Слайд 1Нормальная анатомия человека – фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования
Заведующий
кафедрой, академик Военно-медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской
службы
Гайворонский Иван Васильевич
Слайд 2Вопросы лекции
Определение дисциплины «нормальная анатомия»;
Объект и методы анатомического исследования;
Роль и
место нормальной анатомии в системе медицинского образования;
Исторические этапы развития анатомии;
Современные
научные направления кафедры
Слайд 3Определение анатомии
Нормальная анатомия
– это наука о строении органов, систем
органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития,
функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с окружающей средой
Слайд 4Анатомия
(греч. Anatemno
– рассекаю, расчленяю, вскрываю)
Термин предложен в III
веке до нашей эры древнегреческим врачом Герофилом.
В основе названия
дисциплины лежит метод исследования.
Слайд 5Морфология человека
– наука о строении человеческого тела в связи
с его развитием и жизнедеятельностью
Морфологические
науки
Слайд 6Составные части нормальной анатомии человека
Макроскопическая
Микроскопическая
Слайд 7Понятие о норме
Норма – это не среднестатистическое значение, а оптимальный
интервал в строении человеческого организма, в пределах которого организм остается
здоровым и в полном объеме выполняет положенные функции.
Строение и функции неразрывно связаны между собой;
Строение определяет функции организма;
Функция - изменяет строение организма
Аномалии и пороки развития
Среднестатистическое значение
Х
Варианты нормы
Х + σ
Х - σ
Аномалии и пороки развития
Слайд 8Изучение нормальной анатомии с позиций развития предусматривает:
- понимание процесса эволюции
живых существ, исторического развития (сравнительная анатомия и филогенез)
- понимание индивидуального
развития организма от момента зарождения до смерти (онтогенез)
Слайд 9Профессиональная анатомия - изучение нормальной анатомии с позиций функциональных возможностей
Экологическая анатомия - изучение нормальной анатомии с позиции постоянного взаимодействия
с окружающей средой
Слайд 10Объект изучения дисциплины «Нормальная анатомия» - живой человек.
Также существуют
вспомогательные объекты изучения:
Слайд 11Вспомогательные объекты изучения
Анатомический труп Анатомический препарат
«МЕРТВЫЕ
УЧАТ ЖИВЫХ»
Слайд 12Вспомогательные объекты изучения
Результаты исследований на живом человеке:
рентгенограмма,
МРТ,
КТ,
СКТ
эхограмма
и т. д.
Слайд 13Анатомический труп
– это объект анатомического исследования, представляющий собой бальзамированный
специальными способами труп человека, лишенный персонификации, и предназначенный для изучения
строения человеческого организма.
Слайд 14Анатомический препарат
– это бальзамированный и препарированный специальным способом орган,
органокомплекс или часть человеческого тела, предназначенный для изучения строения и
демонстрационных целей.
Слайд 15Методики анатомического исследования
Бальзамирование – процесс обработки анатомических объектов консервирующим веществом,
направленный на прекращение и предупреждение разложения и гниения тканей.
Бальзамирующие вещества:
формалин, спирт, фенол, глицерин, полимерное бальзамирование и др.
Слайд 16Распилы, срезы, вычленение;
Препарирование – выделение с помощью анатомических инструментов определенных
структур;
Инъекции красящими массами – заполнение просветов сосудов и секретовыводящих структур
железистых органов;
Коррозия – инъекция застывающими массами и последующее растворение органа в кислоте или щелочи;
Просветление тканей органа;
Гистотопография - изготовление тонких срезов органа, окрашенных гистологическими красителями;
Полимерное бальзамирование
Пластинация
Методики анатомического исследования
Слайд 17Визуальный осмотр
Рентгеноскопия
МРТ
КТ, СКТ
Эхолокация (ультразвуковое определение плотности тканей)
Контактная микроскопия
Методики анатомического
исследования
Слайд 18Микроскопические методы исследования
Световая микроскопия
Электронная микроскопия
Растровая микроскопия
Слайд 19С изучения анатомии начинается настоящая медицина!
Нормальная анатомия – это базисная
(фундаментальная) дисциплина, позволяющая в дальнейшем качественно изучать теоретические медицинские
дисциплины (гистологию, физиологию, и др.) и клинические дисциплины (хирургию, терапию, нервные болезни, травматологию).
Слайд 20Исторические этапы развития анатомии:
Схоластическая анатомия Древнего Китая, Индии, Вавилона, Палестины,
России;
Научная анатомия Древней Греции
(Гиппократ, Аристотель, Эразистрат, Герофил, Агнодика);
Слайд 21Исторические этапы развития анатомии:
Научная анатомия Древнего Рима (Клавдий Гален);
Анатомия Средневековья
Анатомия
средневекового Востока (Авиценна);
Анатомия эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи,
Андреас Везалий)
Слайд 22Развитие анатомии в России
Первые медицинские школы при госпиталях (Москва, Санкт-Петербург);
Медицинские
школы при университетах;
Слайд 23Развитие анатомии в России
Создание анатомических музеев и Кунсткамеры;
Кафедра анатомии МХА
и ВМедА; Создание медицинских институтов
Слайд 24П.А. Загорский – первый руководитель кафедры физиологической анатомии
с 1798
по 1833 гг.
Создал первый учебник анатомии на русском языке;
Впервые
стал изучать аномалии развития и уродства (тератология);
Основоположник сравнительной анатомии
Ввел обязательные занятия на трупах
Слайд 25И.В. Буяльский – руководитель кафедры физиологической анатомии
с 1833 по
1844 гг.
Автор первого отечественного атласа «Анатомо-хирургические таблицы»;
Автор руководства по анатомии
человека: «Краткое описание анатомии человеческого тела»;
Автор методики: «Ледяная анатомия»;
Автор методики уникальных коррозионных препаратов;
Создатель первого домашнего анатомического музея
Слайд 26Н.И. Пирогов – организатор и руководитель института практической анатомии
с
1846 по 1856 гг.
Основоположник нового направления - топографической анатомии
и оперативной хирургии;
Автор атласа – «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела»;
Автор атласа - «Изображения наружного вида и положения органов, заключенных в трех главных полостях человеческого тела для судебных врачей»;
Гениальный хирург-анатом
Слайд 27В.Л. Грубер – руководитель института практической анатомии
с 1856 по
1887 гг.
Основоположник нового научного направления – «вариантная анатомия»;
Автор оригинальной методики
изготовления и бальзамирования анатомических препаратов;
Создатель музея «сухих» анатомических препаратов;
Основатель женского медицинского образования в России
Слайд 28А.И. Таренецкий - руководитель кафедры нормальной анатомии
с 1887 по
1905 гг.
Создатель антропологического общества и антропологического отдела музея;
Автор уникальной книги
«Кафедра и музей анатомии за 100 лет»;
Начальник академии (1901-1905)
Слайд 29И.Э. Шавловский - руководитель кафедры нормальной анатомии
с 1905 по
1915 гг.
Автор оригинальной методики инъекции лабиринта металлической массой ВУДА;
Инициатор создания
на кафедре анатомии микроскопической лаборатории;
Автор методик бальзамирования формалинсодержащими растворами
Слайд 30В.Н.Тонков - руководитель кафедры нормальной анатомии ВМедА
с 1915 по
1950 гг.
Автор уникального учебника по анатомии человека;
Основоположник экспериментального направления в
анатомии;
Основоположник рентгеноанатомии в России;
Начальник академии (1917-1925)
Слайд 31Б.А. Долго-Сабуров - руководитель кафедры нормальной анатомии ВМедА
с 1956
по 1963 гг.
Создатель уникальной краниологической коллекции периода ВОВ (1942-1945гг.);
Продолжатель научного
направления школы В.Н.Тонкова – «коллатерального кровообращения»;
Основатель нового научного направления – «иннервация вен и внутренних органов»
Слайд 32Е.А. Дыскин – руководитель кафедры нормальной анатомии
с 1968 по
1988 гг.
Основоположник нового направления «Анатомия и военная медицина» - воздействие
на организм человека различных экстремальных факторов (гравитационных перегрузок, гипербарической оксигенации и огнестрельных ранений)
Слайд 33Функциональная анатомия сосудистой системы;
Функциональная анатомия нервной системы;
Морфология микроциркуляторного русла в
норме, эксперименте и клинике;
Современные научные направления
Слайд 34Медицинская краниология;
Прикладная клиническая анатомия;
«Полимерное бальзамирование»
Современные научные направления
Слайд 35Факторы развития анатомии как науки
Запросы практической (клинической) анатомии;
Появление новых методик
анатомических и клинических исследований;
Развитие смежных теоретических и клинических дисциплин