Разделы презентаций


Новгородская живопись и музыкальное искусство

Содержание

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Новгородская живопись и музыкальное искусство

Новгородская живопись и музыкальное искусство

Слайд 2Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно

связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню

и деревянная скульптура.
Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись,

Слайд 3Мозаики и фрески Киевской Софии
Мозаики и фрески Софии Киевской –

это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия.
Авторами росписей были

не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.
Мозаики и фрески Киевской СофииМозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI

Слайд 4Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной

церкви, божественности, княжеской власти.
В суровых и строгих ликах переданы напряженная

духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.

Спас Вседержитель

Иоанн Златоуст

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти.В суровых и строгих

Слайд 5Богоматерь Оранта (Молящаяся)
(XI в. Собор Святой Софии. Киев)
Является одним из

шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной

с молитвой к Вседержителю Христу.

Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих.
Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.

Богоматерь Оранта (Молящаяся)(XI в. Собор Святой Софии. Киев)Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко

Слайд 6Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный

мир человека
В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось

два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки
Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человекаВ западной части собора Св. Софии

Слайд 7На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими

в руках макет Софийского собора
На другой фреске –

портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир с широко открытыми глазами.
Их одухотворенные лица индивидуализированы.
В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.
На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора  На

Слайд 8Новгородская живопись.
Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная

главным образом иконами. По сравнению с византийскими иконами, в новгородских

иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств.

Ранние иконы – «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»

Новгородская живопись.Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами. По сравнению с византийскими

Слайд 9Икона «Ангел Златые Власы»
В задумчивом и грустном выражении лица ангела

просматриваются доброта и кротость. Ярко – красный плащ, уголок которого

виден снизу, румянец щек, белокурые волнистые волосы с золотистыми нитями придают иконе особое очарование. Приглушенным охристым и оливковым тонам византийских икон новгородский мастер предпочел яркие и сочные тона.
Икона «Ангел Златые Власы»В задумчивом и грустном выражении лица ангела просматриваются доброта и кротость. Ярко – красный

Слайд 10Творчество Феофана Грека
(ок. 1340 – после 1405)
В творчестве византийского художника,

прибывшего в Новгород в 70-е годы XIV в. Передан неудержимый

порыв страстей. Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой.

Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый аскетизм. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения.

Но главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, - это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.

Творчество Феофана Грека(ок. 1340 – после 1405)В творчестве византийского художника, прибывшего в Новгород в 70-е годы XIV

Слайд 11Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.)
В лице столетнего старца чувствуется

трагизм, затаенная мольба, скорбь и надежда. Седые волосы, слезящиеся, почти

слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч – все призвано передать былую мощь и твердость духа старца.
Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения.
Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.)В лице столетнего старца чувствуется трагизм, затаенная мольба, скорбь и надежда. Седые

Слайд 12Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества
Немногое из произведений изобразительного искусства


Владимиро – Суздальской Руси
сохранило время. Небольшая часть фресок в

Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.
Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжестваНемногое из произведений изобразительного искусства Владимиро – Суздальской Руси сохранило время. Небольшая

Слайд 13Икона «Дмитрий Солунский»
(Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва)
В

монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный

в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне.
Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение.
В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти.

Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве
художника – иконописца.

Икона «Дмитрий Солунский»(Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва)В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого

Слайд 14Творчество Андрея Рублева
(ок. 1360/1370 – 1430)
Творчество Андрея Рублева принесло известность

и славу московской школе живописи.
Мало известно о судьбе этого

величайшего русского художника. Неизвестно его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой, взаимоотношения с окружающими людьми.
В его творчестве не отразилось мрачное, жестокое время, когда Русь находилась под монголо – татарским игом. Напротив, в нем царят спокойная тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души.
Творчество Андрея Рублева(ок. 1360/1370 – 1430)Творчество Андрея Рублева принесло известность и славу московской школе живописи. Мало известно

Слайд 15Икона «Спас в Силах»
(1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва)
На иконе

изображен восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия.

Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. Величавый облик спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нем национальный идеал, в котором выражены представления о справедливости и святости веры. Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.
Икона «Спас в Силах»(1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва)На иконе изображен восседающий на престоле Иисус Христос с

Слайд 16«Звенигородский Спас»
(Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва)
Это одно из

самых выразительных и проникновенных произведений Рублева.
В нем передано выражение

мягкой нежности и душевной доброты. Открытый и кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такой человечности и участия в судьбах людей, каких еще не знала древнерусская живопись.
Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая мягкость и плавность спокойных линий.
«Звенигородский Спас»(Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва)Это одно из самых выразительных и проникновенных произведений Рублева. В

Слайд 17«Троица»
(1425 – 1427)
Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея Рублева.


Она выражает идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.

«Троица»(1425 – 1427)Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея Рублева. Она выражает идеалы Добра и Справедливости, Любви

Слайд 18Творчество Дионисия
(ок. 1440 – 1503)
Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека

и Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра

и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III.

Произведения Дионисия отличают утонченные пропорции удлиненных фигур. Утратив объем, став бестелесными, они словно парят в пространстве.

Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые, лиловые, зеленоватые… Исследователи насчитывают в произведениях Дионисия около сорока тонов, отмечают 146 оттенков охры. Росписи Дионисия праздничные и радостные.

Творчество Дионисия(ок. 1440 – 1503)Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и Андрея Рублева. Он создал мир высокой

Слайд 19Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли,

где вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова

монастыря.
Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где вместе со своими сыновьями расписывал собор

Слайд 20Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется»,

проникнутая радостным прославлением Богоматери.
На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил

и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.
Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери.На фреске запечатлено множество

Слайд 21Музыкальная культура
Древней Руси

Музыкальная культура Древней Руси

Слайд 22Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян.

Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни

при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.
Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны

Слайд 23На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло

принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система

жанров.

Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения.

Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный

Слайд 24Основные принципы церковного песнопения –
«слаженность и доброчинство» – были

сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное

их исполнение.
Основные принципы церковного песнопения – «слаженность и доброчинство» – были сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали

Слайд 25В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно

произнесенное слово. Такое название он получил от славянского слова «знамя»,

т.е. «знак», которым записывали песнопения.

Знаменное пение также называют крюковым, т.к. изображение крюков являлось важнейшим музыкальным знаком.

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное слово. Такое название он получил от

Слайд 26Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она

сопровождала княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии и военные походы.

Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии

Слайд 27Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Широко применялись гусли,

сопели, свирели, флейта.

Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Широко применялись гусли, сопели, свирели, флейта.

Слайд 28В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны,

трубы, трещетки.
Они поддерживали боевой дух воинов во время сражений, снимали

эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победу.
В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны, трубы, трещетки.Они поддерживали боевой дух воинов во

Слайд 29Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струнный музыкальный

щипковый инструмент, упоминаемый
еще в X в. в «Повести временных

лет».

Издавна считалось, что гусли сродни человеческой душе, а их звон отгоняет смерть и болезнь

Название гуслей «яровчатые» произошло от материала, из которого они делались в старину: явора – белого клена.

Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струнный музыкальный щипковый инструмент, упоминаемый еще в X в.

Слайд 30На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в

«Слове о полку Игореве», былинные богатыри Вольга и Добрыня Никитич

в Киеве, Садко в Новгороде.
На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в «Слове о полку Игореве», былинные богатыри Вольга

Слайд 31В конце XI века в Новгородской летописи появилось первое упоминание

о колокольных звонах, которые собирали жителей города на вече для

принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужения в церкви

«Звонят колокола вечные в Великом Новгороде.
Стоят мужики новгородцы у Cвятой Cофии», - говорится позднее в «Задонщине» (конец XIV в.).

В конце XI века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города

Слайд 32Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые

музыкальные произведения.

Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения.

Слайд 33Примерно в XI в. Появляется народное искусство скоморохов – странствующих

актеров и музыкантов.

Примерно в XI в. Появляется народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов.

Слайд 34Контрольные вопросы:

В чем своеобразие художественной культуры Новгорода?

Какие песнопения звучали в

новгородских храмах?

Контрольные вопросы:В чем своеобразие художественной культуры Новгорода?Какие песнопения звучали в новгородских храмах?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика