Слайд 1Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Слайд 2Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Теория Всеобщего управления качеством или Тотального менеджмента качества
(Total Quality Management, TQM), как философская концепция, возникла в результате развития и обобщения мыслей выдающихся людей своего времени — Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, Т. Сейфи, С. Синго, А. Фейгенбаума, В. Шухарта. Их взгляды на управление качеством несколько отличались, однако общим для них было то, что все они опирались на одну гуманистическую идею и оказали огромное влияние на мировую экономику.
Слайд 3Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Суть этой идеи очень проста и понятна
— производитель создает продукцию или оказывает услугу такого качества, которое востребовано конкретным покупателем. При этом хозяин производства выстраивает со своими рабочими и служащими совершенно определенные отношения, стимулирующие и мотивирующие их на непрерывное самосовершенствование и постоянное улучшение качества продукции.
Слайд 4Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Концепция Всеобщего управления качеством использует два понятия —
внешнего потребителя — людей, для которых создается продукция, и внутреннего потребителя — людей, которые своими знаниями, способностями, талантом и оплаченным трудом создают продукцию требуемого качества. Очевидно потому, что идеи TQM предполагают труд одних людей для удовлетворения потребностей других людей, они стали востребованы мировым сообществом.
Слайд 5Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
За очень короткое время тотальный менеджмент качества из
привлекательной теории превратился в эффективный метод управления предприятиями и организациями и завоевал мировое признание как стратегическое средство обеспечения высокого качества продукции при минимизации затрат. Не смотря на свою практичность, TQM – это, прежде всего, мировоззрение, система отношений между людьми, философия предприятия.
Слайд 6Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Фундамент концепции всеобщего управления качеством был заложен в
экономической программе Э. Деминга, сформулированной им в Токио на семинаре Союза японских ученых и инженеров в 1950 году. Эдвардс Деминг в то время возглавлял одну из групп специалистов, прибывших в Японию по просьбе правительства в рамках плана Маршала. Программа построения системы менеджмента качества, разработанная комиссией, была основана на «трех прагматических аксиомах» и «14 принципах».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 7Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Первая аксиома утверждает: «Любая деятельность может рассматриваться, как
технологический процесс и потому может быть улучшена ».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 8Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Вторая аксиома гласит: «Производство следует рассматривать как систему.
Поэтому решения частных конкретных проблем совершенно не достаточно. Необходимы системные фундаментальные изменения».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 9Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Третья аксиома требует: «Высшее руководство предприятия должно во
всех случаях поступать так, чтобы принять на себя ответственность за деятельность предприятия».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 10Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Принципы Э. Деминга.
Слайд 11Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Принцип 1.
Постоянство целей: «Сделайте так, чтобы стремление к
улучшению продукции или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель — быть конкурентоспособным в бизнесе и создавать рабочие места. Не отступайте от достижения четко сформулированных производственных целей, поэтапного и постоянного улучшения качества продукции и услуг».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 12Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Реализация этого принципа в высшем учебном заведении означает
необходимость выбора миссии и долгосрочной стратегической цели. Например – быть лучшим в регионе (стране, мире) в определенных областях научных исследований, технологических разработок, производства наукоемкой продукции, подготовки специалистов по определенным направлениям, оказания определенного вида образовательных услуг.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 13Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Вуз должен на основе активного маркетинга сегментировать рынок
интеллектуального труда и образовательных услуг, определить для себя приоритеты и стремиться к победе в конкурентной борьбе по выбранным направлениям за счет непрерывного совершенствования своей деятельности и улучшения качества выполняемых научных исследований, оказываемых образовательных услуг и подготовки специалистов.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 14Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Принцип 2.
Лидерство и ответственность: «В новых
социально- экономических условиях менеджеры - лидеры организации должны ответить на вызовы внешней среды, осознать свою ответственность и взять на себя руководство позитивными изменениями».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 15Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Во всем мире, в том числе в России,
исторически сложилось так, что руководство кафедрами, факультетами и университетами осуществляют профессора, являющиеся авторитетными учеными и ведущими преподавателями, но не имеющие, как правило, специальной менеджерской подготовки. Это было вполне нормальным и соответствовало условиям, когда университеты были исключительно академическими ценностно-ориентированными организациями.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 16Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
В новых условиях, когда высшие учебные заведения все
больше становятся субъектами рынка и целе-ориентированными организациями, к управлению университетами, факультетами и кафедрами должны быть привлечены профессиональные менеджеры.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 17Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Менеджеры должны организовать и взять на себя руководство
изменениями в структуре и системе управления вузом, которые позволят оптимальным образом сочетать приверженность коллектива традиционным академически ценностям и новыми предпринимательским идеям. Менеджеры должны принять на себя ответственность за поведение университетов, адекватное требованиям внешней среды.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 18Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Отказ от массового контроля: «Для достижения требуемого качества
продукции нет необходимости в массовом контроле, поскольку качество от него не зависит. Качество – результат оптимизации процессов производства, а не контроля конечной продукции».
Принцип 3.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 19Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Важно правильно понять этот принцип и должным
образом применить его в высшем учебном заведении. Речь идет о слабой эффективности массового контроля конечной продукции, организованного «по принципу ОТК» без надлежащего проектирования, планирования и организации производства продукции, анализа и предупреждения возможных отклонений и несоответствий ее качества.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 20Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
В первую очередь, необходимо совершенствовать процессы производства продукции
и услуг. Таким образом, в вузах, наряду с существующей системой контроля текущей успеваемости студентов, защитой ими выпускных квалификационных работ и сдачи экзаменов, должна быть создана эффективно действующая система проектирования содержания образования, разработки программ обучения, планирования их материального, методического и кадрового обеспечения, технологий реализации, мониторинга качества и непрерывного совершенствования. Аналогичные системы необходимы при выполнении научных исследований, технологических разработок, а также производстве наукоемкой продукции.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 21Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Отказ от закупок по самой низкой цене:
«Следует прекратить практику приобретения самых дешевых ресурсов для производства продукции и оказания услуг. Цена не имеет смысла без определения свойств товара. Дешевые ресурсы, как правило, могут иметь соответствующее качество, и оно не позволит вам обеспечить требуемое качество ваших товаров и услуг».
Принцип 4.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 22Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Высшие учебные заведения в условиях постоянного недофинансирования и
дефицита средств повергаются искушению приобретать самые дешевые ресурсы - материалы для ремонта зданий и отделки аудиторий, оборудование для научных исследований и учебных целей, заказывать выполнение работ низкооплачиваемым и неквалифицированным специалистам, привлекать к учебному процессу и научным исследованиям не лучших преподавателей и слабых ученых, не претендующих на высокую заработную плату. Результаты получаются соответствующие ресурсам.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 23Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Для выхода из «заколдованного круга» вузам не следует
скупиться и поэтапно сосредоточить на основных направлениях деятельности материальные и человеческие ресурсы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Эти ресурсы могут создать предпосылки для производства продукции и услуг – результатов научных исследований, технологических разработок, а также знаний, умений, навыков и методологической культуры подготовленных специалистов, уровень которых будет соответствовать мировому.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 24Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Следствием этого будет готовность личности оплачивать качественные
образовательные услуги по более высокой цене, а современные предприятия, работающие на мировом рынке, будут заказывать для себя подготовку элитных российских специалистов «по мировым ценам».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 25Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Ориентация на процессы: «Качество должно
«встраиваться» в продукцию на этапе ее проектирования. На этапе планирования производства уже будет поздно. Качество начинается с целей».
