Слайд 1Николя Мальбранш
(фр. Nicolas Malebranche) 1638–1715
Презентацию подготовила студентка гр. 2Гд-9
Свиридова Евгения
Слайд 2Биография Мальбранша Николя
Николя Мальбранш (фр. Nicolas Malebranche, 1638–1715) — французский
философ, своеобразно видоизменивший учение Декарта.
Родился в Париже, изучал теологию в
Сорбонне, в возрасте 23 лет вступил в религиозную конгрегацию ораторианцев. Познакомившись с сочинениями Декарта, отдался философии, не покидая религиозной точки зрения.
«Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.»
Мальбранш Николя
Слайд 3Сочинения
Жизнь его, бедная внешними событиями, прошла в непрерывной умственной работе.
Главное свое сочинение, «Recherche de la verite» (Исследование об истине),
он исправлял и переделывал в течение 40 лет (1 изд., в 1673 г., последнее при его жизни, 4-е, в 1712 г.).
Другие его сочинения:
* «Conversations metaphysiques et chretiennes» (1676),
* «Traite de la nature et de la grace» (1680),
* «Meditations metaphysiques et chretiennes» (1684),
* «Traite de la morale» (1684),
* «Entretiens sur la metaphysique et la religion» (1688),
* «Traite de l’amour de Dieu» (1697)
* «Entretiens d’un philosophe chretien et d’un philosophe chinois sur l’existence de Dieu» (1708).
Кроме этого, он много полемизировал, в брошюрах и письмах, с современными ему философами и богословами, особенно с Арно. Перед смертью его посетил Беркли и имел с ним продолжительный спор.
Слайд 4Философия
В точке отправления своей философии Мальбранш оригинально варьирует «методу»
Декарта. Человек, чтобы пользоваться присущей ему разумной свободой, должен признавать
или принимать (теоретически и практически) только то, за что внутренне ручается голос его разума и совести.
Отсюда два основные правила, из которых одно относится к наукам, а другое к нравственности:
1) вполне соглашаться должно лишь с положениями настолько очевидными, что отвергнуть их нельзя без внутреннего, болезненного ощущения и тайных упреков разума и
2) никогда не должно любить безусловно то благо, которое можно не любить без укоров совести.
Соблюдение этих правил ведет к познанию истины и к обладанию подлинным благом, а отступление от них выражается в различных заблуждениях, скрывающих от нас истину и благо.
Слайд 5Философия
Мальбранш различает:
1) заблуждения чувств,
2) заблуждения воображения,
3) заблуждения чистого мышления или
понимания (entendement pur),
4) заблуждения наклонности и
5) заблуждения страстей.
Каждому из
этих видов заблуждений посвящено по книге в его главном сочинении, а последняя, 6-я книга, содержит технические указания касательно приемов научного исследования.
Чувства сами по себе, то есть в смысле субъективных душевных состояний, никогда нас не обманывают: когда мы испытываем ощущения света, теплоты, звука и т. д., то мы действительно все это ощущаем, и тут не может быть места заблуждению.
Оно является, когда мы от ощущений заключаем к ощущаемому, и чувственные качества, существующие только в нашей душе, каковы цвета, звуки и т. п., приписываем внешним предметам.
Слайд 6Философия
На самом деле посредством чувств мы не познаем никаких свойств
внешнего бытия, а только состояния нашей души, поскольку она связана
с телом.
Мальбранш настойчиво повторяет мысль, что чувства даны нам не для познания предметов, только для сохранения нашей телесной жизни: они извещают душу лишь о том, что происходит в окружающей среде по отношению к нашему телу, чтобы вызвать с нашей стороны ту или другую реакцию для его сохранения.
Точно так же чувства удовольствия и страдания назначены первоначально лишь для того, чтобы побуждать нас к действиям полезным и предостерегать от вредных, и только ошибочное перенесение этих чувств на предметы, их случайно вызывающие, заставляет нас видеть в этих предметах самостоятельное благо или самостоятельное зло.
Правильное действие разума показывает, что единственное истинное благо есть то, от чего зависит и происходит все прочее, именно абсолютная субстанция, или божество, а единственное зло — уклонение от воли Божией. Внешние предметы, будучи непознаваемы для чувств, познаются нами посредством идей, или представлений.
Слайд 7Философия
«Я разумею под идеей, — говорит Мальбранш, — только то,
что непосредственно или ближайшим образом предстоит нашему уму, когда он
усматривает или воспринимает какой-нибудь предмет».
Хотя идеи существуют в нашем уме, однако они не суть только субъективные состояния нашей души, сознаваемые в простом внутреннем чувстве: идеи имеют объективную определенность и реальность, имеют её не от нашего ума, только воспринимающего, а не творящего предметы.
Наш ум познает идеи не как части или выражения собственного его существа, а как нечто от него не зависящее. Остается, следовательно, признать, что идеи даны в Боге, как содержащем бесконечную полноту всякого бытия, и что мы познаем их, поскольку познаем Бога, или что мы видим есть вещи в Боге. Бога же мы познавать можем потому, что все творения, между прочим и мы сами, суть лишь несовершенные доли божественного существа (des participations imparfaites de l` etre divin).
Слайд 8Философия
Мальбранш различает 4 рода познания:
1) познание предмета через него самого
— таким образом мы познаем только Бога, который сам открывает
свое существо нашему уму;
2) познание через идеи — таким способом познаются нами внешние предметы;
3) познание чрез внутреннее чувство или непосредственное сознание — этим путем нам известна наша собственная душа и её различные состояния;
4) познание через соображение (par conjecture) — этим путем мы знаем о других одушевленных существах.
Так как наш ум хотя стремится к бесконечному или совершенному познанию, но не обладает им в действительности, то мы не имеем права утверждать, что все бытие исчерпывается двумя известными нам родами субстанций духовных (или мыслящих) и телесных (или протяженных); точно так же мы не имеем права причислять Божество к духовным субстанциям на том только основании, что мы не знаем ничего более совершенного, чем наш дух.
Единственное истинное имя Божие есть тот, кто есть, то есть существо без всякого ограничения, всесущий, или все бытие (tout etre), — существо бесконечное и всеобщее. Кроме философии и богословия, М. был основательно знаком с естественными науками.
Слайд 9Философия
В своей критике чувственного познания он опирается, между прочим, на
только что сделанные в его время открытия Мальпиги и Сваммердама
в области микроскопической зоологии, и в связи с этим выступает приверженцем теории панспермизма (учения о том, что в первоначальном семени уже содержатся реально все последующие поколения), которую принял потом Лейбниц, а впоследствии поддерживал Дарвин.
Метафизика Мальбранша представляет собой оригинальное соединение двух переходных моментов: от декартовокого дуализма и механического реализма к пантеизму Спинозы, с одной стороны, и к берклеевскому идеализму — с другой.
Признание всякого бытия за непосредственное, хотя и несовершенное причастие существу Божию и определение человеческого познания как видение всего в Боге приводят прямо к пантеизму, а учение о том, что познаваемые предметы действительно даны в идеях нашего ума, превращает реальные тела, или «протяженные субстанции», в совершенно излишние двойники этих идей и, следовательно, ведет к отрицанию внешнего мира или чистому идеализму.
У М. эти мысли остаются недосказанными, что избавляет его от явных нелепостей, но, вместе с тем, лишает его систему последовательности и цельности. Изложению его, при большой простоте и ясности, недостает стройности и внутренней связности. Проблески гениальных мыслей остаются без развития и теряются в длинных рассуждениях, имеющих лишь внешнее отношение к делу и лишенных философского интереса.
Слайд 10Вывод
По Мальбраншу, истинная философия и религия ни в чём не
противоречат друг другу, неизбежно приходят к одинаковым результатам. Согласно Мальбраншу,
единственная истинная религия - христианство, что, по его мнению, подтверждается как несомненными фактами (чудеса, описанные в Библии, наблюдались множеством людей), так и «метафизическим доказательством» (Бог - бесконечный дух, человек - конечен и для служения и почитания Верховной причины нуждается в посреднике; о существовании же такого посредника - Иисуса Христа - учит только одна религия).
Философия Мальбранша оказала влияние на Г.В. Лейбница, Дж. Беркли, Д. Юма.
Слайд 11Источники
Изд. соч. Мальбранша сделано Ж. Симоном в 1870 г. Мальбранш
не оставил школы, но имел нескольких приверженцев между своими современниками,
каковы де Мэран (его переписка с М. изд. в 1841 г.), Лами, Томассэн. Лучшая монография о M. — Olle-Laprune, «La philosophie de Malebrauche» (1870).
* Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским о бытии и природе Божества. Пер. М. Н. Ершова. Казань,1914.
* Мальбранш Н. Разыскания истины. Пер.с фр. СПб.,1999.650 с.
* Ершов М. Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Казань, 1914.
* Ершов М. Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. СПб., 2005. 336 с.
* Кротов А. А. Метафизика Мальбранша // Вопросы философии. М.2003. № 2. С.161–170.
* Кротов А. А. Философия религии Мальбранша // Философские науки. М., 2003 № 2. С.65–72.
* Дёмин Р. Н. Симон Фуше — критик Мальбранша и реставратор академического скептицизма // PLATWNOPOLIS: философское антиковедение как меж-дисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологи-ческих исследований: Материалы 2-й летней молодежной научной школы. СПб., 2003. С. 127–133.
* Кротов А. А. Антропология Мальбранша // Вестник Московского университтета. Серия 7.Философия. М.2004. № 4. С.25–34.
* Кротов А. А. Декарт и Мальбранш //Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24–28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.2. М.,2005. C.22.
* Richard A. Watson and Marjorie Grene, Malebranche’s First and Last Critics: Simon Foucher and Dortous De Mairan. Southern Illinois University Press, 1995. 128 pages