Слайд 1Никола́й Васи́льевич Го́голь
Презентацию подготовили ученики 9б класса :
Алексеев Семен
Васильева
Милена
Слайд 2Содержание
Биография
Детство и юность писателя
Начало литературного пути
Мертвые души
История создания «Мёртвых
душ»
Поэма
Композиция поэмы
Галерея помещиков в поэме
Чичиков
Манилов
Коробочка
Ноздрев
Собакевич
Плюшкин
Петрушка
Селифан
Капитан Копейкин
Чиновничество
Особенности сюжета
Авторские афоризмы
Слайд 3Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852)
–классик русской литературы,
писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник
«Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма «Мертвые души».
Слайд 4Детство и юность писателя
Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года
в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был
третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей .Обучение Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.
Слайд 5Начало литературного пути
В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд
в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр
актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха
В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.
Слайд 7История создания «Мёртвых душ»
Одним из наиболее известных произведений Николая
Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением
о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным.
Слайд 8Поэма
«Мертвые души» - это особый художественный прием, отражающий противоречивую
картину русской жизни. Можем ли мы применить это высказывание к
современной действительности? «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в своем развитии, кто духовно обнищал и омертвел.
Был издан только первый том произведения: от второго тома, уничтоженного самим Гоголем, осталось лишь несколько глав в черновиках.
Слайд 10Галерея помещиков в поэме
«Один за другим следуют у меня герои,
один пошлее другого»
Н. В. Гоголь
Поэма Николая Васильевича Гоголя
была задумана в качестве масштабной картины всего российского общества. Черты характеров главных героев представлены писателем таким образом, что в них находит свое отражение каждое сословие России образца 19 века. В своем произведении Гоголь откровенно высмеивает продажность чиновничества, невежество помещиков.
В «Мертвых душах» переплетаются между собой три сюжетные линии: приключения Чичикова, жизнеописания помещиков и деятельность городских чиновников. Все они связаны воедино символическим образом дороги, движения, пути.
Слайд 11Чичиков
Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель
зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он
зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства.
Слайд 12Манилов
Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность
и отсутствие деятельности. Это добрый, скромный и приятный человек, который
отчаянно стремится понравиться окружающим людям. Он молчалив, задумчив, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на роман или сентиментальный рассказ, в котором нет места суровой реальности.
Слайд 13Коробочка
Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой
деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит свое поместье
в полном порядке. Коробочка не стремится развиваться духовно, ее ничего не интересует, кроме собственного хозяйства. В каждом человеке она видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль. Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь.
Слайд 14Ноздрев
Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель
жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой,
не в состоянии усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуемную энергию направляет не на благо хозяйства, а на поиск новых источников удовольствия. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нем крестьян. Способен с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придется жить.
Слайд 15Собакевич
Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением
и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек. Во
внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.
Слайд 16Плюшкин
Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по
отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к
самому себе. Он ходит в обносках, не доедает, не выбрасывает даже самый обветшавший хлам. Однако чрезмерная экономия на всем не делает его счастливым человеком. Болезненная скаредность Плюшкина не дает ему шанса обрести семью.
Слайд 17Петрушка
Лакей Чичикова, молодой мужчина 30 лет. Отличается необщительным характером, однако
при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой
любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане.
Слайд 18Селифан
Кучер Чичикова, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно
преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с
красивыми девками.
Слайд 19Капитан Копейкин
Обедневший русский офицер, потерявший во время войны с Наполеоном
правую руку и ногу. Будучи инвалидом, остается без малейшей помощи
от государства, за которое в свое время отважно воевал. Устав ждать положенную ему пенсию, становится, по слухам, предводителем разбойничьей шайки.
Слайд 20Чиновничество
Чиновники города N представлены ярко выраженными отрицательными персонажами. В этом
списке находятся губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты и почтмейстер. Автор
в деталях описывает негативные черты российских чиновников, но вместе с тем не останавливается на детализации их личных качеств.
Слайд 21Особенности сюжета
Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России
объединены в единое целое. Композиция построена по принципу «концентрических кругов»
или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия. Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.
Слайд 22Авторские афоризмы
«…Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они
достаточны, чтобы смутить умного человека…»
«…Эх, русский народец! Не любит умирать
своей смертью!..»
«…И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя…»
«…Легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком…»