Принцип 5.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 26Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Вузы на основе миссии и долгосрочных стратегических целей
должны разрабатывать и реализовывать свои Образовательные стандарты и среднесрочные Комплексные программы развития. В структуре Комплексных программ целесообразно сформировать соответствующие подпрограммы развития ресурсов, совершенствования процессов и достижения результатов по основным направлениям деятельности – научной, образовательной, производственно-хозяйственной, финансово-экономической и организационно-управленческой.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 27Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Комплексные программы желательно дополнить целевыми программами для решения
наиболее приоритетных и важных задач развития университетов по конкретным целевым установкам. При этом вузовскую систему менеджмента качества образовательных услуг, подготовки специалистов и выпуска наукоемкой продукции предпочтительно сориентировать на основные процессы, увязав их между собой, определив «хозяев» процессов – руководителей и сотрудников соответствующих структурных подразделений.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 28Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Следует разработать соответствующие Положения о структурных подразделениях, Руководства
по качеству, Документированные процедуры, а также четкие Должностные и Рабочие инструкции для сотрудников, участвующих в реализации всех процессов. Улучшение каждого из основных процессов будет способствовать улучшению качества продукции и услуг университета в целом.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 29Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Подготовка и переподготовка персонала:
«Организация должна иметь систему подготовки и переподготовки персонала на рабочих местах с использованием современных методов обучения, тестирования и аттестации».
Принцип 6.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 30Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Этот принцип достаточно хорошо реализуется в российских вузах
применительно к профессорско-преподавательскому составу, в меньшей степени — к научным сотрудникам и, как правило, плохо применяется к другим категориям работников — учебно-вспомогательному и административно-хозяйственному персоналу.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 31Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Необходимо организовать эффективную систему подготовки всего персонала университета
к исполнению служебных обязанностей. Успех любой организации, в том числе вуза, определяется слаженными действиями всех без исключения сотрудников. От того, насколько ответственно каждый сотрудник на своем рабочем месте, относится к выполнению своих обязанностей, зависит результат деятельности всего высшего учебного заведения.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 32Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Учреждение лидерства: «В организации должна быть создана система
эффективного руководства. Проверки и инспекции должны быть направлены на то, чтобы помочь сотрудникам лучше выполнять их работу».
Принцип 7.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 33Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Администрации высшего учебного заведения следует « не
надзирать и контролировать », а руководить деятельностью сотрудников и оптимизировать рабочие процессы. Руководители всех подразделений должны принимать незамедлительные меры при обнаружении несоответствий в содержании образовательных программ, их материальном и методическом обеспечении, технологии реализации, предупреждать появление некачественной продукции — знаний, умений и навыков студентов, осваивающих учебные программы.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 34Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
То же касается выполнения научных исследований и производства
наукоемкой продукции. Менеджеры-профессионалы должны стать настоящими лидерами, ведущими за собой коллектив университета к успеху, помогающими сотрудникам адаптироваться к новым условиям работы и решать задачи достижения требуемого качества продукции.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 35Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Корпоративная культура: «Организация должна изучать и целенаправленно формировать
свою корпоративную культуру. Важно создать благоприятный « микроклимат » в коллективе, используя эффективные методы общения между сотрудниками, препятствовать возникновению атмосферы страха и недоверия. Работники предприятия должны чувствовать себя защищенными, не бояться задавать вопросы и высказывать свои мысли».
Принцип 8.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 36Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Внутренняя академическая среда в высших учебных заведениях традиционно
является более демократичной и творческой по сравнению с коммерческими организациями. Как правило, корпоративная культура университета сбалансирована по четырем составляющим — «семья», «конкуренция», «иерархия» и «творчество».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 37Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Однако, в связи с изменениями внешней среды и
становлением вузов как субъектов рынка, внутренняя среда и корпоративная культура вузов изменяется в сторону усиления составляющих «конкуренция» и «творчество» при ослаблении составляющих «иерархия» и «семья».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 38Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Очень важно с привнесением в корпоративную культуру университетов
«духа предпринимательства и конкуренции» не потерять академическую природу высшего учебного заведения, свободу творчества и демократизм. Но самое главное — весь коллектив вуза должен работать как одна команда, разделять общие цели и задачи, а также методы их достижения и решения.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 39Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Системный подход: «Организация должна управляться на основе системного
подхода. Внутри производственные отношения должны иметь характер «клиент-поставщик».
Принцип 9.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 40Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Очень важно ликвидировать разобщенность структурных подразделений вуза, связав
между собой все процессы — научных исследований, технологических разработок, образовательной, финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 41Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Следует выделить в каждом из основных процессов и
увязать между собой подпроцессы проектирования, планирования, производства, а также мониторинга, анализа и улучшения качества продукции, произведенной сотрудниками соответствующих подразделений. При движении незавершенных продуктов между подразделениями внутри университета следует рассматривать их как конечные продукты деятельности каждого подразделения, а отношения между ними строить на принципе «клиент-поставщик».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 42Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Например, естественно-научные кафедры должны рассматриваться как «поставщики» фундаментальных
знаний, умений, навыков и методологической культуры студентов при переходе их на обще-профессиональные кафедры, которые в этом случае выступают в роли «клиентов».
Принципы Э. Деминга.
Слайд 43Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
С другой стороны, обще-профессиональные кафедры являются
«поставщиками» для профилирующих кафедр – «клиентов», требующих надлежащего качества соответствующих знаний, умений, навыков и методологической культуры студентов для их дальнейшей специальной подготовки. Для достижения требуемого качества конечных результатов важно, чтобы кафедры - «клиенты» и кафедры - «поставщики» чувствовали взаимную ответственность за результаты своей деятельности.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 44Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Отказ от пустых лозунгов и призывов:
«Руководителям организации следует отказаться от не подкрепленных соответствующими ресурсами лозунгов, призывов к действиям и проповедей для «мобилизации масс на трудовые подвиги» во имя достижения каких-либо целей - повышения эффективности производства, качества продукции и т.д.».
Принцип 10.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 45Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Известно, что «словами делу не поможешь». Поэтому для
высших учебных заведений, как и для других организаций, этот принцип означает, что для решения любой задачи по совершенствованию производства и повышению качества продукции совершенно недостаточно лишь поставить задачу.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 46Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Нельзя «мобилизовать коллектив факультета» на подготовку новой образовательной
программы без выделения дополнительных средств на разработку ее содержания, материального, методического и кадрового обеспечения, а также организацию работы.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 47Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Менеджерам вуза необходимо при решении каждой конкретной задачи
разрабатывать соответствующую программу действий, план мероприятий, обеспечивать их реализацию необходимыми ресурсами, стимулировать сотрудников к активным действиям и брать на себя руководство выполнением программы.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 48Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Для реализации Комплексной программы развития вуза должен быть
сформирован соответствующий бюджет, в соответствии с которым методами проектного менеджмента будет организована работа временных творческих коллективов, обеспеченных необходимыми ресурсами. Только в этом случае могут быть произведены запланированные действия и достигнуты ожидаемые результаты.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 49Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Администрация вуза должна осознать, что ее главная обязанность
– совершенствование системы менеджмента. Цели необходимы всем. Но если перед коллективом вуза ставятся цели без плана их достижения и наличия соответствующих ресурсов, они производят эффект, противоположный желаемому.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 50Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Отказ от объективистских методов управления: «Менеджеры не должны
злоупотреблять использованием количественных показателей для управления организацией. Для того, чтобы грамотно управлять необходимо «познать суть вещей», а не доверяться только «сухим цифрам».
Принцип 11.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 51Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
В высших учебных заведениях достаточно популярны методики планирования
и подведения итогов работы факультетов, кафедр и других подразделений с использованием различных показателей, индикаторов, рейтингов и т.д. Безусловно, объективные данные, в том числе количественные, абсолютно необходимы для детального анализа с целью последующего принятия управленческих решений.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 52Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Однако, количественные показатели и рейтинги очень часто в
значительной мере зависят от субъективных методик обработки фактических данных. Поэтому они могут использоваться лишь как дополнение к экспертным оценкам, которые выполняются, как правило, на основе глубокого анализа действительного состояния дел в том или ином структурном подразделении вуза (факультете, кафедре, лаборатории).
Принципы Э. Деминга.
Слайд 53Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Гордость своей работой: «В организации следует создать условия,
при которых сотрудники могут и должны гордиться своей работой. Сотрудник, который чувствует свою необходимость, не пожалеет усилий, чтобы ее сохранить. Он будет работать лучше, если будет знать, что нужен организации, и гордиться этим».
Принцип 12.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 54Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Высшее учебное заведение должно развивать свою корпоративную культуру
таким образом, чтобы воспитывать у сотрудников и студентов любовь к «Alma Mater», культивировать преданность ей, гордиться принадлежностью к вузовскому академическому сообществу, а также тем, что их труд приносит родному вузу пользу и способствует его развитию и процветанию. В таких условиях сотрудники и студенты будут морально стимулированы и станут сознательно стремиться к повышению эффективности, результативности и качества своего труда.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 55Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Повышение квалификации персонала: «Организация должна разработать и ввести
в действие систему повышения квалификации персонала и создать каждому сотруднику условия для его самосовершенствования. Необходимо поощрять образование и самообразование сотрудников. Организации нужны не просто хорошие работники, ей нужны работники, которые становятся лучше, благодаря образованию и самосовершенствованию».
Принцип 13.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 56Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Этот принцип является продолжением и развитием принципа
6, который требует от любой организации, в том числе высшего учебного заведения, создания эффективной системы подготовки персонала к исполнению служебных обязанностей. Развитие состоит в том, что в данном случае речь идет о необходимости непрерывного повышения квалификации и самосовершенствования всех без исключения сотрудников вуза – преподавателей, научных работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-хозяйственных работников и, конечно же, менеджеров.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 57Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Как известно, профессорско-преподавательский состав российских вузов, в соответствии
с Типовым положением о высшем учебном заведении, один раз в пять лет в обязательном порядке повышает квалификацию. Следует дополнить эту систему ежегодными краткосрочными курсами повышения квалификации преподавателей, организацией специальных семинаров по изучению инноваций в сфере высшего образования, обмену передовым опытом и т.д.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 58Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Для научных сотрудников и работников других категорий университетов
следует также организовать ежегодные курсы повышения квалификации. Для менеджеров и административно-хозяйственного персонала необходимы более частые учебы и практические тренинги. Важно формировать в вузе атмосферу стремления к постоянному самообразованию, создать культ новых знаний и профессионального совершенства, поощрять сотрудников, выполняющих за счет более высокой квалификации работу лучше других.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 59Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Приверженность повышению качества: «Высшее руководство организации должно четко
и ясно заявить о своей приверженности постоянному улучшению качества продукции и услуг и непрерывно доказывать это своими действиями».
Принцип 14.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 60Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Высшее руководство вузов - ректоры, проректоры, деканы факультетов,
заведующие кафедрами, а также руководители других структурных подразделений и менеджеры высшего звена должны определиться со своей позицией в отношении основных продуктов деятельности вуза – результатов научных исследований, наукоемких технологических разработок, образовательных услуг и подготовки специалистов.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 61Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Готовы ли они к тому, чтобы их ежедневной
заботой стало повышение качества продукции? Если да, то они должны заявить об этом. Высшее руководство должно организовать и возглавить всю работу по постоянному повышению качества результатов интеллектуального труда коллектива вуза. От позиции и поведения высшего руководства будет зависеть степень вовлеченности сотрудников вуза в работу над совершенствованием продуктов деятельности.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 62Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Руководители высших учебных заведений должны стать лидерами и
взять на себя ответственность в борьбе за качество. Только при этом условии делу повышения качества результатов научных исследований, наукоемких технологических разработок, образовательных услуг и подготовки специалистов будет сопутствовать успех.
Принципы Э. Деминга.
Слайд 63Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Анализ принципов Э. Деминга показывает, что философия Всеобщего
управления качеством такова, что все проблемы в менеджменте организации рассматриваются с точки зрения системы. По логике TQM, организация работает настолько хорошо, насколько хороша ее система менеджмента качества.
Слайд 64Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Таким образом, для того, чтобы высшее учебное заведение
работало хорошо, необходимо с использованием метода TQM создать в нем соответствующую систему менеджмента качества. Концепция Всеобщего управления качеством требует, чтобы это была социо-техническая система.
Слайд 65Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
С одной стороны, метод TQM должен помогать выстраивать
отношения сотрудничества между людьми (сотрудниками, поставщиками, клиентами), а с другой стороны, дать возможность улучшать технические и технологические параметры производства и конечной продукции.
Слайд 66Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Таким образом, система Всеобщего управления качеством – это
метод управления производством, в том числе производством продуктов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях.
Слайд 67Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Строгим правилом в Концепции Всеобщего управления качеством является
принятие любых управленческих решений исключительно на основе анализа фактов, а не на основе интуиции или личного опыта руководителя. Мировой опыт показывает, что до 90% всех проектов улучшений терпят крах только по причине неверных решений, принятых на основе ошибочного представления руководителей о состоянии дел в организации и во внешней среде. Очень часто факты путают с суждениями. Люди склонны принимать нечто, к чему они имеют отношение, за факты.
Слайд 68Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Схема принятия решения
Слайд 69Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Прежде чем собирать информацию, необходимо решить, какие данные
нужны и как они будут обрабатываться и анализироваться. Следует учесть, что не все данные отражают факты. Важно, чтобы данные регистрировались в простой и доступной для дальнейшего использования форме. Данные должны быть систематизированы таким образом, чтобы в дальнейшем их можно было легко найти и обработать.
Слайд 70Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
После того, как данные собраны и документированы, для
их обработки и анализа используются различные методы. Принятие решения является заключительным и наиболее ответственным этапом. В концепции Всеобщего управления качеством решение принимается, как правило, после коллективного обсуждения.
Слайд 71Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Статистическое мышление помогает руководителю с помощью инструментов менеджмента
качества принимать решения в условиях неопределенности, ситуациях с несколькими вариантами исходов, учитывать возможные риски. Решения руководителя, в отличие от знаменитого российского правила - «хотели как лучше, а получилось как всегда», будут взвешенными, обоснованными и направленными на улучшение системы.
Слайд 72Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Концепция TQM становится все более популярной в зарубежных
и российских организациях, в том числе в высших учебных заведениях. Ряд российских вузов уже используют элементы системы управления качеством образовательных услуг и подготовки специалистов, основанной на принципах TQM.
Слайд 73Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
В этом ряду следует отметить Московский государственный
институт стали и сплавов (технический университет), Московский государственный технологический университет СТАНКИН, Ивановский государственный энергетический университет, Санкт-петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ, Новосибирский государственный технический университет и другие вузы.
Слайд 74Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Концепцией Всеобщего управления качеством предусмотрен процессный подход к
деятельности любой организации, в том числе высшего учебного заведения. На этом строится система менеджмента качества организации и, в частности, вуза.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 75Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Система качества вуза
Слайд 76Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Для построения системы качества вуза, основанной на принципах
TQM, необходимо подняться на семь ступеней вверх к вершинам современного менеджмента, не перешагивая через них, а двигаясь по ним в определенной последовательности.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 77Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Ступени
к системе менеджмента качества вуза
Слайд 78Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 1.
Выбор цели — это
достижение общности взглядов членов ректората, как команды высшего руководства университета, на необходимость изменений в организационном менеджменте с целью выстраивания и совершенствования процессов в вузе.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 79Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
На этой ступени очень важно правильно оценить обстановку
в университете по достоверной информации о существующих проблемах, грамотно сформулировать основную идею и сформировать коллектив единомышленников, разделяющих методы, стратегию и тактику достижения глобальной цели.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 80Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 2.
Утверждение миссии — это
заявление университета о своем предназначении, роли и ответственности перед личностью, обществом и государством. В этом заявлении коллектив вуза отвечает на вопрос: «Кто мы, для кого мы и каковы наши цели?».
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 81Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
На основании выбранной глобальной цели в миссии формулируются
основные направления развития вуза, подчеркивается его уникальность. Текст миссии высшего учебного заведения должен быть хорошо проработан, написан ярким, ясным и понятным языком. Миссия должна быть обсуждена в коллективе сотрудников, утверждена и документирована.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 82Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 3.
