Слайд 1Нормативно-правовая база преподавания курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 2Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ст. 3
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Слайд 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ от 24
сентября 1997 года (с изменениями)
Статья 4, п.3 государство … обеспечивает
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
Слайд 5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ от 24
сентября 1997 года (с изменениями)
Статья 3, п. 5 Никто не
обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Статья 5, п.4 По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы
Слайд 6Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений
в сфере образования
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности…..;
4) ….. защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Слайд 7Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
Особенности получения теологического и религиозного образования
1. В целях формирования и
развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
Слайд 8Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
Особенности получения теологического и религиозного образования
2. Выбор одного из учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Слайд 9О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации
В
школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах.
Содержание образования
должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Слайд 10О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации
Преподавание
религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов
и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений [там же].
Таким образом, при соблюдении этих условий изучение той или иной религиозной культуры не является нарушением светского характера образования.
Письмо
Министерства образования Российской Федерации N 47/20-11п от 19.03.93 //http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1091
Слайд 11Позиция учителя, преподающего основы религиозной культуры и не нарушающего светский
характер образования?
Слайд 13Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание
/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010
Базовые национальные ценности
российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 15Из проекта новой редакции ФГОС НОО. Основы религиозных культур и
светской этики:
1)становление способности к духовному саморазвитию:
осознавать, что российское общество это
союз разных народов, диалог культур, историй, религий, основанный на взаимодействии различных культурных и религиозных традиций;
понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия;
стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя;
оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм;
выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения, соответствующие требованиям морали;
2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни общества и человека:
понимать различия между светской и религиозной моралью;
осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;
строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как условий развития личности;
анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения с точки зрения норм морали;
проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас, национальностей, к людям иных религиозных взглядов;
Слайд 163) понимание значения веры и религии в жизни человека и
общества:
осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из
основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России;
проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать религиозным убеждениям;
проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм общества;
4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации:
называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий России;
приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религий в жизни российского государства;
называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их назначение и содержание;
называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных служб и обрядов традиционных религий;
Слайд 175) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно
в различных жизненных ситуациях:
объяснять значения понятий «светский», «светская этика»;
осуществлять поведение
согласно правилам нравственности;
применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах, на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением;
анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются нормы светской и религиозной морали;
6) понимание ценности человеческой жизни:
объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»; объяснять значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»;
строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах государства, в трактовке традиционных религий России;
проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и физического насилия как к нарушению его прав и свобод;
проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.
Слайд 18Предметные результаты.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Готовность к нравственному совершенствованию, духовному
саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Слайд 19Предметные результаты.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
4) Формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
5) Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности , основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) Осознание ценности человеческой жизни
/ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, с. 14/
Слайд 20Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
знания о действиях, которые необходимо
совершить для изменения своего внутреннего мира, своего поведения;
2) первоначальный
опыт нравственного саморазвития
3) мотивы нравственного саморазвития
Слайд 21Темы уроков. Учебник А.Кураева. Мотивация
«Совесть и раскаяние»,
«Милосердие и сострадание»,
«Золотое правило этики»,
«Подвиг» и др.
Вопросы и задания:
Какой
мир труднее изменить – внешний или внутренний?
Почему покаяние называют лекарством для души?
Какие шаги в покаянии вы можете назвать?
Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?
Слайд 22Знания о действиях, которые необходимо совершить для изменения своего внутреннего
мира, своего поведения:
описание учащимися основных шагов в покаянии (10),
воспроизведение
учащимися золотого правила этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (13),
воспроизведение учащимися способа уберечь себя от осуждения другого человека (13)
и др.
Слайд 23Первоначальный опыт нравственного самосовершенствования
поиск средств исправления своей вины делом (10),
выбор дел милосердия (12),
выбор поступка в новой для них
жизненной ситуации с опорой на золотое правило этики (13)
и др.
Слайд 24Примерная
основная образовательная программа
начального общего образования
от 8 апреля 2015
fgosreestr.ru
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики»
Слайд 25
Общие планируемые результаты. Выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии
с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести
Слайд 26Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры. Выпускник научится:
– раскрывать
содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера,
мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Слайд 27Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание,
регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов
России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Слайд 28Методические рекомендации МОиН РФ по изучению предметных областей Основы религиозных
культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России от 25.05.2015 http://www.orkce.org/node/564
4 класс – Основы религиозных культур и светской этики 34 часа ( учебный план на fgosreestr.ru)
5 класс – Основы духовно-нравственной культуры народов России – логическое продолжение курса ОРКСЭ (3 варианта организации)
Слайд 29Письмо Минобрнауки России №08-461 от 31.03.2015 «О направлении регламента выбора
модуля курса ОРКСЭ» // http://www.orkce.org/node/528
Слайд 31
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г.
№ 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Слайд 33
ПИСЬМО МОиН
от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО
УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Министерство просит провести ряд мероприятий для родителей
(законных представителей) обучающихся с целью ознакомления с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией изучения, обеспечения свободного и компетентного выбора родителями модуля изучения, в рамках которых:
провести родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ;
организовать встречи родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы;
обеспечить условия для ознакомления родителей с содержанием программы и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ в рамках школьной библиотеки;
организовать индивидуальную консультационную работу с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.
Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля изучения курса ОРКСЭ должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Слайд 34Электронные ресурсы
http://www.prosv.ru – изд-во «Просвещение
http://www.drofa.ru/ - изд-во «Дрофа»
http://www.school2100.ru/ -
«Школа 2100»
http://orkce.org.ru/– Основы религиозных культур и светской этики
Слайд 35Контакты
Духовно-Просветительский Центр, зам. руководителя отдела религиозного образования и катехизации,
магистр Владова Светлана Борисовна 8951 116 2135 kirillmefody74@mail.ru (епархия)
ЮУрГГПУ,
профессор Шитякова Наталья Павловна, shityakovanp@mail.ru 89080949508