Слайд 1Нейропсихологические факторы
Тарасенко Н.Н.
Слайд 2Нейропсихологический фактор
- обобщенный и связанный с определенным динамически
локализованным нейронным ансамблем смысл его работы
Инструментом выделения нейропсихологических факторов является
синдромный анализ, включающий три этапа осмысления регистрируемых изменений психической деятельности.
1. Качественная квалификация нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений.
2. Анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, то есть установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими по закону системной организации функций производными расстройствами. В частных случаях таким последствием может быть полный распад соответствующей психической функции. К числу третичных нарушений иногда относят компенсаторные перестройки той или иной функциональной системы в ответ на возникшее поражение с целью замещения пораженного звена.
3. Изучение состава сохранных ВПФ, облегчающее дифференциальную топическую диагностику.
Для детей: учет отклонений от среднего возрастного развития, на котором находится ребенок, или особенностей дизонтогенеза
Слайд 3Модально-неспецифический (энергетический) фактор
связан с работой глубинных отделов мозга. Они
закладываются еще во время внутриутробного развития, дозревание этих церебральных отделов
продолжается после рождения
Нарушения: нарушается гармония в смене фаз активности и бодрствования, повышается утомляемость, замедляется включение в деятельность, происходят колебания ее продуктивности, расстройства сна.
Слайд 4Кинетический фактор
связан с работой ассоциативных премоторных отделов мозга и
обеспечением такой составляющей психической деятельности, как возможность естественного и целесообразного
перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий — цепи последовательно сменяющих друг друга шагов
Нарушения: элементы движений выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Особенно ярко эти черты обнаруживаются в моторном обеспечении письма и рисования. Могут возникать своеобразные застревания на каком-то фрагменте движения, приводящие к его неоднократным повторениям
Слайд 5Модально-специфический фактор
— связан с работой тех зон мозга, куда
стекается информация от органов чувств и в которых обеспечивается восприятие
с одновременным вводом получаемой информации в системы памяти.
Нарушения: Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических мнестических нарушений (ослабления соответствующего типа памяти).
Слайд 6Кинестетический фактор
частный случай модально-специфического фактора. Он обеспечивает передачу и
интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и
сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения.
Нарушения: затрудняется становление схемы тела, пространственной ориентации
Слайд 7Пространственный фактор
обеспечивает различные уровни переработки пространственных параметров и отношений
внешней среды
Структурная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих
— реальное пространство окружающей среды, аналогичное ему представление о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. В последнем случае речь идет об отражении упорядоченности пространства и его компонентов в понятийно-знаковой и символьной форме
Нарушения: трудности ориентации в реальном пространстве и квазипространстве; приводит к трудностям в обучении
Слайд 8Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности
В произвольную регуляцию деятельности включают: 1)
постановку целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и
прогнозируемыми задачами; 2) планирование (или программирование) путей достижения цели с выбором оптимальных способов действий и определения их последовательности; 3) контроль за исполнением выбранной из уже имеющихся в индивидуальном опыте или создаваемой в данной момент программы с возможностью ее изменений по ходу выполнения
Связан с работой лобных отделов мозга (созревают к 7 годам).
Слайд 9Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний
С одной стороны, он
ориентирован на речевую систему, обеспечивающую возможность вербального отчета о собственных
психических процессах и в этом аспекте его морфологической базой является левое полушарие. С другой стороны, поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются анозогнозией. Подобные больные имеют тенденцию отрицать у себя наличие той или иной недостаточности, либо у них возникают феномены игнорирования, неосознаваемости левой половины тела, левой части зрительного или слухового пространства. Осознанность и произвольность являются взаимодополняющими и неразрывными характеристиками целостной, собственно человеческой деятельности и поведения
Слайд 10Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ
Сам факт жизни во временном пространстве
объективно обусловливает последовательное получение информации тем или другим анализатором
Этот принцип
обработки информации более представлен в левом полушарии.
Слайд 11Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ
Синхронное поступление информации по многим каналам
сразу позволяет осуществлять целостную и одновременную ее обработку
более представлен правым
полушарием.
Сукцессивность и симультанность тесно связаны между собой по принципу «часть и целое», причем целое не является результатом механического соединения частей, а часть имеет смысл только в контексте целого
Слайд 12Фактор межполушарного взаимодействия
— это обеспечение совместной деятельности левого и
правого полушария как целостной системы.
Морфологически он привязан к работе
мозолистого тела и других комиссур мозга, важнейшими из которых являются четверохолмие и зрительная хиазма
Нарушения: нарушается взаимодействие полушарий
Слайд 13Общемозговой фактор
фактор связан не с самим мозгом, а с
теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, ликворообращением,
гуморальными влияниями, биохимическими процессами и др.
Слайд 14Фактор работы глубоких подкорковых структур
изучен недостаточно, проявляется как составная
часть ряда синдромов, возникающих при раздражении или деструкции таламуса и
прилежащих областей
Слайд 152 типа расстройств:
сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (света,
цвета, громкости, длительности), связанные с поражением периферических, подкорковых уровней анализаторной
системы и первичного коркового поля,
гностические расстройства, связанные с поражением вторичных полей, обеспечивающих процессы восприятия (формы, символов, пространственных отношений, звуков речи). Расстройства этого уровня получили название агнозий
Агнозия — расстройства узнавания и восприятия при сохранности элементарной чувствительности и сознания