Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Народные календарные праздники.
масленица»
Автор Пивоварова Марина Витальевна
Педагог дополнительного
образования
МБУ ДО ДДТ Первомайского района г.Ростова-на-Дону
февраль 2018 год
Слайд 2
Актуальность:
Закладывая с детства знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент
национального мышления, которое формирует основы культуры. С помощью песенного фольклора
учащиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, стимулируется рост духовности, развиваются их философские взгляды на жизнь. Обучающие возможности фольклора огромны. Народные песни, игры, сказки, пословицы составляют питательную почву для нравственного и эстетического воспитания детей. Чем культурнее человек, тем осознаннее и бережнее он относится к историческим памятникам.
Слайд 3Цель занятия: Приобщение к народным традициям и обычаям, воспитание общей
культуры учащихся, расширение музыкального кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
Развитие гармоничной
личности, формирование любви к родной земле и уважения к традициям своего народа.
3. Развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих и сенсорных способностей; способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.
Слайд 4«Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз.
Однажды в самое печальное и суровое время человек заметил ее,
прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их, Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой, пышнотелой женщиной с румяными щеками, коварными глазами и хохотом. В народе ее прозвали тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.
Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «веселой», «широкой», «обжорной», «разорительницей», «честной», «барыней – Масленицей», «госпожой Масленицей».
Веселая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житье, а Масленица.
Масленица не имеет точного календарного времени, а является неделей, предшествующей Великому посту.
Слайд 5О праздновании Масленицы
Масленичная неделя называется карнавалом.
Каждый день масленичной недели
имеет свое название:
Понедельник – встреча;
Вторник – заигрыш;
Среда – лакомка;
Четверг –
разгул, перелом, четверток широкий;
Пятница – тещины вечера;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – прощеный день, проводы, прощанье, целовальник.
Слайд 6Понедельник - « В с т р е ч а
»
В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки:
чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно было качаться на качелях – чем выше, тем лучше
Слайд 7Вторник - « З а и г р ы ш
»
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и
веселье угощали блинами.
Слайд 8Среда - « Л а к о м к а
»
Среда называлась «лакомкой», название говорит само за себя. В этот
день хозяйки поступают по поговорке: «Все что есть на печи – все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений были блины.
У древних славян блин олицетворял Солнце. Слово «блин» произошло от слова «млин» - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба.
Слайд 9Четверг - « Р а з г у л я
й »
Главное мужское дело в этот день - оборона и
взятие снежного городка. Выбирался городничий, обязанный стоять на защите города. Брали город с целью завладеть флагом на городе и самим городничим. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков. Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями.
Что бы помочь солнцу прогнать зиму, устраивается катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Катились на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так. Катались молодые девушки, которых кучера из чужой деревни должны были угостить гостинцами, катались и бабы, похвалиться шубой (для этого подвертывали шубы сзади, показывая дорогой мех).
Слайд 10Пятница –
« Т ё щ и н ы
в е ч е р а »
До пятницы
чучело Масленицы хранилось где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки вывозили ее на улицу и начинали шествие. Во главе процессии следовала Масленица, рядом с ней сидела самая красивая и нарядная девушка. Сани с Масленицей везли три парня. Первая красавица затягивала песню, ее подхватывали девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Заслышав пение, все спешили присоединиться к шествию и проводить Масленицу до самой горы, где государыня Масленица и открывала катание с ледяной горы, которое продолжалось до вечера, после чего государыня Масленица водворялась в сарай.
А вечером зять едет «к тёще на блины», а тёща зятя привечает, угощает.
Слайд 11Суббота –
«З о л о в к и н
ы п о с и д е л к
и»
Масленица снова появляется на улице, но теперь
уже в сани, вместо парней, впрягали лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. В катании принимали участие и женщины не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».
Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощенье – бесчисленные блины.
Слайд 12Воскресенье –
«П р о щ е н ы й
д е н ь »
В последний
день Масленицы парни и семейные мужики из нескольких деревень сходились на ровном месте, где устраивались настоящие сражения, известные под названием «игры в мяч».
В конце дня сжигали чучело Масленицы. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки.
Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощение у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.»
Слайд 13Используемая литература:
Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 2003
г.
Науменко Г. Народный праздничный календарь. – М., 2001 г.
Энциклопедия русских
обычаев. – М., 2000 г.