Разделы презентаций


ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКЦИЯ 7 к.ю.н.,

Содержание

Вопросы:Понятие информационной безопасности, основные задачи и методы ее обеспечения2. Проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни3. Основы государственной политики в сфере информационной безопасности 4. Обеспечение информационной безопасности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 7
к.ю.н., доцент Остроушко
Александр Владимирович

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИЛЕКЦИЯ 7к.ю.н., доцент Остроушко Александр Владимирович

Слайд 2Вопросы:

Понятие информационной безопасности, основные задачи и методы ее обеспечения

2. Проблемы

обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни

3.

Основы государственной политики в сфере информационной безопасности

4. Обеспечение информационной безопасности детей

5. Критическая информационная инфраструктура


Вопросы:Понятие информационной безопасности, основные задачи и методы ее обеспечения2. Проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных

Слайд 3Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности»
Указ Президента

Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной

безопасности Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»
Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года утв. Президентом РФ 24.07.2013 N Пр-1753
Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Постановление Правительства РФ N 313 "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"












Нормативные актыФедеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ

Слайд 41. Понятие информационной безопасности, основные задачи и методы ее обеспечения

1. Понятие информационной безопасности, основные задачи и методы ее обеспечения

Слайд 5Национальная безопасность Российской Федерации
состояние защищенности личности, общества и государства от

внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав

и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;
Национальная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются

Слайд 6Информационная безопасность Российской Федерации
состояние защищенности личности, общества и государства

от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация

конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государств

Информационная безопасность Российской Федерации состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при

Слайд 7Сравнение определения ИБ

Сравнение определения ИБ

Слайд 8В Доктрине обозначаются в целом следующие "сферы" и "области" информационной

безопасности:

кредитно-финансовая сфера,
область обороны страны,
область государственной и общественной безопасности,


экономическая сфера,
область науки, технологий и образования,
область стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства, область культуры.

Такой многоаспектный подход к информационной безопасности соответствует определяемым Стратегией национальной безопасности Российской Федерации национальным интересам и стратегическим национальным приоритетам государства.

В Доктрине обозначаются в целом следующие

Слайд 9Информационная сфера
совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет", сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана

с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

Информационная сферасовокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети

Слайд 10Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере (определение)
- объективно

значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности

и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере (определение) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в

Слайд 11Термины
угроза информационной безопасности Российской Федерации (информационная угроза) - совокупность действий

и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной

сфере
обеспечение информационной безопасности - осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления;


Терминыугроза информационной безопасности Российской Федерации (информационная угроза) - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным

Слайд 12 Национальные интересы в информационной сфере
а) обеспечение и защита

конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся

получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

1.
Национальные интересы в информационной сфере а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина

Слайд 13в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной

промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций

по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;
г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;
д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

2.

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных

Слайд 14Доктрина называет исчерпывающий перечень принципов, на которых основывается деятельность государственных

органов по обеспечению безопасности.
а) законность общественных отношений в информационной сфере

и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

б) конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности;

в) соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;

г) достаточность сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз;

д) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.

Доктрина называет исчерпывающий перечень принципов, на которых основывается деятельность государственных органов по обеспечению безопасности.а) законность общественных отношений

Слайд 15Международная информационная безопасность
такое состояние глобального информационного пространства, при

котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства

в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.

под системой международной информационной безопасности понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.
Международная информационная безопасность  такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества

Слайд 162. Проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах

общественной жизни

2. Проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни

Слайд 17 Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны

является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от

внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества

Слайд 18Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются:
а)

стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в

результате применения информационных технологий;

б) совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства;

в) прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженным Силам Российской Федерации в информационной сфере;
г) содействие обеспечению защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере;

д) нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются: а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов,

Слайд 19Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной

безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной

целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.
Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и

Слайд 20Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной

безопасности являются:

а) противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии,

распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации;
б) пресечение деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации, осуществляемой с использованием технических средств и информационных технологий специальными службами и организациями иностранных государств, а также отдельными лицами;
в) повышение защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования, развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, повышение защищенности граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническим воздействием на объекты критической информационной инфраструктуры;

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются:а) противодействие использованию информационных технологий для

Слайд 21
г) повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе

в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов, недопущения иностранного контроля

за функционированием таких объектов, обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;
д) повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;
е) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;
ж) обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий;
з) совершенствование методов и способов производства и безопасного применения продукции, оказания услуг на основе информационных технологий с использованием отечественных разработок, удовлетворяющих требованиям информационной безопасности;
и) повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации;
к) нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

г) повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов,

Слайд 22Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:

а) инновационное

развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, увеличение доли продукции

этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;
б) ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;
в) повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказывающих услуги в области обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации;
г) развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:а) инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности,

Слайд 23Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и

образования являются:

а) достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического

потенциала в области обеспечения информационной безопасности;
б) создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;
в) проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;
д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:а) достижение конкурентоспособности российских информационных технологий

Слайд 24Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и

равноправного стратегического партнерства являются:

а) защита суверенитета Российской Федерации в информационном

пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;
б) участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях;
в) создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;
г) продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере;
д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети "Интернет".

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства являются:а) защита суверенитета Российской

Слайд 25Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности
10-19 Доктрины

Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности10-19 Доктрины

Слайд 2610. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики

и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые

информационные угрозы.
Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.
При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.
11. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

10. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов,

Слайд 2712. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания

информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в

различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.
Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.
Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
13. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.

12. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и

Слайд 2814. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере,

увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод

человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее.
15. Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.
16. Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации, а также нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации.

14. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных

Слайд 2917. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем

развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции

и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.
18. Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы.
19. Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.
Существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети "Интернет", не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.
Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

17. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования

Слайд 303. Основы государственной политики в сфере информационной безопасности

3. Основы государственной политики в сфере информационной безопасности

Слайд 31Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной,

правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе

Слайд 32 Реализация Доктрины информационной безопасности осуществляется на основе отраслевых документов

стратегического планирования Российской Федерации.

Введен мониторинг выполнения. Результаты мониторинга реализации

Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Реализация Доктрины информационной безопасности осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. Введен мониторинг выполнения.

Слайд 33Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию

системы обеспечения информационной безопасности являются:
а) укрепление вертикали управления и централизация

сил обеспечения информационной безопасности на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи;

б) совершенствование форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности в целях повышения их готовности к противодействию информационным угрозам, в том числе путем регулярного проведения тренировок (учений);

в) совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности;

г) повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.
Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности являются:а) укрепление вертикали

Слайд 34 Средства обеспечения информационной безопасности - правовые, организационные, технические и

другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности;

Методы обеспечения информационной безопасности

– это совокупность приемов и средств и практических действий для достижения данного состояния
Средства обеспечения информационной безопасности - правовые, организационные, технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности;Методы

Слайд 35Методы делятся на:
Общие и частные

Общие делятся на
правовые,
организационно -

технические
экономические

Методы делятся на:Общие и частныеОбщие делятся на правовые, организационно - технические экономические

Слайд 36К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка

нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных

методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной

Слайд 37Государственные органы РФ, участвующие в разработке нормативных и методических документов:
Комитет

Госдумы по безопасности и противодействию коррупции;
Совет безопасности России;
Федеральная служба по

техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Государственные органы РФ, участвующие в разработке нормативных и методических документов:Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции;Совет безопасности

Слайд 38Наиболее важные направления деятельности
внесение изменений и дополнений в законодательство Российской

Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности;

законодательное разграничение полномочий

в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного сегмента «Интернет»;
Наиболее важные направления деятельностивнесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной

Слайд 39Изменения в законодательстве
подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе» в ред.

Постановления Правительства РФ от 31.03.2017 N 380 претерпела значительные изменения
цель

подпрограммы - предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе;
в подпрограмме появились задачи и целевые индикаторы, которые относятся к информации ограниченного доступа;
значительно сократилось финансирование открытой части



Изменения в законодательствеподпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2017 N 380

Слайд 40Приоритеты государственной политики
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и

гражданина в информационной сфере;
развитие экономики Российской Федерации на основе использования

информационных технологий;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России;
обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий и противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Приоритеты государственной политикисовершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;развитие экономики Российской Федерации

Слайд 41Предполагаемые результаты
соблюдение требований законодательства Российской Федерации участниками рынка связи, информационных

технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации;
обеспечение прав и основных

свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;
внедрение развитых технологий защиты информации для обеспечения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, безопасности информации ограниченного доступа;
эффективное использование результатов радиоконтроля для обеспечения надлежащего использования радиочастот;
оптимизация контрольно-надзорных процедур;
сокращение административной нагрузки;
распространение систематического наблюдения и мониторинга (контроля (надзора) без непосредственного взаимодействия с субъектом, в отношении которого осуществляется контроль;
применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора);
отказ от плановых проверок субъектов малого предпринимательства и микропредпринимательства;
обеспечение направленности государственного контроля (надзора) на предотвращение и профилактику нарушений обязательных требований;
внедрение в промышленную эксплуатацию отечественных технологий защиты информации;