Постановка задач — это
важный шаг, на котором должны быть определены целевые установки программы развития университета и индикаторы их достижения, по которым в дальнейшем руководство и коллектив вуза будут судить о степени решения поставленных задач. Индикаторы достижения целевых установок могут быть как качественными, так и количественными, однако главное — они должны быть измеряемыми.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 83Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 4.
Определение факторов успеха
— это формирование перечня методов и ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, достижения целевых установок и глобальной цели развития университета. На данной ступени важно выбрать методы движения к успеху и ресурсы, адекватные поставленным задачам, индикаторам развития и глобальной цели вуза. Важно не допустить « опасного зазора » между целями и средствами их достижения. Факторы успеха должны быть хорошо сбалансированы по стратегической и тактическим целям.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 84Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 5.
Идентификация основных процессов —
это распределение факторов успеха по основным процессам в университете и определение «хозяев процессов». На данном шаге следует четко выделить основные процессы и закрепить за ними членов команды высшего руководства вуза в качестве ответственных.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 85Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Ключевые процессы научных исследований, образовательной деятельности, подготовки специалистов
и другие процессы в вузе, как правило, пересекаются. В них участвуют различные факультеты, кафедры, другие структурные подразделения, выполняющие разные функции.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 86Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Примерами основных процессов в высшем учебном заведении являются
: стратегическое планирование, финансовая деятельность, формирование ресурсов, разработка образовательных программ, прием студентов, учебный процесс, информационное обслуживание, бытовой сервис, социальное обслуживание и т.д. Поэтому очень важно со всей определенностью ответить на вопросы: «Что за процесс? Какова цель? Что является продукцией? Кто хозяин? Кто участвует в выполнении? Как? Когда? Кто оценивает результат?».
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 87Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 6.
Декомпозиция основных процессов — это деление основных
процессов на три уровня — подпроцессы, действия и задания, соответственно, и формирование команд из сотрудников университета для работы над их улучшением. Как правило, ответственными за подпроцессы и действия в вузе являются руководители факультетов, кафедр и других структурных подразделений.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 88Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
«Хозяевами» работ по заданиям являются, обычно, отдельные сотрудники
университета. Например, за основной процесс разработки образовательных программ в университете отвечает проректор по учебной работе и, соответственно, Учебное управление, как структурное подразделение.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 89Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Ответственным за подпроцесс разработки конкретной программы подготовки специалистов
по определенному направлению является декан или заведующий кафедрой, и факультет или кафедра, соответственно. За выполнение задания по разработке отдельного курса в рамках образовательной программы отвечает конкретный преподаватель и, следовательно, он является «хозяином» этого задания.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 90Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Шаг 7.
Измерение — это представление входных
и выходных данных о процессах, подпроцессах, действиях и заданиях в виде, удобном для анализа. Некоторые измерения требуют внешних данных, например, исследования рынков образовательных услуг и интеллектуального труда для выявления и прогнозирования потребностей личности, общества и государства, а также планирования образовательной деятельности на перспективу. Другие измерения касаются внутренних процессов, например, учебного процесса и удовлетворенности студентов и сотрудников университета достигнутыми результатами.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 91Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Движение высшего учебного заведения к созданию системы менеджмента
качества, основанной на принципах TQM, является непростым процессом. Он требует уточнения целей, корректировки миссии, привнесения новых элементов в корпоративную культуру, перемен в организационной структуре и методах управления вузом, а самое главное — изменения менталитета, огромных усилий и большой ответственности руководителей и сотрудников.
Процессный подход к деятельности вуза.
Слайд 92Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality
Management, TQM).
Как показывает практика, модель системы Всеобщего управления качеством
в целом пока еще «велика по размеру» для большинства российских вузов. Поэтому в последнее время все больший интерес высшие учебные заведения проявляют к международным стандартам качества серии ISO 9000 : 2000.
Процессный подход к деятельности вуза.