проявляются в виде:
агнозий – гностических
дефектов,
апраксий – праксиса,
амнезий – модально-специфических мнестических нарушений.
Слайд 21Симптоматика связана с поражением прежде всего
вторичных полей коры полушарий, входящих в
"ядерные зоны" корковых
отделов анализаторов
(по И.П. Павлову).
МСФ послужили основой для формирования самого понятия «фактор».
Слайд 22Модально-неспецифические факторы
Связаны с работой неспецифических срединных структур мозга.
«Фактор инертности –
подвижности» нервных процессов,
лежащий в основе синдромов
поражения передних отделов мозга (персевераций);
«Фактор активации –
дезактивации»,
нарушение которого проявляется
адинамией,
нарушениями произвольного внимания,
нарушениями селективности психических процессов;
Слайд 23«Фактор спонтанности – аспонтанности»,
нарушение которого ведет к
дезорганизации поведения,
замене целесообразных актов
шаблонами и стереотипами.
Слайд 24Факторы, связанные с работой третичных (ассоциативных) областей коры
Эти факторы отражают
процессы интеграции анализаторных систем,
отражают работу двух основных комплексов третичных полей:
конвекситального (префронтального)
- «фактор программирования и контроля»;
височно-теменно-затылочного (зоны ТРО) - «фактор симультанной организации» психических процессов.
Слайд 25Нарушение этих факторов лежит в основе
самостоятельных нейропсихологических синдромов:
префронтальный синдром,
синдром зоны
ТПО.
Слайд 26Полушарные факторы, связанные с работой
левого и правого полушарий мозга как целого
Интегративны по
своей сути;
Характеризуют общую стратегию работы
всего полушария в целом.
Носят характер дихотомий, различающий
принципы
работы правого и левого полушарий.
Обеспечивают закономерности
совместной работы левого и правого полушарий мозга;
Связаны со структурами комиссур мозга
мозолистое тело (corpus callosum) и др.
Слайд 27Факторы, связанные со способами переработки информации
Абстрактные (вербально-логические) способы
функции, опосредованные речью,
связаны преимущественно
с работой левого полушария;
Конкретные (наглядно-образные) способы
связаны преимущественно с работой правого полушария.
Слайд 28 Фактор произвольной / непроизвольной
регуляции психической деятельности
Уровень регуляции высших психических функций:
Произвольный
связан
с работой левого полушария (у правшей);
Непроизвольный
связан с работой правого полушария.
Слайд 29Фактор осознанности / неосознанности
психических функций и состояний
Осознанность тесно связана с речевой системой,
с
языковыми семантическими категориями.
Поражения правого полушария чаще, чем поражения левого,
сопровождаются нарушениями осознания
больным своего дефекта - анозогнозии.
Слайд 30Фактор сукцессивной / симультанной организации ВПФ
Сукцессивная организация психической деятельности:
последовательная,
развернутая во времени,
подчиненная
определенной программе,
связана с работой левого полушария
в большей степени (у правшей).
Симультанный принцип
организации психической деятельности:
принцип гештальта
преимущественно в правом полушарии.
Слайд 31Общемозговые факторы,
обеспечивающие целостную интегративную работу мозга
Механизмы, обеспечивающие целостную интегративную работу
мозга:
Общемозговые механизмы
кровообращения и ликворообращения;
Гуморальные, биохимические процессы и т.п.
Слайд 32Нарушения этих факторов
приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов,
влияет на общее функциональное
состояние мозга,
вмешиваясь в реализацию любых видов психической деятельности.
Слайд 33Задание:
Чем отличаются психические заболевания от неврологических?