Предполагаемые результатысоблюдение требований законодательства Российской Федерации участниками рынка связи, информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации;обеспечение

Слайд 42Показатели определяющие успех государственной политики в области обеспечения ИБ- характеризуют

требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности
а) уровень развития

механизмов государственного управления и контроля, а также усиление координации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры;

б) создание единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру и оценки защищенности ее элементов;

в) обеспечение устойчивого функционирования национального сегмента единой мировой информационно-телекоммуникационной сети в условиях массированного деструктивного информационного воздействия с территорий, находящихся вне юрисдикции Российской Федерации;

г) создание условий, стимулирующих развитие на территории Российской Федерации производства телекоммуникационного оборудования, устойчивого к компьютерным атакам;

д) создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий компьютерных инцидентов в критической информационной инфраструктуре;

е) развитие международного сотрудничества, включая совершенствование международной кооперации в области обеспечения информационной безопасности;

ж) стимулирование, в том числе материальное, проведения исследований в области обнаружения уязвимостей программного обеспечения и оборудования, с представлением результатов федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Показатели определяющие успех государственной политики в области обеспечения ИБ- характеризуют требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз

Слайд 43

4. Обеспечение информационной безопасности детей

4. Обеспечение информационной безопасности детей

Слайд 44КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 2 декабря

2015 г. N 2471-р

Стратегической целью государственной политики в области информационной

безопасности детей является обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества в России.

информационная безопасность детей - защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции….



КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙУтверждена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-рСтратегической целью государственной политики

Слайд 45Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ
(ред. от 01.05.2017) "О защите

детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию«

информационная безопасность

детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;


Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ(ред. от 01.05.2017)

Слайд 46термины
информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация

(в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение

которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;

информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;

классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке;

терминыинформация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции

Слайд 47информация, запрещенная для распространения среди детей
побуждающая детей к совершению

действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том

числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;

содержащая информацию порнографического характера;

о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

информация, запрещенная для распространения среди детей побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или)

Слайд 48информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено
представляемая

в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического

насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического

Слайд 49

5. Критическая информационная инфраструктура

5. Критическая информационная инфраструктура

Слайд 50Начало действия документа - 01.01.2018.

Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ

"О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"

Начало действия документа - 01.01.2018.Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ

Слайд 51Терминология
критическая информационная инфраструктура - объекты критической информационной инфраструктуры, а также

сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов;

безопасность критической

информационной инфраструктуры - состояние защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак;

объекты критической информационной инфраструктуры - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры;

значимый объект критической информационной инфраструктуры - объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

компьютерная атака - целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации;

компьютерный инцидент - факт нарушения и (или) прекращения функционирования объекта критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемой для организации взаимодействия таких объектов, и (или) нарушения безопасности обрабатываемой таким объектом информации, в том числе произошедший в результате компьютерной атаки;
Терминологиякритическая информационная инфраструктура - объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких

Слайд 52Категорирование значимости объектов критической информационной
Категорирование осуществляется исходя из:
1) социальной

значимости, выражающейся в оценке возможного ущерба, причиняемого жизни или здоровью

людей, возможности прекращения или нарушения функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, а также максимальном времени отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги;
2) политической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики;
3) экономической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения прямого и косвенного ущерба субъектам критической информационной инфраструктуры и (или) бюджетам Российской Федерации;
4) экологической значимости, выражающейся в оценке уровня воздействия на окружающую среду;
5) значимости объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.

Устанавливаются три категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры - первая, вторая и третья.

Категорирование значимости объектов критической информационной Категорирование осуществляется исходя из:1) социальной значимости, выражающейся в оценке возможного ущерба, причиняемого

Слайд 53В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры федеральный орган

исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры

Российской Федерации, ведет реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры в установленном им порядке.

В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности

Слайд 54Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры
Устанавливаются федеральным

органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной

инфраструктуры Российской Федерации (ФСТЭК), дифференцируются в зависимости от категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры и этими требованиями предусматриваются:

1) планирование, разработка, совершенствование и осуществление внедрения мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
2) принятие организационных и технических мер для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
3) установление параметров и характеристик программных и программно-аппаратных средств, применяемых для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктурыУстанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика