Разделы презентаций


Нормативно-правовая база преподавания курса Основы религиозных культур и

Содержание

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Ст. 3 светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нормативно-правовая база преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Нормативно-правовая база преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ст. 3

светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Ст. 3 светский характер образования в государственных, муниципальных организациях,

Слайд 3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ от 24

сентября 1997 года (с изменениями)
Статья 4, п.3 государство … обеспечивает

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ от 24 сентября 1997 года (с изменениями)

Слайд 4Противоречие?

Противоречие?

Слайд 5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ от 24

сентября 1997 года (с изменениями)
Статья 3, п. 5 Никто не

обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.


Статья 5, п.4 По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ от 24 сентября 1997 года (с изменениями)

Слайд 6Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений

в сфере образования
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья

человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности…..;

4) ….. защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;


Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 3) гуманистический характер образования,

Слайд 7Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

Особенности получения теологического и религиозного образования
1. В целях формирования и

развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования 1.

Слайд 8Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

Особенности получения теологического и религиозного образования
2. Выбор одного из учебных

предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования 2.

Слайд 9О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации
В

школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах.

Содержание образования

должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской ФедерацииВ школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в

Слайд 10О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации
Преподавание

религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов

и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений [там же].
Таким образом, при соблюдении этих условий изучение той или иной религиозной культуры не является нарушением светского характера образования.


Письмо Министерства образования Российской Федерации N 47/20-11п от 19.03.93 //http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1091

О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской ФедерацииПреподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся

Слайд 11Позиция учителя, преподающего основы религиозной культуры и не нарушающего светский

характер образования?

Позиция учителя, преподающего основы религиозной культуры и не нарушающего светский характер образования?

Слайд 13Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание

/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010
Базовые национальные ценности

российского общества

Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение,

Слайд 15Из проекта новой редакции ФГОС НОО. Основы религиозных культур и

светской этики:

1)становление способности к духовному саморазвитию:

осознавать, что российское общество это

союз разных народов, диалог культур, историй, религий, основанный на взаимодействии различных культурных и религиозных традиций;
понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия;
стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя;
оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм;
выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения, соответствующие требованиям морали;

2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни общества и человека:
понимать различия между светской и религиозной моралью;
осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;
строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как условий развития личности;
анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения с точки зрения норм морали;
проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас, национальностей, к людям иных религиозных взглядов;

Из проекта новой редакции ФГОС НОО. Основы религиозных культур и светской этики:	1)становление способности к духовному саморазвитию:осознавать, что

Слайд 163) понимание значения веры и религии в жизни человека и

общества:
осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из

основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России;
проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать религиозным убеждениям;
проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм общества;

4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации:
называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий России;
приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религий в жизни российского государства;
называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их назначение и содержание;
называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных служб и обрядов традиционных религий;
3) понимание значения веры и религии в жизни человека и общества:осознавать значение религии как национальной духовной традиции

Слайд 175) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно

в различных жизненных ситуациях:
объяснять значения понятий «светский», «светская этика»;
осуществлять поведение

согласно правилам нравственности;
применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах, на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением;
анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются нормы светской и религиозной морали;

6) понимание ценности человеческой жизни:
объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»; объяснять значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»;
строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах государства, в трактовке традиционных религий России;
проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и физического насилия как к нарушению его прав и свобод;
проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.

5) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно в различных жизненных ситуациях:объяснять значения понятий «светский»,

Слайд 18Предметные результаты. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Готовность к нравственному совершенствованию, духовному

саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Предметные результаты. Основы духовно-нравственной культуры народов РоссииГотовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию;Знакомство с основными нормами светской и

Слайд 19Предметные результаты. Основы духовно-нравственной культуры народов России
4) Формирование первоначальных представлений

о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,

истории и современности России;
5) Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности , основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) Осознание ценности человеческой жизни

/ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, с. 14/


Предметные результаты. Основы духовно-нравственной культуры народов России4)  Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,

Слайд 20Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
знания о действиях, которые необходимо

совершить для изменения своего внутреннего мира, своего поведения;

2) первоначальный

опыт нравственного саморазвития

3) мотивы нравственного саморазвития
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитиюзнания о действиях, которые необходимо совершить для изменения своего внутреннего мира, своего

Слайд 21Темы уроков. Учебник А.Кураева. Мотивация
«Совесть и раскаяние»,
«Милосердие и сострадание»,

«Золотое правило этики»,
«Подвиг» и др.
Вопросы и задания:
Какой

мир труднее изменить – внешний или внутренний?
Почему покаяние называют лекарством для души?
Какие шаги в покаянии вы можете назвать?
Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

Темы уроков. Учебник А.Кураева. Мотивация«Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Подвиг» и др. Вопросы

Слайд 22Знания о действиях, которые необходимо совершить для изменения своего внутреннего

мира, своего поведения:
описание учащимися основных шагов в покаянии (10),
воспроизведение

учащимися золотого правила этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (13),
воспроизведение учащимися способа уберечь себя от осуждения другого человека (13)
и др.
Знания о действиях, которые необходимо совершить для изменения своего внутреннего мира, своего поведения:описание учащимися основных шагов в

Слайд 23Первоначальный опыт нравственного самосовершенствования
поиск средств исправления своей вины делом (10),


выбор дел милосердия (12),
выбор поступка в новой для них

жизненной ситуации с опорой на золотое правило этики (13)
и др.

Первоначальный опыт нравственного самосовершенствованияпоиск средств исправления своей вины делом (10), выбор дел милосердия (12), выбор поступка в

Слайд 24Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015

fgosreestr.ru
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и

светской этики»
Примерная основная образовательная программа  начального общего образования  от 8 апреля 2015   fgosreestr.ru

Слайд 25 Общие планируемые результаты. Выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии

с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести
Общие планируемые результаты. Выпускник научится:  – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни

Слайд 26Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры. Выпускник научится:
– раскрывать

содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера,

мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры. Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих православной христианской

Слайд 27Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание,

регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов

России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Выпускник получит возможность научиться: –	 развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных

Слайд 28Методические рекомендации МОиН РФ по изучению предметных областей Основы религиозных

культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России от 25.05.2015 http://www.orkce.org/node/564


4 класс – Основы религиозных культур и светской этики 34 часа ( учебный план на fgosreestr.ru)

5 класс – Основы духовно-нравственной культуры народов России – логическое продолжение курса ОРКСЭ (3 варианта организации)

Методические рекомендации МОиН РФ по изучению предметных областей Основы религиозных культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России

Слайд 29Письмо Минобрнауки России №08-461 от 31.03.2015 «О направлении регламента выбора

модуля курса ОРКСЭ» // http://www.orkce.org/node/528

Письмо Минобрнауки России №08-461 от 31.03.2015 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» // http://www.orkce.org/node/528

Слайд 30Цель курса ОРКСЭ

Цель курса ОРКСЭ

Слайд 31 Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г.

№ 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”


Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный

Слайд 32Работа с родителями

Работа с родителями

Слайд 33 ПИСЬМО МОиН от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Министерство просит провести ряд мероприятий для родителей

(законных представителей) обучающихся с целью ознакомления с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией изучения, обеспечения свободного и компетентного выбора родителями модуля изучения, в рамках которых:
провести родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ;
организовать встречи родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы;
обеспечить условия для ознакомления родителей с содержанием программы и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ в рамках школьной библиотеки;
организовать индивидуальную консультационную работу с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.
Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля изучения курса ОРКСЭ должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

ПИСЬМО МОиН  от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Слайд 34Электронные ресурсы
http://www.prosv.ru – изд-во «Просвещение
http://www.drofa.ru/ - изд-во «Дрофа»
http://www.school2100.ru/ -

«Школа 2100»
http://orkce.org.ru/– Основы религиозных культур и светской этики

Электронные ресурсыhttp://www.prosv.ru – изд-во «Просвещениеhttp://www.drofa.ru/ - изд-во «Дрофа» http://www.school2100.ru/ - «Школа 2100»http://orkce.org.ru/– Основы религиозных культур и светской

Слайд 35Контакты
Духовно-Просветительский Центр, зам. руководителя отдела религиозного образования и катехизации,

магистр Владова Светлана Борисовна 8951 116 2135 kirillmefody74@mail.ru (епархия)

ЮУрГГПУ,

профессор Шитякова Наталья Павловна, shityakovanp@mail.ru 89080949508



Контакты Духовно-Просветительский Центр, зам. руководителя отдела религиозного образования и катехизации, магистр  Владова Светлана Борисовна 8951 116

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика